«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
17.04.2007

Создание дистанционного курса “Тропическая медицина”

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет иностранных учащихся

Сергиев В. П.; Черникова Е. А.; Морозов Е. Н.; Аляутдин Р. Н.; Маркарян А. А.; Григорьева В. Ю.

Присоединение России к Болонской Декларации дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования и гармонизации требований к учебным программам с учетом опыта ведущих медицинских вузов Европы. В связи с этим, одной из серьезных проблем, которая стоит перед медицинскими вузами России, является перспектива подготовки специалистов из зарубежных стран и для зарубежных стран. Одновременно усиливается конкуренция за привлечение студентов из тропических развивающихся стран.

Несмотря на то, что во многих медицинских вузах РФ последнее время проходят обучение иностранные учащиеся, вопросы преподавания и единого методического обеспечения дисциплины «Тропическая медицина» не разработаны. Не существует и единой унифицированной программы данной дисциплины.

Анализируя программы по тропическим болезням для иностранных студентов, обучающихся в СССР, было выявлено, что, начиная с 1969 года, в программы включен пункт о внесении в изучение ряда нозологических форм, не относящихся к тропическим болезням. Во многих последующих программах и учебных планов медицинских вузов данный пункт рассматривался в пользу увеличения учебных часов по инфекционным болезням, характерным для стран умеренного климата, хотя курс и продолжал называться «Тропическая медицина». Постепенно программа «Тропической медицины» практически трансформировалась в расширение курса инфекционных болезней. Полностью были заменены и часы, выделяемые другим кафедрам в пользу кафедры инфекционных болезней. Отчасти это было обусловлено отсутствием во многих отечественных медицинских вузах специалистов по тропической патологии.

Это положение резко контрастирует с учебными программами ведущих медицинских школ Европы, где проводится четкая дифференциация курса «Тропическая медицина (клиническая паразитология)» от курса «Инфекционные болезни».

С целью создания курса по тропической медицине, отвечающего положениям болонской декларации нами был проведен анализ существующих программ курсов «Тропической медицины» как Российских, так и ведущих Европейских и мировых медицинских школ. Всего были проанализированы учебные планы, представленные на сайтах 32 медицинских факультетов из 17 стран (298 сайтов).

Во многих странах Европы и ряда медицинских школ Северной Америки тропическая медицина традиционно входит в программы подготовки врачей. Внутри стран Европы преподавание клинической паразитологии и тропической медицины как самостоятельного курса на медицинских факультетах обеспечено наличием специализированных кафедр паразитологии или тропических болезней.

В вузах «Тропическая медицина» и «Клиническая паразитология» отождествляются. В некоторых вузах преподают паразитологию на до-дипломном уровне (16 вузов из 11 стран). Однако число часов преподавания паразитологии при подготовке врачей и курсы, на которых проходит обучение существенно различается в разных университетах. Программы, изучающие тропическую медицину, чаще представлены на последнем курсе клинического периода обучения, продолжительность курса от 170 до 250 часов.

Следует особо подчеркнуть, что во всех изученных программах ведущих медицинских школ Европы и Северной Америки одновременно с курсом тропической медицины существует отдельный, не повторяющий тематики курса клинической паразитологии, курс по инфекционным болезням, подобный аналогичному курсу, преподаваемому в медицинских вузах России.

При прохождении программы по тропической медицине студенты изучают: биологию и морфологию паразитов, эпидемиологию, клинику, и лечение паразитарных болезней, лепры и тропических геморрагических лихорадок. Существуют модули по тропической дерматовенерологии. Студентов обучают стандартным методам лабораторной микроскопической диагностики и знакомят с методами молекулярной и генетической диагностики (ПЦР). Подобный курс носит название тропической медицины или клинической паразитологии. В таблице 1 представлен сравнительный анализ продолжительности и названий курсов в медицинских вузов Европы.

Таблица 1

Продолжительность и названия курса в ряде медицинских вузов Европы

Медицинский вуз

Название курса

Продолжительность
 (учебные часы)

Aberystwyth University 

Clinical Parasitology =
= Tropical Medicine

173

Charles University

Tropical Medicine

173

Queen Mary's School of Medicine & Dentistry

Tropical Medicine

192

Cambridge University MPD

Clinical Parasitology =
= Tropical Medicine

222

Анализ учебных программ и планов по тропической медицине позволил определить основные направления и подходы гармонизации преподавания клинической паразитологии в отечественных медицинских вузах с критериями и требованиями общеевропейской ассоциации подготовки медицинских кадров с целью создания конкурентоспособных отечественных учебных программ.

В 2000 г. в состав ММА им. И. М. Сеченова вошел Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского (ИМПиТМ). Научно-педагогический и исследовательский потенциал ИМПиТМ, богатый опыт в преподавании паразитологии и тропической медицины, высокопрофессиональные специалисты, имеющие опыт работы в странах жаркого климата, наличие богатейшего коллекционного материала, позволили начать подготовку иностранных студентов по новым оригинальным учебным планам.

Создание кафедры «Тропическая медицина и паразитарные болезни» на факультете иностранных учащихся ММА им. И. М. Сеченова открыло новые возможности для разработки дистанционного курса «Тропическая медицина». При разработке структуры курса были учтены основные тенденции в преподавании данного курса, присутствующие в учебных планах ведущих европейских медицинских школ. Программа курса   «Тропическая медицина» была составлена с учетом материала, освоенного студентами на предыдущих курсах, и не являлась повторением пройденного.

Данный курс включает в себя изучение распространения, этиологии, особенностей патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики основных тропических болезней и рассчитан на подготовку врачей, для работы в тропических и субтропических странах, что определяет его значение в системе медицинского образования. Особое внимание в программе курса уделено вопросам ранней и дифференциальной диагностики тропических болезней. В процессе преподавания широко используются материалы специальной программы ВОЗ по тропическим болезням, опыт международных школ подготовки медицинских кадров для работы в условиях тропиков, результаты последних научных исследований по тропическим и паразитарным болезням. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Таким образом, комбинируя основной учебный план с клиническими, эпидемиологическими особенностями профилактики и лечения тропических болезней студенты готовятся самостоятельно работать не только в клиниках тропических стран, но и вести научно-исследовательскую работу по изучению тропических болезней и разрабатывать программы борьбы с тропических болезней в условиях развивающихся стран.

Существующая программа составлена по модульному принципу и рассчитана на 114 часов (3,2 кредита), что существенно меньше объема преподаваемого в ведущих медицинских школах Европы.

Во исполнение заданий 2006 г. был подготовлен фрагмент программы - видеофильм «Симптоматика тропических и паразитарных болезней» в формате DVD, в котором наглядно показаны клинико-диагностические признаки тропических и паразитарных болезней. В этом фильме симптоматика тропических болезней представлена как по анатомическому, так и по нозологическому принципам. Представление материала по анатомо-физиологическому принципу наиболее соответствует порядку осмотра больного и ситуации, встречающейся во время врачебного приема.

Фильм раскрывает особенности клиники и диагностики тропических и паразитарных заболеваний. В нем представлен большой набор собственных видео и фотоматериалов, впервые представлены в фильме фрагменты амбулаторного приема больных тропической патологией. Эти материалы позволяют восполнить частое отсутствие реальных больных в учебных клиниках по всему спектру изучаемой тропической патологии.

* * * * *

На основании анализа лучших мировых программ по тропической медицине предложена структура курса, в которую включены разделы, ранее не преподававшиеся на подобных курсах в России, но изучаемые в европейских медицинских школах (тропическая дерматовенерология, иммунологические аспекты патогенеза тропических болезней, современные методы лабораторной и инструментальной диагностики) и исключены вопросы, дублирующие курс инфекционных болезней. Подготовлен фрагмент программы – видеофильм «Симптомы паразитарных и тропических болезней».

Представленная работа является первым этапом создания дистанционного курса «Тропическая медицина» для студентов, изучающих тропическую медицину и клиническую паразитологию.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова