«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
17.04.2007

Модернизация послевузовского медицинского образования: дистанционное обучение.

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет послевузовского профессионального образования врачей

 

М.В. Холопов, Т.А. Протопопова, Т.В. Заугольникова, И.Н. Денисов

На одно из первых мест в здравоохранении выдвигается проблема повышения качества высшего медицинского образования. Подготовка врача должна соответствовать запросам отрасли и общества в целом.

Все заинтересованы в том, чтобы врач был квалифицированным специалистом, не только понимающим свои узкоспециальные интересы, но и ориентированным в вопросах общественного здоровья, адаптированным к переменам, происходящим вокруг него.

Каким способом можно улучшить ситуацию в стране, когда каждый пятый врач в России до сих пор работает без сертификата специалиста, а каждый третий не имеет квалификационной категории.

Медицинская высшая школа не может не учитывать этих перемен – должны измениться форма обучения, объем информации, получаемой студентом в вузе и врачом, а также технологии получения этой информации.

В Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова было принято решение для улучшения создавшейся ситуации использовать современные информационно – коммуникационные технологии: в рамках формирования инновационного образовательного пространства в Академии создается система дистанционного обучения врачей общей практики. На данный момент создан дистанционный курс по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и идет его пилотное внедрение. На базе отработанных технологических, организационных и методических подходов планируется создание дистанционных курсов по другим направлениям подготовки.

Платформой для проведения обучения является специализированный учебный портал сети Интернет, базирующийся на электронной системе управления обучением. Он не только предоставляет слушателям учебно-методические материалы, но, что наиболее важно, служит средством, обеспечивающим связь между участниками образовательного процесса, средством планирования и управления процессом обучениея. Указанный портал располагается в сети Интернет по адресу www.dlmed.net.ru/cmdl.

Дистанционный курс, внесенный в портал, содержит весь объем учебно - методических материалов, необходимых для обучения согласно требованиям образовательного стандарта по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)». Следует отметить, что предоставление материалов именно на образовательном портале имеет ряд достоинств: быстрота и легкость обновления, возможность совместной работы, доступность.

Портал предоставляет возможности планирования обучения, контроль успеваемости: как формализованного (тестирование, формализованные задачи), так и не формализованного (интерактивные опросы, семинары, дискуссии). В портал включены электронные справочники (глоссарии) с возможностью полнотекстового поиска и автоматического поиска встречающихся в тексте определений со словарными статьями.

Следует особо отметить, что в портале предусмотрены современные средства общения между участниками образовательного процесса: форумы (веб-конференции), анкеты, опросы, обмен сообщениями и другие.

Портал построен на базе проверенных временем, отработанных средств  Интернет, и работа с ним не вызовет затруднений у пользователей, имеющих минимальные навыки работы в этой сети, а обучение врачей, впервые осваивающих программу, займет совсем немного времени. Причем, так как пользование учебным порталом унифицировано с использованием других интернет-ресурсов, не требуется прохождения специальных учебных курсов: достаточно просто освоить работу в Интернет и пользование электронной почтой.

Учитывая ограниченные у многих пользователей возможности доступа в Интернет, в дополнение к дистанционному курсу, размещенному во Всемирной сети, разработаны средства предоставления учебно-методических материалов в иных формах:

Во-первых, это электронные учебные пособия, представляющие собой копии модулей дистанционного Интернет – курса, размещенные на CD. В пособия входят «электронный учебник», словари (глоссарии), тесты.

Во-вторых, это видеолекции, которые могут быть представлены на CD, DVD, либо VHS-кассетах.

Кроме того, предусмотрена возможность огранизации видеоконференций, чтение дистанционных лекций и проведение семинаров в режиме реального времени. Курсант изучает дистанционно теоретическую часть цикла, а традиционным способом происходит освоение практических навыков и итоговый контроль.

Во время дистанционного изучения теоретической части курсант изучает учебно-методические материалы, решает контролирующие задания, консультируется с преподавателями при помощи электронных каналов связи. Следует подчеркнуть, что дистанционную «фазу» обучения ни в коей мере нельзя приравнивать к заочной. Это объясняется тем, что, в отличие от заочной формы обучения, дистанционное обучение обязательно предусматривает четкое планирование и контроль обучающих действий и неограниченное по частоте и времени общение преподавателя  обучающимся, а также обучающихся между собой. По существу, дистанционное обучение в данном случае является аналогом очного, только общение происходит опосредовано по электронным каналам связи.

Все действия и сообщения преподавателей и обучающихся фиксируются, что позволит избежать недоразумений и конфликтных ситуаций. По результатам прохождения курсантами контролирующих заданий автоматически формируются статистические отчеты, что позволяет, с одной стороны, наиболее достоверно проводить мониторинг успеваемости, а с другой, проводить оценку качества имеющихся материалов. Как пример можно привести следующую ситуацию: допустим, по результатам сформированного сервером статистического отчета процент правильных ответов курсантов на какой-либо тестовый вопрос чрезмерно мал. Из этого следует, что либо некорректно поставлен вопрос, либо соответствующий раздел информационных материалов слабо его освещает. Разумеется, такие статистические данные позволят регулярно достоверно оценивать качество и полноту контролирующих и информационных материалы и оперативно проводить их обновление.

По поводу обновления материалов следует заметить, что, в отличие от публикации в бумажной форме или на электронных носителях (компакт-дисках, дискетах), не требуется их переиздание. Новая версия материала становится доступной всем пользователям в тот самый момент, как внесены изменения.

Кроме того, используемая методика позволяет в значительной степени индивидуализировать обучение. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Допустим, стажированный врач-хирург проходит цикл профессиональной переподготовки по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)». Разумеется, он не нуждается в подробном изучении разделов учебной программы, касающихся хирургических заболеваний. В то же время, ему требуются определенные усилия для освоения терапевтических разделов, большие, чем, скажем, стажированному врачу-терапевту. При традиционной методике обучения и врач-хирург и врач-терапевт обязаны проходить хирургические разделы образовательной программы одинаковое время. Внедряемая в ММА им. И.М. Сеченова методика напротив позволяет врачу-хирургу минимизировать затраты времени на хирургическую часть образовательной программы (ему необходимо лишь подтвердить свои знания, решив контролирующие задания), а высвободившееся время уделить тем разделам, которые требуют повышенного внимания с его стороны. Таким образом, становится возможным обучать курсантов по гибким индивидуальным учебным планам, варьируя последовательность и продолжительность изучения разделов учебной программы.

Хотелось бы заметить, что используемая система обучения относится к так называемым асинхронным системам дистанционного обучения. Это означает, что допускается вход в портал участников не только из разных мест, но и в разное время.

Для группы или конкретого курсанта планируется изучение определенной темы на неделю. В течении этого срока преподаватель готов консультировать обучающегося по данной тематике. Нормативный срок ответа на вопрос – не более одних суток, проверка контрольного задания – двое суток (тестовые задания оцениваются автоматически немедленно после прохождения). За указанный срок курсант может ознакомиться с требованиями к содержанию и уровню усвоения темы, изучить информационные материалы, проконсультироваться у преподавателя, обсудить вопросы с другими обучающимися, решить контролирующие тесты и выполнить задания, заданные преподавателем.

Очевидно, что такой подход предоставляет определенные преимущества перед, проведением видеоконференций, когда участники образовательного процесса должны выполнять определенные действия в одно время, хотя и в разных местах. Выгоды асинхронной технологии более заметны, если учесть, что рабочее время и врача и преподавателя – это, как правило, утренние часы. При проведении дистанционного обучения по асинхронной технологии классический пример общения преподавателя и обучающегося врача выглядит следующим образом: обучающийся в удобное для себя время (допустим, вечером, после окончания рабочего дня) изучает информационные материалы, и, если встречает затруднения, публикует вопросы на портале. Преподаватель автоматически получает уведомление о заданном вопросе и в удобное время (но не позднее одних суток) публикует на портале ответы, о чем обучающийся также получет уведомление. Таким образом, общение может вестись как в реальном времени, так и в «отсроченном» режиме.

В большинстве случаев, записи, оставленные на портале ранее, могут просматривать (с возможностью автоматизированного полнотекстового поиска) также и другие участники образовательного процесса. Следовательно, курсантам доступны «конспекты» ранее происходивших бесед преподавателей и обучающихся. В известном приближении, это можно назвать «самоформирующимся» учебным пособием, которое составляется с учетом потребностей курсантов и с участием курсантов.

Таким образом, разрабатываемая в ММА им. И.М. Сеченова система дистанционного обучения позволит более рационально и эффективно расходовать ресурсы, повысить качество обучения и сделать прохождение обучения более эффективным и комфортным для врачей.

В Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова на базе опыта и технических решений, полученных при разработке дистанционного курса по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», начата разработка дистанционных курсов по другим медицинским специальностям и направлениям подготовки. 


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова