«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
10.04.2007

Проект номенклатуры стоматологических специальностей

ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова
Стоматологический факультет

М.Я.Алимова, И.М.Макеева

Необходимость создания новой номенклатуры стоматологических специальностей определяется главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе, а именно подготовкой конкурентоспособного высококвалифицированного специалиста с учетом зависимости образования от распространенности и эпидемиологии болезней полости рта и зубов, потребности и состояния системы здравоохранения в регионах. Одной из задач, вытекающей из документов Болонского процесса является создание узнаваемой  систему высшего медицинского образования. Болонский процесс – это не отрицание нашей системы медицинского образования, это приглашение к сотрудничеству в области образования в рамках ЕЭС (И.Н.Денисов, 2006). Цель этой программы: специалисты должны гибко перестраивать свою профессиональную траекторию в течение всей трудовой деятельности.

Проблемы отечественного образования сегодня – результат многолетнего невнимания государства к образованию как социальному институту, итог унифицированного подхода к организации и финансированию в сфере образования, последствие экстенсивного развития образования в ущерб качеству подготовки, формированию социальной компетентности и социального статуса специалистов (В.К.Леонтьев, соавт., 2001). Они усугубляются финансовыми, социальными и кадровыми причинами: «Произошел быстрый кадровый передел…оказалось, что стоматологов высокой и разносторонней квалификации немного, и при избытке стоматологов появился выраженный дефицит высококвалифицированных врачей, который сейчас возрастает еще больше…», что неизбежно ведет к «утере золотого фонда российской стоматологии, на формирование которого было затрачено много времени и средств» (В.К.Леонтьев, соавт., 2001).

Но проблемы стоматологического образования не решены и во многих зарубежных странах. Необходима гармонизация стоматологического образования, диктуемая свободным перемещением стоматологов в пределах Европейского Сообщества, интеграцией в области социальной безопасности, стоматологического лечения, системе страхования стоматологического здоровья.

Таким образом, экономические, социальные, профессиональные, международные требования создают предпосылки для разработки новой номенклатуры специальностей в стоматологии.

Цель исследования – создание новой номенклатуры специальностей в сфере стоматологии.

В соответствии с требованиями Болонского процесса целью профессиональной подготовки в ММА им. И.М.Сеченова стало формирование стоматолога, который в состоянии профессионально адаптироваться в меняющемся мире.

 Общим показателем обучения должно служить то, насколько образование, получаемое учащимися, отвечает реальным нуждам и представляет ценность в условиях данной страны с учетом ее настоящего и будущего.

Для этого разработана инновационная образовательная программа Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова: учебные программы и требования к образованию применительно к действительности в соответствии внутренних и внешних критериев качества уровня знаний.

Уже на настоящий момент многоуровневое образование в системе непрерывного обучения стоматологов по сравнению с моноуровневым, одно- и двуступенчатым видами имеет преимущества (И.Н.Денисов, 2006). Важная особенность стоматологической специальности – отработка мануальных навыков предполагает наличие фантомного курса. Так как законодательная база приема больных студентами отсутствует, ММА им. И.М.Сеченова закуплены качественные многофункциональные импортные фантомы для отработки техники анестезии, эндодонтического лечения, удаления, препарирования, пломбирования твердых тканей зубов, снятия слепков, пародонтологических и зубосохраняющих операций, проведения шинирования челюстных костей, гигиены полости рта, наложения коффер-дама, матриц, аксиографии, радиовизиографии, диагностики особенностей окклюзии. Но при этом должны быть изменены нормы соотношения «преподаватель-студент», согласно которому на одного преподавателя должно приходиться пять студентов.

Так как существует целый комплекс проблем и у систем образования других стран, была предложена инспекция в странах-членах Европейского сообщества при поддержке Ассоциации Стоматологического Образования в Европе (ADEE) с 1994 года, следствием которой в 1996 году стала реформа учебных планов по указаниям инспекционной группы, сближающая различные системы образования. Признавая приоритетными выходные оценки перед входящими критериями, в 1993 году Общеевропейская Стоматологическая Ассоциация (ERO) по инициативе доктора P.Colombet (Франция) создала рабочую группу для определения эквивалентности дипломов при финансовой поддержке SOCRATES, TEMPUS на основе анкетирования в 23 стоматологических школах Болгарии, Хорватии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии, Словении, Турции по вопросам соотношения доклинической и клинической работы, комплектации студентов стоматологическими установками, стоматологическим штатом и финансированием исследовательской работы.

В противовес этой программе Генеральная Система оставляет за государствами принятие решений о соответствующем уровне и структуре обучения и потребности в управлении ими. В отличие от вышеприведенной тактики Отраслевых Стоматологических Директив, такой подход не обеспечивает гарантии автоматического признания диплома и не придает «европейского образа» профессии. В 1995 году в целях стандартизации стоматологического образования был опубликован перечень клинических навыков, необходимый для осуществления практической стоматологии в странах Европы при оказании перечисленных процедур взрослым, детям, больным, физически и умственно отсталым пациентам.

В 1996 году был издан отчет о совместной признании дипломов (EC Directorate General XV/8588/96EN), основными рекомендации которого стало сохранение Отраслевых Директив как простой, ясно и легко администрируемой системы признания дипломов, поддерживающей минимальные стандарты обучения и образования, оказания помощи пациентам и основанной на выходных характеристиках обучения и образования, введение системы экзаменов для лицензирования практической стоматологии во всех странах-членах ЕС. Всемирная Федерация Стоматологов (FDI), поддерживая необходимость эквивалентности обучения, образования, опыта и профессиональной этики и разработав генеральные директивы и шаблоны протоколов для оценки образовательных программ, считает преждевременной всеобщую эквивалентность дипломов.

Но существующая в России система двухлетнего образования ординаторов не признается в других странах мира. Реформа последипломного образования, требующая дополнительного финансирования, лицензирования, квалифицированных преподавателей, не может на настоящий момент быть проведена Минздравом РФ в связи с комплексом проблем.

Согласно «Концепции совершенствования стоматологического образования в России», основные разделы профильной подготовки стоматолога в пределах высшего учебного заведения следующие: изучение биологии полости рта (общей патологии), фантомный курс по всем разделам, подготовка по стоматологии общей практики, специализированная подготовка в узких рамках, изучение общей и профильной профилактики, подготовка по организации, экономике, управлению, менеджменту, основам частной практики. 

В настоящее время действует Приказ Минздрава РФ № 160 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №337», определяющий номенклатуру (классификатор) специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 1 приказа №337) и перечень соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов (приложение 2 приказа №337), номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (приложение 3 приказа №160).

Основная специальность 040400 стоматология

                                            040401 стоматология

                                            040126 хирургия

                                            040600 сестринское дело

Специальности, требующие углубленной подготовки

040400.01 ортодонтия

040400.02 стоматология детская

040400.03 стоматология терапевтическая

040400.04 стоматология ортопедическая

040400.05 стоматология хирургическая

040126.08 челюстно-лицевая хирургия

Согласно примечанию к приложению 1 приказа №337, подготовка по основным специальностям проводится через интернатуру (по специальностям, определенным Минздравом РФ), ординатуру, аспирантуру. По специальностям, требующим углубленной подготовки, - через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата по соответствующей основной специальности.

Наименование врачебных (провизорских) должностей и соответствующие им врачебные специальности по приложению 2 приказа №337:

102 Врач-ортодонт – ортодонтия

103 Врач-стоматолог – стоматология

104 Врач-стоматолог детский – стоматология детская

105 Врач-стоматолог терапевт – стоматология терапевтическая

106 Врач-стоматолог ортопед – стоматология ортопедическая

107 Врач-стоматолог хирург – стоматологическая хирургическая        

108 Врач-челюстно-лицевой хирург – челюстно-лицевая хирургия

Все специальности стоматологии требуют углубленной подготовки. Поэтому необходимо исключить должность врач-стоматолог, конкретизировав его специализацию.

В соответствии с приказом № 249 МЗ РФ от 19.08.1997 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала», специальности, требующие среднего специального медицинского образования:

Сестринское дело

Стоматология ортопедическая

Стоматология профилактическая (приложение 1 приказа 33 Министерства здравоохранения РФ)

Должности:

Медицинская сестра – сестринское дело

Зубной техник – стоматология ортопедическая

Рентгенлаборант

Приказом № 160 список дополнен должностями «зубной врач», «гигиенист стоматологический».

В практическом здравоохранении более тридцати лет для приема пациентов с болезнями пародонта и слизистой оболочки полости рта в поликлиниках выделены отдельные кабинеты, прием в которых ведет врач, прошедший специализацию по соответствующему циклу усовершенствования. По сути, врачебная должность «врач-пародонтолог» давно существует, но специальность «болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта» в Приказе Минздрава РФ № 337 от 27.08.1999 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» отсутствует. Необходимость ее введения усугубляется внедрением в практику многообразия новейших методов лечения болезней пародонта, заключающихся в широком применении хирургических методик на основе аутотрансплантации, использовании биологических мембран, остеоинтеграторов, компонентов крови больного, полученных центрифугированием непосредственно перед вмешательством.

Учитывая профилактическую направленность современной медицины, обоснованную гуманистическим началом и экономической целесообразностью, необходимо ввести должность, подготовленную по специальности «гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний». Это введение согласуется с рекомендациями, принятыми совещанием ректоров медицинских образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с участием экспертов ВОЗ, проводимого в рамках сотрудничества между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (2006). Решения направлены на совершенствование кадров для «службы здоровья» с учетом практики зарубежных стран и перспектив развития медико-профилактического образования в России.

Функции «врача-стоматолога-гигиениста»:

  • осмотр (в некоторых поликлиниках эта функция возлагается на отдельно выделенный смотровой кабинет, уже из которого пациенты поступают на терапевтический, ортопедический, хирургический, пародонтологический, ортодонтический, онкологический прием);
  • обучение гигиене полости рта;
  • составление индивидуального плана профилактики стоматологических заболеваний (подбор средств гигиены, диеты, назначение лекарственных препаратов для общей профилактики, составление графика повторных посещений, определение их кратности в зависимости от состояния полости рта пациента); 
  • профессиональная гигиена полости рта;
  • реминерализирующая терапия твердых тканей зубов;
  • профилактическое и лечебно-профилактическое протезирование дефектов зубных рядов при раннем удалении временных зубов;
  • направление к специалистам по результатам осмотра полости рта.

Введение должности «врач-стоматолог-гигиенист» разгрузит прием врачам других должностей, что позволит им:

  • уделять большее внимание пациенту по своему профилю;
  • обеспечить поступление на лечение уже подготовленных пациентов (так как часто из-за наличия твердых зубных отложений невозможно диагностировать все дефекты твердых тканей зубов, провести реставрацию коронок зубов, неудовлетворительная гигиена полости рта способствует развитию осложнений после удаления зубов и т.д.);
  • приблизить врачебную помощь населению (пациентам не придется стоять в очереди за талоном к специалисту, когда достаточно помощи гигиениста и специалиста по профилактике стоматологических заболеваний, и в то же время сократится количество требуемых талонов);
  • снизить количество зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций, более 50% которых развиваются вследствие раннего удаления временных зубов, а протезирование дефектов зубов и зубных рядов в детском возрасте в практическом здравоохранении практически не проводится. Это связано с тем, что должности детских ортопедов в штатном расписании или отсутствуют, или переведены в должности врачей-ортодонтов. В связи с этим функция протезирования возложена на ортодонтов, которые загружены исправлением уже сформированных аномалий и деформаций. Эта ситуация усугубляется загруженностью зуботехнических лабораторий. Врач-стоматолог-гигиенист сможет проводить протезирование дефектов зубных рядов конструкциями, не требующими лабораторных этапов изготовления.
  • Обеспечить целенаправленное и последовательное поступление больных к врачам-стоматологам других специальностей;
  • обеспечить профилактику стоматологических заболеваний.

Согласно приложению 3 приказа №160, в номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения введена должность «гигиенист стоматологический». Но перечисленные функциональные обязанности требуют подготовки специалиста с высшим стоматологическим образованием.

Таким, образом, в дополнение к существующим специальностям, требующим углубленной подготовки, необходимо ввести специальности: болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта; гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний. Соответственно им, дополнить наименование врачебных (провизорских) должностей и соответствующие им врачебные специальности: врач-пародонтолог – болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта; врач-стоматолог-гигиенист – гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний.

Уровень современной стоматологии исключает наличие «зубного врача» со средним медицинским образованием. Это относится и к должности «гигиенист стоматологический», что обосновано выше.

В настоящее время качественное стоматологическое лечение возможно только при проведении приема «в четыре руки». Это обусловлено современными технологиями в области реставрационной терапевтической стоматологии, эндодонтического лечения, фиксирования несъемной ортодонтической аппаратуры, получения силиконовых слепков по методу двойной и «сэндвич»-техники, использование адгезивных, шинирующих, фиксирующих систем, препарирование твердых тканей зубов с эвакуацией опилок и аэрозоля слюноотсосами и пылесосами, работа на «вторых руках» с врачом-стоматологом хирургом и др. Специальность «ассистент врача-стоматолога» законодательно не введена, но существуют многочисленные частные курсы для их обучения. Их количество и цена за обучение (около 18-20 тыс. рублей за четыре недели) свидетельствуют об востребованности практическим здравоохранением. Но качество обучения на этих курсах очень низкая: не более 5% выпускников оставляют после испытательного срока на работе. За четыре недели они не успевают запомнить даже названия инструментов, материалов, этапов обработки и стерилизации, а особенностям работы с врачами-стоматологами ортопедами, ортодонтами, хирургами их вообще не учат.   Отсутствуют и практические занятия с отработкой мануальных навыков.

Должность «зубной техник» предопределяет получение специальности «стоматология ортопедическая». Современное развитие ортодонтии в этой специальности не учитывается. Уровень подготовки зубного техника не соответствует уровню двухгодичного последипломного образования врачей-ортодонтов: поступающего на работу техника приходится обучать на рабочем месте. Учитывая, что в практическом здравоохранении его работа – это изготовление съемных и несъемных протезов дефектов зубов и зубных рядов у детей и подростков, протезов дефектов зубных рядов с ретенционной функцией у взрослых после ортодонтического лечения, съемных и несъемных, механических и функциональных ортодонтических аппаратов, изготовление шинирующих послеоперационных конструкций, протезов-аппаратов у пациентов с врожденными несращениями лица, деформациями зубных рядов и челюстей, целесообразно назвать должность «техник стоматологический». Следовательно, необходимо добавить: ассистент (помощник) врача-стоматолога – сестринское дело в стоматологии; техник стоматологический – стоматология ортодонтическая

Таким образом, предлагаемая номенклатура специальностей в сфере «стоматология» представлена ниже:

Проект номенклатуры стоматологических специальностей.

Высшее медицинское образование.

Основная специальность. 

стоматология

хирургия

сестринское дело

Специальности, требующие углубленной подготовки.

ортодонтия

стоматология детская

стоматология терапевтическая

стоматология ортопедическая

стоматология хирургическая

болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта

гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний

челюстно-лицевая хирургия

Наименование врачебных (провизорских) должностей и соответствующие им врачебные специальности.

Врач-ортодонт – ортодонтия

Врач-стоматолог детский – стоматология детская

Врач-стоматолог терапевт – стоматология терапевтическая

Врач-стоматолог ортопед – стоматология ортопедическая

Врач-стоматолог хирург – стоматологическая хирургическая        

Врач-пародонтолог – болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта

Врач-стоматолог-гигиенист – гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний

Врач-челюстно-лицевой хирург – челюстно-лицевая хирургия

Среднее медицинское образование.

Специальности, требующие среднего специального медицинского образования.

Сестринское дело

Сестринское дело в стоматологии

Стоматология ортопедическая

Стоматология ортодонтическая

Должности средних медицинских работников.

Медицинская сестра – сестринское дело

Зубной техник – стоматология ортопедическая

Ассистент (помощник) врача-стоматолога – сестринское дело в стоматологии

Техник стоматологический – стоматология ортодонтическая

Список использованной литературы

  1. Jolan Banoszy Гармонизация стоматологического образования и учебного плана в Европе//Маэстро, 2000. - №2. – 94-96
  2. Боровский Е.В. Проблемы стоматологии//Стоматология. – 1992. - №3-6. – 6-8
  3. Васильев В.Г., Лебединский В.Ю. Использование системного анализа в ортодонтии //Актуальные вопросы ортодонтического лечения (тезисы докладов зональной научно-практической конференции), ИГМИ, Иркутск, 1990. – 15-19
  4. Визитка: Персин Леонид Семенович//Стоматология сегодня . – 2001. - №9 (11). - 2
  5. Воробьев В.А., Дыдыкина В.П. Проведение деловых игр в процессе последипломного обучения на факультетах усовершенствования врачей//Стоматология. – 1993. - №3. – 81-82
  6. Вулфорд М. Как обучают в стоматологическом колледже в Англии//ДентАрт. – 1996. - №2. – 16-19
  7. Галиев Р.Г. Организация перспективного стоматологического образования//Российский стоматологический журнал. – 2000. - №5. – 33-36
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040400 – «Стоматология». Квалификация «Врач-стоматолог». – М. – 2000
  9. Гуненкова И.В. Принципы организации платного приема взрослых пациентов в ортодонтическом отделении Центрального НИИ стоматологии//Стоматология. – 1997. - №6. – 65-66
  10. Журналу «Стоматология» - 75 лет//Стоматология, 1997. - №6. – 4-5
  11. Зубкова Л.П., Хорошилкина Ф.Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии//Киiв, Здоров,я, 1993. – 343
  12. Киевскому медицинскому институту 150 лет//Стоматология. – 1991. - №6. – 70-72
  13. Кудрявая Н.В., Рейнальдо Перес Ловелла Психологическая и педагогическая компетентность в формировании будущих российских врачей-стоматологов//Стоматология. – 1997. - №6. – 59-60
  14. Л.С.Персин Современный взгляд на ортодонтию как на специальность//Маэстро, 2000. - №1. – 5-6
  15. Леонтьев В.К., Безруков В.М. Стоматология в ХХI веке//Маэстро. – 2000. - №1. – 7-9
  16. Леонтьев В.К., Соколов Е.И., Володин Н.Н., Безруков В.М., Максимовский Ю.М. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии//Стоматология, 2001. - №2. – 4-10
  17. Ли Р.Т., Киршен Р. Программа постдипломного образования врачей-ортодонтов в Великобритании//Ортодент-Инфо. – 2000. - №1-2. – 26-30
  18. Лужбин Д.Н. Совместный научный 68 конгресс ортодонтов Германии и 115 конгресс стоматологов Германии, Висбаден, 27 сентября-1 октября 1995//Новое в стоматологии. – 1997. - №1 (51). – 156-164
  19. О введении специальности «стоматология профилактическая» Приказ 33 Министерства здравоохранения РФ от 6.02.2001. – М.
  20. «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №337» Приказ Минздрава РФ № 160. – М.
  21. «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» Приказ № 249 МЗ РФ от 19.08.1997. – М.
  22. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» Приказ Минздрава РФ № 337 от 27.08.1999. – М. 
  23. Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 2000-2004 годы и на период до 2010 года: Доклад министра здравоохранения РФ Ю.А.Шевченко от 15 марта 2000 г. – М. – 2000. – 66
  24. «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». Приказ МО РФ от 2.03.2000г. № 686. – М.
  25. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика, виды зубочелюстных аномалий//М., «Ортодент-инфо», 1996. – 273 с.
  26. Персин Л.С. Современные методы диагностики зубочелюстных аномалий//Ортодонтия: Методы профилактики, диагностики и лечения. Труды ЦНИИС, Москва, 1990. – 52-56
  27. Персин Л.С., Хорошилкина Ф.Я. Преподавание ортодонтии в высших учебных заведениях России, в том числе в период последипломного обучения//Ортодент-Инфо. – 2001. - №3. – 18-24
  28. Программа по стоматологии //М. – 2003
  29. Терешко Н.В., Аверьянов П.Ф., Чиж А.Г. Проблемы инновационного образования в системе «школа-ССУЗ-ВУЗ»//Новые технологии в медицине, Материалы Всероссийской научно-практической конференции, апрель, 2001, Саратов, 2001 – 277-278.
  30. Трезубов В.Н. Предложения по улучшению преподавания прикладных вопросов медицинской психологии, психиатрии и анестезиологии студентам-стоматологам//Стоматология. – 1991. - №6. – 72-74
  31. Троянский Г.Н., Миргазизов М.З. Развитие отечественной ортодонтии//Кемерово, 1980. – 66 с.
  32. Хорошилкина Ф.Я., Бондарец Н.В. Мусаелян З.Э. Обучение студентов на стоматологическом факультете и подготовка врачей ортодонтов в США//Новое в стоматологии. – 1994. - №3. – 42-44

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова