«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
12.04.2007

Разработка наглядного дидактического материала по дисциплине 040400 – стоматология в рамках реализации «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова»

ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова
Стоматологический факультет

И.М.Макеева, М.Я.Алимова, А.И.Ерохин

Преподавание дисциплин специальности 040400 – стоматология требует использования большого количества иллюстративного материала, позволяющего наглядно продемонстрировать ту или иную патологию. В ряде случаев подобрать тематических пациентов непосредственно к практическому занятию бывает невозможно, некоторые пациенты отказываются беседовать со студентами и не разрешают себя осматривать. В этом случае неоценимую помощь преподавателю может оказать система дистанционного образования и иллюстративный материал к нему.

Еще одна область применения системы дистанционного образования – демонстрация высокотехнологичных операций и манипуляций, которые невозможно продемонстрировать большой группе студентов. Записанные на электронные носители оперативные вмешательства и манипуляции позволят сделать учебный процесс более наглядным, а, значит, более эффективным.

Цель – повышение эффективности и качества учебного процесса на основе создания иллюстративного материала для дистанционного образования по разделам дисциплин специальности для реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье» в сфере стоматологии.

Задачи:

  1. Создать виртуальную библиотеку иллюстраций по теме «Некариозные поражения», «Кариес и его осложнения», «Заболевания пародонта», «Болезни слизистой полости рта».
  2. Создать электронный образовательный ресурс «Оперативное лечение патологии пародонта».
  3. Создать методическое сопровождение по использованию разработанных материалов в учебном процессе.

Результаты и их обсуждение.

Для достижения цели и решения поставленных задач нами создана виртуальная библиотека иллюстраций по теме «Некариозные поражения», «Кариес и его осложнения», «Заболевания пародонта», «Болезни слизистой полости рта», электронный образовательный ресурс «Оперативное лечение патологии пародонта», методическое сопровождение по использованию разработанных материалов в учебном процессе.

Рассмотрим структуру разработанного проекта на примере темы «Заболевания пародонта». Электронный образовательный ресурс «Оперативное лечение патологии пародонта» включает две группы вмешательств. В первой сгруппированы вмешательства, направленные на устранение пародонтального кармана (ПК). В эту группу внесены:

  1. Кюретаж ПК закрытый;
  2. Кюретаж ПК открытый;
  3. Гингивэктомия;
  4. Лоскутные операции;
  5. Апикально смещенный лоскут;
  6. Направленная регенерация тканей пародонта.

Вторую группу составили из вмешательств, направленных на устранение нарушений строения мягких тканей преддверия полости рта, которые не только утяжеляют течение воспалительного процесса в пародонте, но в ряде случаев сами являются причинами специфических его поражений:

  1. Пластика уздечек и тяжей (френулопластика по Лимбергу и Гликману);
  2. Вестибулопластика (по Кларку, по Эдлан-Мейхеру и туннельная методики);
  3. Операции по устранению рецессий (перемещенные лоскуты на ножке: коронарный, латеральный; и субэпителиальный небный лоскут).

Основной задачей мукопластических манипуляций определено создание достаточной ширины зоны прикрепленной (кератинизированной) десны в целях последующего устранения рецессии и карманов, выходящих за границу слизисто-десневого соединения, и. устранения натяжения десневого края под действием мышц языка, шуб, щек, уздечек.

Проведено уточнение параметров «нормы» тканевых структур, необходимой не только для их восстановления в ходе операции, но и для выбора методик проведения самих операций. В первую очередь, это касается формирования лоскутов, проведения разрезов, имеющихся объемов тканевых структур, так как именно перечисленные параметры не только позволяют оценить реально клиническое состояние, но определить границы возможностей (либо невозможностей) их коррекции. Последний факт в ряде случаев особенно значим.

Представлены критерии определения ширины зоны прикрепленной десны, при которой она сможет активно противостоять перечисленным видам механических воздействий и предупредить рецессии (одиночные или множественные) десны, архитектоники костных структур челюстей, морфологии корней зубов, толщины костных структур над ними, анатомической формы зубов, наличия на их коронковой части патогенных формирований (эмалевых капель, бороздок), параметров индивидуальных мышечных структур, их силы и формы взаимодействия с этой защитной кератинизированной зоны. Для обучающихся обоснована нецелесообразность формирования единых  для всех случаев критериев. Но выделен главенствующий из них для определения состоятельности зоны прикрепленной десны, а именно отсутствие ее ишемизации при внешних воздействиях: отведении губ, языка независимо от ширины.

Подробно составлено методическое обеспечение электронного образовательного ресурса с алгоритмом подготовки, самого оперативного вмешательства, особенностей ведения послеоперационного периода.

Каждая из методик проведения операции иллюстрирована видеофильмом, иллюстрирующим ход оперативного вмешательства. Акцентировано внимание обучающихся на технике проведения анестезии, разреза, иммобилизации слизисто-надкостничного лоскута, тоннелирования, наложения швов. Студенты имеют возможность ознакомиться и с различными клиническими случаями, ведение которых проводилось различными методами или их модификациями. Сравнительный анализ облегчен серией фотографий стоматологического статуса пациентов до лечения и в ближайшие и отдаленные сроки после операции. Важно и то, что в клинике невозможно обеспечить должный обзор операционного поля, что затрудняет восприятие оперативной техники учениками. При использовании электронного образовательного ресурса, выполненного с помощью качественной современной цифровой видеотехники, возможно увеличение фрагмента для получения детализирующей информации и многократное повторение интересующих манипуляций.

Повторение и отработка мануальных навыков проводится после освоения материала на электронном носителе с сопровождающим его методическим обеспечением на нативных свиных головах.

Внедрение предложенных образовательных ресурсов предопределяет создание на стоматологических факультетах  системы дистанционного образования, подготовки кадрового состава кафедр, современной материально-технической образовательной и клинической базы, возможности осваивать мануальные навыки на универсальных фантомных модулях, наличия, разделов профессиональных дисциплин и дисциплин специальности.

 

Результаты научно-исследовательской работы проведены в соответствии со следующими основными направлениями инновационной деятельности ГОУ ВПО «ММА им. И.М.Сеченова»:

-                адаптация и внедрение международных стандартов в образовательную деятельность академии, в т.ч. реализация положений Болонской декларации, международных образовательных стандартов медицинского и фармацевтического образования, механизмов признания документов об образовании и др.;

  • создание системы дистанционного обучения в рамках послевузовского образования медицинских и фармацевтических работников;
  • внедрение и сертификация системы управления качеством образования в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества и принципам Всеобщего менеджмента качества;
  • развитие инновационной образовательной, научно-производственной и научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов.

              Cформировано содержание разделов «Некариозные поражения», «Кариес и его осложнения», «Заболевания пародонта», «Болезни слизистой полости рта» блока «Дисциплины специальности (стоматология)» государственного образовательного стандарта по специальности 040400 – стоматология, содержание преподавания пропедевтики стоматологических заболеваний в виде лекционного курса и блока для самостоятельной работы студентов, иллюстрированы разделы международной классификации стоматологических болезней для лекционного курса и блока для самостоятельной работы студентов.

Проведено адаптирование разделов для системы дистанционного образования, создающее условия для освоения материала, направленное на образование и формирование врача-стоматолога, способного к перманентному профессиональному совершенствованию на протяжении всей врачебной деятельности.            


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова