«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
10.04.2007

Создание инновационной образовательной программы дисциплин специальности 040400 – «Стоматология»

Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова
Стоматологический факультет

И.М.Макеева, М.Я.Алимова

     Актуальность усовершенствования образовательной программы дисциплин специальности 040400 – «Стоматология» работы обусловлена тем, что наряду с необходимостью коррекции программных вопросов дисциплин специальности в соответствии с развитием современной стоматологической науки и практики возникла необходимость гармонизации программы стоматологического образования российских ВУЗов с программами университетов Европы. Создание «узнаваемой» программы позволит не только интегрироваться в образовательное пространство европейского региона, но может стать этапом в обеспечении возможности свободного перемещения специалистов в европейском регионе, этапом установления соответствия образовательных программ и документов, разрешающих и регламентирующих медицинскую деятельность специалистов – стоматологов Европы. Важно, чтобы в процессе обновления образовательной программы имело место не механическое копирование перечня знаний и манипуляций, а переработка, соединение лучших достижений российской школы стоматологического образования с достижениями европейских школ.

     Цель - создание образовательной программы по дисциплинам специальности, обеспечивающей воспитание врача-выпускника, владеющего базовыми мануальными навыками, осведомленного о достижениях современной отечественной и мировой стоматологии, информированного об основах правовых отношений между врачом и пациентом, способного к проведению самостоятельной практической работы и самостоятельного научного поиска и к изложению его результатов с применением компьютерных технологий.  

Для ее решения намечены следующие задачи:

  1. Создание единой комплексной программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку мануальных навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология), акцентирующей внимание на центральном вопросе предклинического курса - биомеханике жевательного аппарата и позволяющей студенту осознать концепцию функциональной целостности зубочелюстной системы.
  2. Создание единой комплексной программы клинической подготовки, базирующейся на международной классификации болезней ВОЗ МКБ-10 и основанной на понимании того, что центральным вопросом деятельности современного врача-стоматолога должно являться не только лечение заболеваний, но и их профилактика.
  3. На основе классических положений стоматологического образования обеспечение внедрение новых методик стоматологической практики, обеспечивающий как высокоэстетичный результат лечения (реставрация, имплантация зубов, безметалловые ортопедические конструкции), так хороший функциональный эффект (звуковая и ультразвуковая обработка, и т.д.).
  4. Исключение устаревших материалов и технологий и подача информации о них в сокращенном виде в качестве исторического экскурса (резорцин-формалиновый метод, формалиновая проба, цементы, пластмассы, пломбирование каналов методом одной пасты).
  5. Значительное расширение и углубление раздела программы, ориентированного на проведение стоматологического обследования пациента с применением всех необходимых клинических и эпидемиологических индексов ВОЗ.
  6. Изложение вопросов программы в последовательности, позволяющей в дальнейшем разбить разделы программы на модули и субмодули. Это необходимо в связи с переходом к модульному построению учебного плана и балльно – рейтинговой оценке качества знаний студентов.

Материал и методы исследования. Объектом исследования стал стоматологический факультет ММА им. И.М. Сеченова, современное оснащение которого позволяет внедрять и использовать передовые методы обучения студентов, а также современные методы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний. Предметом исследования стала образовательная программа дисциплин специальности (040400 – Стоматология). Творческий коллектив факультета проводил работу на базе рабочей программы кафедр факультета, изучения нормативных документов ВОЗ и зарубежных стоматологических школ (Гете-Универитета (Германия), Стоматологического колледжа Байлор (США), Карлова университета (Чехия) и др.) и анализа методов и материалов широко распространенных в российской стоматологической практике, а, следовательно, отражающих потребности современного практического здравоохранения. Таким образом, был применен анализ имеющихся документов и создание на их базе качественно нового продукта – программы стоматологических дисциплин.

Результаты и их обсуждение. Установлено, что действующая программа дисциплин специальностей не отвечает современному развитию стоматологической науки и практики, в ней использованы старые классификации стоматологических заболеваний, не признанные в Европе. Такое положение вещей затрудняет необходимое сближение стоматологических школ Европы и России. В связи с этим, дисциплины специальности рассматривали в контексте наличия базовых вопросов, являющихся основой преподавания дисциплин, и тех вопросов, которые подлежат коррекции в соответствии с развитием современной стоматологии и потребностями практического здравоохранения.

      Был проведен анализ наличия дисциплин специальности на стоматологических факультетах России и дисциплин специальности в соответствии с основополагающими европейскими документами. Вопросы конкретных дисциплин пересмотрены с точки зрения использования универсального фантомного модуля для отработки мануальных навыков, а также с учетом наличия определенных тенденций современной стоматологии – повышения эстетических требований к результату лечения, важности усиления роли профилактики стоматологических заболеваний и их профилактики. Во всех разделах программы была использована классификация стоматологических заболеваний, рекомендованная ВОЗ.

    Составлен перечень вопросов рабочих программ дисциплин специальности, состоящий из разделов: «Пропедевтическая стоматология», «Стоматологическое материаловедение», «Терапевтическая стоматология», «Ортопедическая стоматология», «Стоматология детского возраста с курсом профилактической стоматологии», «Хирургическая стоматология и ЧЛХ», «Ортодонтия». Они полностью отражают современное состояние стоматологической науки и практики, учитывают возможности современных образовательных технологий в стоматологии, основанных на классических принципах преподавания и международной классификации стоматологических заболеваний. Обосновано исключение из образовательной программы материалов и технологий, устаревших морально и имеющих только историческое значение. Составлен перечень включенных в программу широко используемых в повседневной стоматологической практике новых материалов и технологий. Проведено обоснование, расширение и конкретизации раздела биомеханики челюстно-лицевой области как основного вопроса пропедевтической стоматологии.

В программе использованы возможности дистанционного образования: виртуальная операционная, манипуляционная в эндодонтии, имплантологии, пародонтологии, ортодонтии, эндоскопии.

Введение в программу современных достижений информатики и компьютерной техники с ведением электронной истории болезни, архивированием данных, использования виртуального банка больных, сопоставление и визуализация результатов основных и дополнительных методов исследования находится в полном соответствии с Болонской Декларацией.

      Впервые сделана попытка создания программы, базирующейся на МКБ-10 (ВОЗ), и, следовательно, позволяющей сблизить процесс образования, диагностики и лечения различных стоматологических школ.

Внедрение предложенной программы требует наличия на стоматологических факультетах  современной материально-технической образовательной и клинической базы, возможности осваивать мануальные навыки на универсальных фантомных модулях, наличия системы дистанционного образования.

В национальном проекте «Здоровье» среди приоритетных направлений указано «… повышение квалификации и качество переподготовки кадров». Обеспечение качественной переподготовки возможно лишь при условии высококачественной подготовки медицинских кадров на додипломном уровне и создание системы преемственности всех уровней стоматологического образования. «…Парадигма медицинского образования XXI столетия – переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь» (Пальцев М.А., 2006).

 

Литература

  1. Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего стоматологического образования в России (под редакцией акад. РАМН, профессора Н.Д. Ющука // Материалы международной конференции. – М. – 2006. – 143 с.
  2. Jolan Banoszy Гармонизация стоматологического образования и учебного плана в Европе//Маэстро, 2000. - №2. – 94-96
  3. Галиев Р.Г. Организация перспективного стоматологического образования//Российский стоматологический журнал. – 2000. - №5. – 33-36
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040400 – «Стоматология». Квалификация «Врач-стоматолог». – М. – 2000.
  5. Ефремов А.П. «Болонские мотивы» во внутривузовской системе качества обучения // Аккредитация в образовании. - № 7. – 2006.- С. 24 – 25.
  6. Леонтьев В.К., Соколов Е.И., Володин Н.Н., Безруков В.М., Максимовский Ю.М. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии//Стоматология, 2001. - №2. – 4-10
  7. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» Приказ МЗ РФ № 337 от 27.08.1999. - М.
  8. Ортопедическая стоматология (факультетский курс) В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков, Л.М. Мишнев Санкт-Петербург Фолиант 2002 г.   с 573.
  9. Пальцев М.А. В центре внимания – медицинские кадры.// Медицинская академия.- №3.- апрель 2006 г.- С. 1 - 2.
  10. Пальцев М.А. Образование через всю жизнь. // Аккредитация в образовании. - № 7. – 2006.- С. 30 – 31.
  11. Программа по стоматологии (дисциплины специальности) //М. – 2003.- 178 с.
  12. Терешко Н.В., Аверьянов П.Ф., Чиж А.Г. Проблемы инновационного образования в системе «школа-ССУЗ-ВУЗ»//Новые технологии в медицине, Материалы Всероссийской научно-практической конференции, апрель, 2001, Саратов, 2001 – 277-278.
  13. DIRECTIVE 2005/36/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifications (ТHE EUROPEAN PARLIAMENT AND THE COUNCIL OF THE EUROPEAN UNION).
  14. List of Lectures. Charles University in Prague, Faculty of Medicine// Universitas Carolina Progensis.- 2005.- P 153.
  15. Plasschaert A., Holbrook W., Delap E. Et All. Профиль и компетентность современного европейского стоматолога // Кафедра.- том 5.-№1.- 2006.- С. 70 - 72.
  16. Plasschaert A., Holbrook W., Delap E. Et All. Профиль и компетентность современного европейского стоматолога // Кафедра.- том 5.-№2.- 2006.- С. 78 - 80.

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова