«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
16.04.2007

Дистанционное обучение в медицине

М.В. Холопов, кафедра семейной медицины ФППОВ ММА имени И.М. Сеченова.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы внедрения дистанционного обучения на различных уровнях образования: среднее, среднее профессиональное, высшее, по разным направлениям подготовки.

Наверное, больше всего вопросов вызывает дистанционное обучение специалистов в области медицины. Что именно следует понимать под дистанционным обучением? Есть ли необходимость использовать дистанционные образовательные технологии в подготовке врачей? Как это отразится на качестве подготовки? Давайте попробуем разобраться.

Что такое дистанционное обучение?

Сейчас существует множество определений и толкований этого термина. Чтобы прояснить данный вопрос, давайте проследим, как появилось и изменялось это понятие.

Более ста лет назад ряд европейских университетов начали проводить обучение по переписке. Студент по почте получал учебники и задания. Затем начиналась переписка, в ходе которой студент консультировался, задавал преподавателю вопросы и получал ответы на них. Позже почту заменили другие каналы связи: телефон, телеграф, факсимильная связь, а в дополнение к учебникам стали использоваться аудиозаписи и видеофильмы. В наше время наиболее удобными являются цифровые носители: для связи преподавателя и обучающегося используются компьютерные сети, а для предоставления учебно-методических материалов файлы, размещенные в компьютерных сетях и на носителях, таких, как компакт-диски и DVD.

В чем же сходство в процессах, которые происходили в разное время? Вполне очевидно, что это канал связи между преподавателем и обучающимся. По сравнению с традиционным, «недистанционным» обучением, непосредственный контакт, когда учитель и ученик находятся в одной аудитории и, таким образом, видят и слышат друг друга, сменился контактом, опосредованным различными каналами связи, но осталось главное – возможность общаться, что-то обсуждать, спорить.

Давайте проиллюстрируем это следующей аналогией. Допустим, мы наблюдаем за шахматным матчем. Шахматисты сидят друг напротив друга Они могут переговариваться, видят, как партнер по игре двигает фигуры на доске. Это служит иллюстрацией традиционного обучения, когда участники учебного процесса, этого «шахматного матча» непосредственно взаимодействуют друг с другом.

Теперь представьте, что эти два шахматиста находятся в разных городах и проводят матч. Возможно ли это? Конечно, если они могут связаться. Предположим, что они воспользуются телефоном: каждый из них диктует свой ход, а партнер на другом конце провода передвигает фигуры на своей доске. Такие матчи проводились еще в середине XX века. Таким образом, этот «дистанционный матч» служит аналогом дистанционного обучения.

Как же мы можем помочь нашим шахматистам, позволить им сосредоточиться на игре и не отвлекаться на телефонный разговор? Может быть, дать им общую шахматную доску? Но как, если они находятся в разных местах? Оказывается, это возможно! Мы создадим для них специальный Интернет – сайт, где есть виртуальная шахматная доска с фигурами. Каждый участник матча мышью со своего компьютера будет двигать фигуры и видеть ходы соперника. Кроме того, мы позволим им переписываться в интернет-форуме, чтобы они могли обменяться замечаниями, репликами. Именно это служит аналогией современному дистанционному обучению, при котором используются специализированные интернет-сайты (системы управления обучением).

Таким образом, можно резюмировать, что дистанционное обучение – это аналог традиционного обучения (т.е. двунаправленного взаимодействия обучающегося и обучающего), при котором контакт между участниками учебного процесса опосредован какими-либо каналами связи.

 Электронное обучение (CBT, computer-based training)

Электронное обучение построено главным образом на взаимодействии обучающегося с обучающей программой, установленной у него на компьютере или размещенной в компьютерной сети. Совершенно очевидно, что электронное обучение является самостоятельным термином, поскольку, в отличие от дистанционного обучения, не предполагает регулярного общения обучающегося с преподавателем.

 При заочном обучении обучающийся большую часть времени готовится самостоятельно, без возможности проконсультироваться с преподавателем, а преподаватель может консультировать студента и контролировать учебный процесс только во время сессий.

 Электронные библиотеки и медиатеки (хранилища мультимедийной информации: звуковых, графических, видеофайлов), безусловно, являются мощным подспорьем при любом обучении, и не только дистанционном. Но это лишь информационная база, которая может поддерживать учебный процесс, поскольку такое понятие, как «преподаватель» вообще не применимо к электронной библиотеке.

 Есть ли необходимость использовать дистанционные образовательные технологии в подготовке врачей?

 Давайте рассмотрим, к примеру, систему повышения квалификации врачей. Согласно нормативам, врач должен не реже, чем один раз в пять лет, повышать свою квалификацию. Для этого он проходит курс в учебном заведении (либо сам приезжает в учебное заведение, либо преподаватели выезжают для обучения группы врачей). После этого врачу продлевается сертификат (своеобразные «Водительские права»), который дает право заниматься лечебной работой следующие пять лет.

В этой системе есть некоторые слабые места, которые могут быть исправлены внедрением дистанционного обучения.

Во-первых, это «запаздывание знаний». Всем известно, насколько часто появляются новые заболевания (вероятно, любой помнит, как молниеносно появились и распространились так называемые «птичий грипп» и «атипичная пневмония»), разрабатываются новые препараты и методы лечения. Очевидно, что никто бы не хотел идти на прием к врачу, знания которого пять лет не обновлялись. Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации врачей позволит практикующему специалисту учиться на рабочем месте, сделать обучение непрерывным.

Во-вторых, это нерациональное использование времени. В России порядка 620 000 врачей. Если принять, что каждый из них повышает квалификацию раз в пять лет и курс обучения длится один месяц, то получается, что в данный момент порядка 10 000 врачей оторваны от работы для учебы. А ведь это практически население небольшого города! Дистанционное обучение позволит меньше отрывать от работы врачей, поскольку часть обучения будет проходить на рабочем месте.

В-третьих, это большая затратность. Либо врач уезжает для обучения и приходится нести расходы по оплате транспорта, проживания, либо группа преподавателей прибывает для обучения группы врачей и несет те же виды расходов. Дистанционное обучение позволит значительно сократить продолжительность командировок и минимизировать расходы по этим статьям.

Как мы видим, дистанционное обучение позволит поддерживать знания врачей актуальными (а это значит, повысить качество медицинской помощи), а также снизить затратность системы повышения квалификации.

Проблемы, которые предстоит решить

Несомненно, есть острые вопросы, которые не могут быть оставлены без внимания.

 

Можно ли учить врача дистанционно?

Противники внедрения дистанционного обучения в медицине часто приводят следующий тезис: а возможно ли дистанционно научить человека что-то «делать руками»? Ведь профессия врача во многом состоит в выполнении различного рода операций и манипуляций.

В ответ на это можно привести пример: это летчики. Прежде, чем сесть за штурвал самолета, они проходят большой курс теоретической подготовки, отрабатывают свои действия на тренажерах и симуляторах. Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Для того, чтобы правильно распределить время обучения на дистанционную и традиционную «фазы» необходима тщательная переработка учебного плана. 

Дефицит специалистов

В настоящее время очень остро ощущается дефицит преподавателей, которые могли бы разрабатывать дистанционные курсы для врачей и проводить по ним обучение. Нетрудно представить, что для этого нужна специальная подготовка не только по техническим вопросам, но и по методическим: например, разработчик курса должен правильно определить последовательность и соотношение дистанционной части обучения и традиционной.

Разумеется, коллективами медицинских ВУЗов принимаются меры для того, чтобы преодолеть возникающие трудности. Например, в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова ведется активная работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Перерабатываются учебные планы, разрабатываются дистанционные курсы. Кафедрой семейной медицины факультета последипломного профессионального образования врачей разработан дистанционный курс «Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании», призванный помочь в подготовке преподавателей к использованию дистанционного обучения.

Будем надеяться, что уже в ближайшее время мы сможем сказать, что дистанционные образовательные технологии успешно внедрены в учебный процесс многих медицинских учебных заведений. 

Кафедрой семейной медицины ММА разработан дистанционный курс «Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании» 

Проводимая в России структурно-функциональная реформа здравоохранения формирует ряд требований к модернизации медицинского образования. Изменения в системе медицинского образования должны быть направлены на повышение качества подготовки специалистов, поддержание актуальности их знаний и одновременно на рациональное расходование ресурсов.

Одним из возможных подходов к модернизации медицинского образования является внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.

В рамках реализации национального проекта в ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова разрабатывается система дистанционного обучения, призванная послужить платформой для внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс на всех факультетах ММА, на всех уровнях образования.

Однако, следует отметить, что на данный момент очень малое количество преподавателей ММА и других медицинских вузов имеют подготовку, необходимую для разработки дистанционных курсов и проведения обучения. Следует также отметить, что применение дистанционных образовательных технологий в обучении по медицинским специальностям имеет огромную специфику и весомые ограничения. Таким образом, возникает проблема обучения преподавателей использованию дистанционного обучения.

Коллектив кафедры семейной медицины, накопивший большой опыт по внедрению различных видов дистанционных технологий в учебный процесс, разработал курс повышения квалификации для преподавателей медицинских вузов по использованию дистанционного обучения.

Проведение курса будет осуществляться на базе дистанционных образовательных технологий (а именно, система управления обучением, размещенная в Интернет), что позволит слушателям, помимо изучения теоретического материала, получить опыт работы с реальными техническими средствами. Обучающиеся увидят систему глазами обучающегося, смогут поработать в роли разработчика и преподавателя.

Учебная программа

  • Тема 1. Что такое ДО? Определение понятия "Дистанционное обучение
    • Современное представление о дистанционном обучении. Понятия, с которыми следует дифференцировать термин «Дистанционное обучение» (электронное обучение, программированное обучение, заочное обучение, электронные библиотеки и базы знаний, самостоятельная подготовка). История и эволюция дистанционного обучения. Три поколения дистанционного обучения.
  • Тема 2. Зачем внедрять ДО? Актуальность и востребованность дистанционных образовательных технологий.
    • Актуальность и особенности дистанционного обучения в послевузовском профессиональном образовании врачей. Эффективность дистанционного обучения. Какие выгоды возможно получить при внедрении дистанционного обучения врачей (как дистанционное обучение позволит повысить качество подготовки специалистов, какие экономические выгоды принесет внедрение ДО).
  • Тема 3. Нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения врачей.
    • Основные регулирующие документы. Область применения и ограничение на использование дистанционного обучения.
  • Тема 4. Разработка дистанционного курса. Технические аспекты.
    • Выбор технологий. Технология отчуждаемых носителей, технология компьютерных сетей.
    • Реализация технической платформы ДО.
    • Основные виды учебно-методических материалов. Элемент «Учебная работа», Элемент «Ресурс», Элемент «Форум», Элемент «Глоссарий», Элемент «Задание», Элемент «Тест», Элемент «Чат», Элемент «Wiki», Элемент «Опрос», Элемент «Анкета».
    • Дополнительные материалы на отчуждаемых носителях на примере информационных CD – ROM. Видеофильм. CD с информационно-справочными материалами курса. CD, включающие виртуальные тренажеры.
  • Тема 5. Методические аспекты.
    • Психологические особенности ведения учебного процесса при помощи ДОТ. Преимущества материалов в электронной форме. Эргономические, психологические и технические особенности подготовки дистанционных курсов.
    • Учебная программа курса.
    • Академический календарь.
    • Руководство по изучению курса.
  • Тема 6. Особенности организации обучения в системе ДО
    • Преподаватели. Функции и роли преподавателей.
    • Особенности педагогического процесса в ДО. Общие особенности. Лекции. Практические занятия. Семинарские занятия. Консультации.
    • Качество и его оценка в дистанционном обучении. Стандарты ISO 9000-9004. Общие показатели качества. Предметные показатели качества. Показатели качества результатов образования. Оценка качества электронных учебных материалов. Основные показатели качества учебных материалов. Дополнительные показатели качества.
  • Итоговый контроль.
    • Заключительная веб-конференция. Разработка индивидуального мини-проекта внедрения ДО по специальности (направлению подготовки). 

Требования к первоначальным знаниям и умениям обучающихся и материально-техническому обеспечению

Обучающийся должен иметь:

  • навыки работы с ПК на уровне пользователя
  • навыки работы в сети Internet ( WWW и электронная почта) на уровне пользователя
  • высшее образование медицинского, технического или педагогического профиля
  • базовые знания в области педагогики
  • в распоряжении персональный компьютер с типичным программным обеспечением (графическая операционная система, интернет-броузер, средство для работы с электронной почтой) и подключением к сети Internet

 Для обучения приглашаются преподаватели медицинских вузов.

Контактная информация:
Холопов Максим Витальевич (admin@dlmed.net.ru)


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова