«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
12.04.2007

Создание нового государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Стоматологический факультет

М.Я.Алимова, И.М.Макеева

Создание нового государственного образовательного стандарта по специальности 040400 - Стоматология определяется главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе, а именно подготовкой конкурентоспособного высококвалифицированного специалиста с учетом зависимости образования от распространенности и эпидемиологического течения болезней полости рта и зубов, потребности и состояния системы здравоохранения в регионах, владеющего новейшими технологиями в сфере диагностики, лечения и профилактики стоматологических специальностей.

Цель. Создание государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология в соответствии с современными требованиями общества и стоматологической науки для реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье» в сфере стоматологии.

Задачи.

  1. Анализ действующего государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология.
  2. Анализ особенностей профессиональной ориентации государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология по различным дисциплинам.
  3. Обоснование инновационных изменений государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология.
  4. Разработка нового государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология.

         Методы исследования. Анализа методов и материалов, распространенных в отечественной и зарубежной стоматологической практике, науке, образовании, организации, отражающих потребности современного практического здравоохранения. Таким образом, был применен анализ имеющихся документов и создание на их базе качественно нового продукта – государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – стоматология.

         Результаты и их обсуждение. Коллективом стоматологического факультета ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова» создан проект государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – стоматология, впервые базирующийся на анализе существующих международных систем образования и интегрированный с потребностями современной отечественной стоматологии.

В современном государственном образовательном стандарте наблюдается диспропорция между циклом гуманитарных и социально-экономических дисциплин, циклом математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин, циклом профессиональных дисциплин и циклом дисциплины специальности. Кроме того, в структуре самих циклов «иностранный язык», «правоведение», «психология», «философия», «экономика» (гуманитарные и социально-экономические дисциплины, федеральный компонент), «биоэтика», «история медицины (фармации)» (гуманитарные и социально-экономические дисциплины, национально-региональный (вузовский компонент), дисциплины, рекомендованные УМО), «математика», «физика», «информатика», «химия», «биология», «биологическая химия», «анатомия человека», «гистология, эмбриология, цитология», «нормальная физиология», «микробиология, вирусология», «фармакология», «патологическая анатомия», «патофизиология» (естественно-научные, математические и медико-биологические дисциплины, федеральный компонент), «гигиена с основами экологии человека», «общественное здоровье и здравоохранение» (профессиональные дисциплины, федеральный компонент) отсутствует профессиональная ориентация материала на образование и формирование врача-стоматолога, ориентирующегося в правовом, экономическом, социальном, психологическом, информационном пространстве современного меняющегося мира. В то же время эти компоненты государственного образовательного стандарта загружены обширным теоретическим материалом без специфической для специальности смысловой нагрузкой. Таким образом, необходима профессиональная переориентация содержания перечисленных компонентов. За счет перераспределения общей трудоемкости в пользу объема по профессиональным дисциплинам: внутренние болезни, ВПТ, пропедевтика внутренних болезней, общая физиотерапия, клиническая фармакология, топографическая анатомия и оперативная хирургия челюстно-лицевой области, хирургические болезни, ВПХ, общая хирургия, лучевая диагностика и терапия, военная и экстремальная медицина, инфекционные болезни, фтизиатрия, эпидемиология, ВЭ, дерматовенерология, оторинолярингология, офтальмология, неврология, психиатрия, наркология, судебная медицина, судебная стоматология, акушерство, педиатрия (клинические дисциплины, федеральный компонент), - можно существенно улучшить клиническую подготовку выпускника по специальности 040400-стоматология в соответствии с требованиями к уровню подготовки, выполнению профессиональной деятельности, к решению поставленных задач и уровнем умения. Увеличение компонента по составляющим дисциплин специальности стоматология (пропедевтическая стоматология, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ВЧЛХ, ЛФК, реабилитология, ортопедическая стоматология, стоматология детского возраста) по обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки врача по специальности 040400-стоматология, практического обучения позволит реализовать подготовку специалиста в соответствии с требованиями Болонского процесса: формирование высокообразованного врача-стоматолога, умеющего гибко перестраивать свою профессиональную деятельность и способного к постоянному профессиональному совершенствованию.

Одна из проблем обучения студентов – слабые клинические базы, размещенные, в основном, в государственных поликлиниках, где количество кресел обычно не соответствует потребностям, что ведет к конфликтным ситуациям между их руководством и администрацией факультетов. Это объясняется незаинтересованностью поликлиник в размещении на их базе кафедр. Плохое материальное оснащение учебного процесса, недостаточная практика вследствие этого приводят к несовершенству мануальных навыков у выпускников по всем специальностям, отсутствию системного подхода и необходимости их доучивания уже на рабочих местах после распределения. Поэтому необходимо предусмотреть наличие универсального фантомного модуля на занятиях в соотношении 1 студент : 1 модуль, наличие рабочих мест в соотношении 5 студентов : 2 стоматологические установки. Необходимо внедрить в учебный процесс преподавание новых диагностических, лечебных и профилактических технологий: визуализация первоначального статуса пациента в статическом и динамическом режимах, результата планируемого стоматологического вмешательства, получение и интерпретация современных трехмерных рентгеновских изображений, метод оптического слепка лазерным сканированием, сканирование моделей, зубных рядов в полости рта и компьютерное изготовление ортопедических конструкций по технологии САД/САМ, получение и интерпретация функциональных методов исследования с использованием лицевой дуги и артикулятора, аксиографа, электромиографа, мастикациографа и других. Для этого необходимо предусмотреть новое материально-техническое, учебно-методическое, кадровое обеспечение учебного процесса, требования к организации практик. В настоящее время констатируется оторванность процесса преподавания во многих отечественных вузах от зарубежного опыта (В.К.Леонтьев, соавт.,2001). Для решения этой проблемы, а также в соответствии с требованиями Болонского процесса и внедрением принципов доказательной медицины необходимо разработать требования к библиотечному фонду высших учебных заведений с учетом расширения его включением современных отечественных и зарубежных журналов по различным дисциплинам стоматологии.  

Проведен анализ действующего государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология; анализ особенностей профессиональной ориентации государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология по различным дисциплинам; обоснование инновационных изменений государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология; разработка нового государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология.

Необходима разработка адекватной стратегии всех этапов образования, являющихся важным фактором образовательной политики, концентрирующим в себе многие сложные проблемы социализации личности в меняющемся мире, ее способности включаться в созидательную деятельность. В современных условиях целью профессиональной подготовки стало формирование стоматолога, который в состоянии предоставить по возможности лучшую помощь в области полости рта при данных обстоятельствах.

Проанализированы, изменены или написаны заново следующие разделы: общая характеристика специальности 040400 «Стоматология», требования к уровню подготовки абитуриента, общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 040400 «Стоматология», требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки врача по специальности 040400 «Стоматология», сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 040400 «Стоматология», требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 040400 «Стоматология», требования к разработке основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога, требования к кадровому обеспечению учебного процесса, требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, требования к организации практик, требования к уровню подготовки выпускника по специальности 040400 «Стоматология», требования к профессиональной подготовленности специалиста, требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

Внедрение предложенной программы требует наличия на стоматологических факультетах  кадрового обеспечения, современной материально-технической образовательной и клинической базы, возможности осваивать мануальные навыки на универсальных фантомных модулях, наличия системы дистанционного образования, разделов соответствующих гуманитарных и социально-экономических, математических, естественнонаучных, медико-биологических, профессиональных дисциплин и дисциплин специальности.

         Заключение. Разработка проекта ГОС по специальности 040400 «Стоматология» проведена в рамках реализации «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова». Направление работы – специальность «стоматология». Проведены: анализ действующего государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология; анализ особенностей профессиональной ориентации государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология по различным дисциплинам; обоснование инновационных изменений государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология; разработка нового государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – Стоматология.

В новом государственном образовательном стандарте создана пропорциональность между циклами гуманитарных и социально-экономических, математических, естественнонаучных и медико-биологических, профессиональных и циклом дисциплин специальности. В структуре самих циклов созданы профессионально ориентированные разделы, создающие условия для освоения материала, направленные на образование и формирование врача-стоматолога с первого курса, способного к перманентному профессиональному совершенствованию на протяжении всей врачебной деятельности. Проведено освобождение компонентов государственного образовательного стандарта от балласта теоретического материала без специфической смысловой нагрузки. Созданы требования к разработке основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога, к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса. Разработаны требования к организации практик, к профессиональной подготовленности специалистов, к итоговой государственной аттестации специалиста.

Список литературы.

  1. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» Приказ МЗ РФ № 337 от 27.08.1999. - М.
  2. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» Приказ Минздрава РФ № 337 от 27.08.1999. – М. 
  3. «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». Приказ МО РФ от 2.03.2000г. № 686. – М.
  4. Directive 2005/36/EC of the European parliament and of the counsil of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifications (Тhe European parliament and the council of the European Union).
  5. Jolan Banoszy Гармонизация стоматологического образования и учебного плана в Европе//Маэстро. – М., 2000. - №2. – С. 94-96
  6. List of Lectures. Charles University in Prague, Faculty of Medicine// Universitas Carolina Progensis.- 2005.- 153 p.
  7. Plasschaert A., Holbrook W., Delap E. Et All. Профиль и компетентность современного европейского стоматолога//Кафедра. – М., 2006. – том 5. – №1. – С. 70 - 72.
  8. Plasschaert A., Holbrook W., Delap E. Et All. Профиль и компетентность современного европейского стоматолога// Кафедра. – М., 2006. – том 5. – №2. – С. 78 - 80.
  9. Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего стоматологического образования в России (под редакцией акад. РАМН, профессора Н.Д. Ющука// Материалы международной конференции. – М., 2006. – 143 с.
  10. Боровский Е.В. Проблемы стоматологии//Стоматология. – М., 1992. - №3-6. – С.6-8
  11. Вулфорд М. Как обучают в стоматологическом колледже в Англии//ДентАрт. – 1996. - №2. – 16-19
  12. Галиев Р.Г. Организация перспективного стоматологического образования//Российский стоматологический журнал. – М., 2000. - №5. – С. 33-36
  13. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040400 – «Стоматология». Квалификация «Врач-стоматолог». – М. – 2000.
  14. Ефремов А.П. «Болонские мотивы» во внутривузовской системе качества обучения//Аккредитация в образовании. – М., 2006. – № 7. – С. 24 – 25.
  15. Журналу «Стоматология» - 75 лет//Стоматология. – М., 1997. - № 6. – С. 4-5
  16. Кудрявая Н.В., Рейнальдо Перес Ловелла Психологическая и педагогическая компетентность в формировании будущих российских врачей-стоматологов//Стоматология. – М., 1997. – № 6. – С.59-60
  17. Леонтьев В.К., Безруков В.М. Стоматология в ХХI веке//Маэстро. – М., 2000. - № 1. – С.7-9
  18. Леонтьев В.К., Соколов Е.И., Володин Н.Н., Безруков В.М., Максимовский Ю.М. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии//Стоматология. – М., 2001. - №2. – С.4-10
  19. Ли Р.Т., Киршен Р. Программа постдипломного образования врачей-ортодонтов в Великобритании//Ортодент-Инфо. – М., 2000. - № 1-2. – С.26-30
  20. О введении специальности «стоматология профилактическая» Приказ 33 Министерства здравоохранения РФ от 6.02.2001. – М.
  21. Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 2000-2004 годы и на период до 2010 года: Доклад министра здравоохранения РФ Ю.А.Шевченко от 15 марта 2000 г. – М. – 2000. – 66 с.
  22. Пальцев М.А. В центре внимания – медицинские кадры// Медицинская академия. – М., 2006. – №3. – С. 1 – 2
  23. Пальцев М.А. Образование через всю жизнь. // Аккредитация в образовании. – М., 2006. – № 7. – С. 30 – 31
  24. Персин Л.С., Хорошилкина Ф.Я. Преподавание ортодонтии в высших учебных заведениях России, в том числе в период последипломного обучения//Ортодент-Инфо. – М., 2001. - №3. – С. 18-24
  25. Персин Л.С.Современный взгляд на ортодонтию как на специальность//Маэстро. – М., 2000. - № 1. – С.5-6
  26. Программа по стоматологии (дисциплины специальности) //М., 2003. – 178 с.
  27. Терешко Н.В., Аверьянов П.Ф., Чиж А.Г. Проблемы инновационного образования в системе «школа-ССУЗ-ВУЗ»//Новые технологии в медицине, Материалы Всероссийской научно-практической конференции, апрель, 2001, Саратов, 2001 – С.277-278.
  28. Трезубов В.Н. Предложения по улучшению преподавания прикладных вопросов медицинской психологии, психиатрии и анестезиологии студентам-стоматологам//Стоматология. – М., 1991. - №6. – С.72-74

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова