«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
10.04.2007

Методика формирования мануальных хирургических навыков у студентов стоматологического факультета

Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова
Стоматологический факультет

И.М.Макеева, А.И.Ерохин, М.Я.Алимова, С.П. Сысолятин 

Главный специалист по стоматологии ММА им. И.М.Сеченова – профессор, д.м.н. И.М.Макеева

Одной из важнейших задач формирования специалиста в хирургии и стоматологии является качественная отработка мануальных навыков. Учитывая, что на настоящий момент в российском законодательстве не создана нормативная база приема больных студентами высших медицинских учебных заведений, актуальна организация  альтернативных методов образования. Эта проблема стоит и перед всеми образовательными системами Европейского сообщества. Основным методом пропедевтического курса обучения стоматологов стало использование  фантомных установок с муляжами головы и зубов, на которых отрабатывают препарирование твердых тканей зубов при лечении кариеса, его осложнений, проведении протезирования. Он позволяет сформировать мануальные навыки по препарированию зубов и их пломбированию, обработке и обтурации корневых каналов на муляжах. Но выполнение различных техник местной анестезии, разрезов, наложения швов, костной пластики требуют использования трупного материала, малодоступного для массового обучения студентов.  

Цель исследования – создание методики отработки мануальных хирургических навыков у студентов стоматологических факультетов.

Материал и методы

Для решения поставленной цели в рамках учебных курсов хирургической стоматологии и пародонтологии предлагается использование нативных препаратов голов свиней. Это доступный аналог трупного материала, который по своим анатомическим характеристикам пригоден для отработки техники ряда хирургических манипуляций и оперативных вмешательств в условиях, абсолютно приближенных к реальным. Для этого составлен проект нормативной документации, регламентирующей хранение и утилизацию нативных свиных голов после их использования, разработаны перечни манипуляций, этапов, оперативных вмешательств, наборов необходимых инструментов.

 

Результаты и обсуждение

В результате проведенного исследования разработана методика приобретения, хранения и утилизации нативных препаратов голов животных, организации работы студентов «в четыре руки» с формированием техник местной анестезии, разрезов, наложения швов, костной пластики, пародонтологических вмешательств.

         Работа с биологическим материалом требует соблюдения следующих санитарных правил:

  1. Выделение отдельного помещения, которое оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, стены и пол покрыты керамической плиткой, потолок - влагостойкой краской или моющимися металлическими панелями, оконные и дверные блоки выполнены из пластика. Оснащение – лабораторная (медицинская) мебель, две мойки, бактерицидный облучатель. Помещение должно быть оснащено мойкой, бактерицидным облучателем, вентиляцией. Ежедневно должна проводиться влажная уборка, еженедельно - генеральная.
  2. Препараты приобретаются при наличии сертификатов ветеринарного контроля и штампа ветеринарного осмотра.
  3. Хранение препаратов не более суток до момента утилизации возможно в естественных условиях. Далее - в холодильных камерах с температурой 5°С и ниже. При отсутствии холодильной камеры препараты должны приобретаться непосредственно в день практических занятий и утилизироваться в этот же день.
  4. Студенты должны быть одеты в хирургические костюмы и шапочки. Лицо должно быть защищено маской, плексигласовым щитком или защитными очками, костюм – влагостойким фартуком.
  5. Препарат размещается на специальном поддоне таким образом, чтобы отделяемые в процессе работы фрагменты препарата полностью умещались на нем и не попадали на поверхность медицинской мебели. Для предотвращения скольжения препарата по поверхности поддона в качестве подкладки используют непромокаемые салфетки.
  6. Выделяются отдельные наконечники и инструментарий При выполнении манипуляций с подсадочными материалами (мембраны, гетерокость, остеотропные препараты), имплантатами в целях экономии рекомендуется использовать нестерильные препараты.
  7. Сразу после окончания работы препараты должны быть погружены в емкости с дезинфицирующими растворами. После дезинфекции препараты собираются в пластиковые герметичные, влагоустойчивые пакеты желтого цвета, с возможностью безопасного сбора в них до 15 кг отходов. Пакеты должны быть закреплены на специальных стойках (тележках). Пакет заполняется не более чем на ¾, после чего из него удаляется воздух, и ответственный сотрудник проводит его герметизацию. Пакеты маркируются надписью «Опасные отходы. Класс Б» с кодом подразделения, названием учреждения, датой и фамилией ответственного за сбор отходов сотрудника (СанПиН 2.1.7.728-99).
  8. Использованный перевязочный материал и другой разовый мягкий инвентарь обрабатывается в дезинфицирующем растворе, после чего собирается в герметичные пакеты. Для дальнейшей транспортировки пакеты помещаются в герметичные контейнеры. Хирургический инструментарий одноразового назначения (игла, лезвия скальпелей и пр.) после дезинфекции собирается в одноразовую твердую упаковку (жесткие герметичные контейнеры) для дальнейшей транспортировки и утилизации.
  9. Хирургический инструментарий и мягкий многоразовый инвентарь многоразового назначения замачивается в емкостях с дезинфицирующим раствором, а после дезинфекции подвергается мойке и подготавливается к транспортировке в Центральное стерилизационное отделение.

При организации работы с нативными препаратами животных можно использовать две схемы обучения: непосредственная работа студентов с препаратом и использование препарата по принципу «виртуальной операционной», когда вмешательство, выполняемое преподавателем или студентами, транслируется в учебный класс с соответствующими комментариями. Непосредственная работа студентов с препаратами выполняется в «четыре руки», т.е. идет имитация работы врач-хирург - ассистент. Таким образом, в проведении оперативного вмешательства заняты два студента.

Рекомендуемые манипуляции для отработки на биологических препаратах голов свиней: разрезы кожи, слизистой оболочки, надкостницы с последующим наложением швов, разрезы с учетом ранее выбранной формы лоскута, отслаивание слизисто-надкостничного лоскута, трепанация кортикальной пластинки, забор костного блока, сбор костной стружки в костную ловушку, препарирование костной ткани с применением бормашины, лазерного аппарата, аппарата для пъезохирургии, формирование костной полости, ее заполнение остеотропным препаратом, укладка лоскута и наложение швов на слизистую оболочку.

Перечень оперативных вмешательств для отработки мануальных навыков студентами-стоматологами: резекция верхушки корня, гемисекция зуба, короно-радикулярная сепарация зуба, ампутация корня зуба, пластическое устранение перфорации дна верхнечелюстной пазухи, ушивание лунок после экстракции зубов, забор монокортикального блока, вестибулопластика, гингивопластика, лоскутная операция, постановка имплантатов зубов и ортодонтических имплантантов.

Для проведения манипуляций и оперативных вмешательств необходимо оборудование кабинета физиодиспенсером, хирургическим отсосом, пьезоэлектрическим ультразвуковым хирургическим аппаратом, оснащение набором инструментария, в который входят скальпели серповидный и брюшистый № 15, хирургические ретракторы, гладилка серповидная, распаратор, боры и фрезы шаровидные и цилиндрические, иглодержатели, ножницы в ассортименте, ложки кюретажные, щипцы и элеваторы для удаления зубов, пинцеты хирургические и анатомические, набор хирургический для установки имплантатов, шприц карпульный, шприц карпульный для перилигаментарной анестезии.

В комплектацию расходных материалов должны входить мягкий перевязочный, остеопластический, шовный, материал, антисептические и физиологический растворы, имлантанты, одноразовые шприцы, хирургические иглы.

Заключение

Предлагаемая методика формирования мануальных хирургических навыков у студентов способствует повышению эффективности и качества учебного процесса на основе разработки подходов к созданию нативной модели, позволяющей отработать все этапы оперативных вмешательств, применяемых в стоматологии на челюстных костях и пародонте.

Резюме

В статье проведено обоснование необходимости применения нативных свиных голов в учебном процессе, представлены требования по хранению и утилизации свиных голов, перечни оперативных вмешательств, необходимых инструментов и расходных материалов        

Ключевые слова

Пародонтологические операции, мануальные навыки, хирургическая пародонтология, обучающие технологии в хирургии

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вулфорд М. Как обучают в стоматологическом колледже в Англии // ДентАрт. – 1996. - №2. – С.16-19.
  2. Галиев Р.Г. Организация перспективного стоматологического образования // Российский стоматологический журнал. - 2000. - №5. – С.33-36.
  3. Инструкция по сбору, хранению и сдаче лома медицинских изделий однократного применения. – Минздрав СССР, 24.09.89
  4. Клиническая оперативная челюстно-лицевая хирургия: Руководство для врачей / Под ред. В.Н.Балина, Н.М.Александрова. – СПб.: «СпецЛит», 2005. – 574с.
  5. Леонтьев В.К., Заславский С.А., Абакаров С.И., Шестаков В.Т. Развитие специализации и преемственности при оказании комплексной стоматологической помощи. – М.: «Знание», 2004. – 320с.
  6. Леонтьев В.К., Соколов Е.И., Володин Н.Н., Безруков В.М., Максимовский Ю.М. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии // Стоматология. - 2001. - №2. – С.4-10.
  7. Мельников М.Н. Методические рекомендации по проведению секционного курса // Новосибирск, 2000. – 11с.
  8. Мещерякова М.А. Оперативная хирургия и топографическая анатомия // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия», 2005. – 512с.
  9. Правила по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических и судебно-гистологических лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений. МЗ СССР 20.03.1964г. №468-64.
  10. Программа по стоматологии // М., 2003. – 324с.
  11. Организация стоматологической поликлиники, кабинета. Эргономические основы организации рабочего места. Оснащение стоматологического кабинета. Инструменты, их дезинфекция и стерилизация. Методическая разработка для студентов. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. – 32с.
  12. ОСТ-42-21-2-85. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения.
  13. Сабо Е. Амбулаторная хирургия зубов и полости рта. – Будапешт: Издательство академии наук Венгрии, 1977. – 300с.
  14. СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
  15. СНиП 2.08.02.89 «Общественные здания и учреждения».
  16. Сукачев В.А., Козлов Ю.И., Кулаков А.А. Лечение перфораций и свищей верхнечелюстной пазухи // Методические рекомендации. –М.: ЦИПК, 1996. – 40с.
  17. Хирургическая стоматология / Под ред. Т.Г.Робустовой. – М.: «Медицина», 2003. – 504с.
  18. Textbook of oral and maxillofacial surgery / Edited by G.O.Kruger. – London, «Mosby», 1979. – 743p.

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова