«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
13.04.2007

Дистанционный курс «Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании»

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет послевузовского профессионального образования врачей
Кафедра семейной медицины

И.Н.Денисов, М.В.Холопов
 

Проводимая в России структурно-функциональная реформа здравоохранения формирует ряд требований к модернизации медицинского образования. Изменения в системе медицинского образования должны быть направлены на повышение качества подготовки специалистов, поддержание актуальности их знаний и одновременно на рациональное расходование ресурсов.

Одним из возможных подходов к модернизации медицинского образования является внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.

В рамках реализации национального проекта в ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова разрабатывается система дистанционного обучения, призванная послужить платформой для внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс на всех факультетах ММА, на всех уровнях образования.

Однако, следует отметить, что на данный момент очень малое количество преподавателей ММА и других медицинских вузов имеют подготовку, необходимую для разработки дистанционных курсов и проведения обучения. Следует также отметить, что применение дистанционных образовательных технологий в обучении по медицинским специальностям имеет огромную специфику и весомые ограничения. Таким образом, возникает проблема обучения преподавателей использованию дистанционного обучения.

Коллектив кафедры семейной медицины, накопивший большой опыт по внедрению различных видов дистанционных технологий в учебный процесс, разработал курс повышения квалификации для преподавателей медицинских вузов по использованию дистанционного обучения.

Проведение курса будет осуществляться на базе дистанционных образовательных технологий (а именно, система управления обучением, размещенная в Интернет), что позволит слушателям, помимо изучения теоретического материала, получить опыт работы с реальными техническими средствами. Обучающиеся увидят систему глазами обучающегося, смогут поработать в роли разработчика и преподавателя.

Учебная программа

  • Тема 1. Что такое ДО? Определение понятия "Дистанционное обучение
    • Современное представление о дистанционном обучении. Понятия, с которыми следует дифференцировать термин «Дистанционное обучение» (электронное обучение, программированное обучение, заочное обучение, электронные библиотеки и базы знаний, самостоятельная подготовка). История и эволюция дистанционного обучения. Три поколения дистанционного обучения.
  • Тема 2. Зачем внедрять ДО? Актуальность и востребованность дистанционных образовательных технологий.
    • Актуальность и особенности дистанционного обучения в послевузовском профессиональном образовании врачей. Эффективность дистанционного обучения. Какие выгоды возможно получить при внедрении дистанционного обучения врачей (как дистанционное обучение позволит повысить качество подготовки специалистов, какие экономические выгоды принесет внедрение ДО).
  • Тема 3. Нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения врачей.
    • Основные регулирующие документы. Область применения и ограничение на использование дистанционного обучения.
  • Тема 4. Разработка дистанционного курса. Технические аспекты.
    • Выбор технологий. Технология отчуждаемых носителей, технология компьютерных сетей.
    • Реализация технической платформы ДО.
    • Основные виды учебно-методических материалов. Элемент «Учебная работа», Элемент «Ресурс», Элемент «Форум», Элемент «Глоссарий», Элемент «Задание», Элемент «Тест», Элемент «Чат», Элемент «Wiki», Элемент «Опрос», Элемент «Анкета».
    • Дополнительные материалы на отчуждаемых носителях на примере информационных CD – ROM. Видеофильм. CD с информационно-справочными материалами курса. CD, включающие виртуальные тренажеры.
  • Тема 5. Методические аспекты.
    • Психологические особенности ведения учебного процесса при помощи ДОТ. Преимущества материалов в электронной форме. Эргономические, психологические и технические особенности подготовки дистанционных курсов.
    • Учебная программа курса.
    • Академический календарь.
    • Руководство по изучению курса.
  • Тема 6. Особенности организации обучения в системе ДО
    • Преподаватели. Функции и роли преподавателей.
    • Особенности педагогического процесса в ДО. Общие особенности. Лекции. Практические занятия. Семинарские занятия. Консультации.
    • Качество и его оценка в дистанционном обучении. Стандарты ISO 9000-9004. Общие показатели качества. Предметные показатели качества. Показатели качества результатов образования. Оценка качества электронных учебных материалов. Основные показатели качества учебных материалов. Дополнительные показатели качества.
  • Итоговый контроль.
    • Заключительная веб-конференция. Разработка индивидуального мини-проекта внедрения ДО по специальности (направлению подготовки).

Требования к первоначальным знаниям и умениям обучающихся и материально-техническому обеспечению

Обучающийся должен иметь:

  • навыки работы с ПК на уровне пользователя
  • навыки работы в сети Internet ( WWW и электронная почта) на уровне пользователя
  • высшее образование медицинского, технического или педагогического профиля
  • базовые знания в области педагогики
  • в распоряжении персональный компьютер с типичным программным обеспечением (графическая операционная система, интернет-броузер, средство для работы с электронной почтой) и подключением к сети Internet

Для обучения приглашаются преподаватели медицинских ВУЗов.

Контактная информация: Холопов Максим Витальевич, admin@dlmed.net.ru


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова