«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
09.04.2007

Производственная аптека вуза - эффективная база для внедрения современных форм и методов обучения, повышения качества подготовки специалистов

ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова
Фармацевтический факультет

 И.И. Краснюк, Г.П. Матюшина, Г.В. Михайлова, О.Н. Григорьева

Развитие образовательного процесса в ММА имени И.М. Сеченова предполагает создание в вузе условий для разработки и внедрения прогрессивных методов активного обучения студентов, к которым могут быть отнесены «деловые игры», используемые в учебном процессе кафедры технологии лекарственных форм; формирование и контроль практических умений непосредственно в условиях производственной аптеки. В случае проведения занятий в виде «деловой игры» (по сравнению с классической формой проведения занятия) у студентов повышается мотивация, отмечается более глубокое усвоение материала, исчезает фактор стеснения, боязнь ответа, повышается эффективность решения ситуационных задач. Проведение деловых игр на базе учебно-производственной аптеки наиболее эффективно, так как позволяет выработать и проверить у студентов способность к самостоятельной профессиональной деятельности и в период обучения, и в процессе производственной практики, и при итоговой Государственной аттестации.

Решая задачи интеграции фармацевтического образования, науки и практической фармации, повышения мотивации у студентов к формированию практических умений и навыков, коллектив кафедры технологии лекарственных форм подготовил теоретическую основу организации и проведения деловых игр, разработал сценарии по таким важным разделам курса, как: «Санитарный режим аптеки и создание асептических условий изготовления лекарственных препаратов»; «Работа рецептурно-производственного отдела аптеки», «Водные извлечения из лекарственного растительного сырья»; «Фармацевтическая несовместимость ингредиентов в современной рецептуре аптек», разработал документы учетно-отчетного характера для контроля практических умений и навыков студентов, выпускников и интернов в условиях производственной аптеки.

В качестве учебно-производственной базы факультет предполагает использовать аптеку ВНИИФ. В настоящее время заканчивается ее модернизация, перепланировка производственных и учебных помещений и оснащение современным оборудованием.

Как показал опыт, деловые игры позволяют реализовать не только учебные цели (усиление мотивации обучения и профессиональной деятельности в будущем, формирование профессиональных умений и навыков), но и воспитательные ( формирование и развитие умения коллективного решения профессиональных задач; устного, письменного, визуального межличностного и группового общения при взаимодействии должностных лиц аптеки; активизацию творческого мышления и профессиональной активности при сочетании процессов самообучения, самоконтроля, самоуправления; соблюдения основ этики и деонтологии; преодоление психологического барьера при освоении новых видов профессиональной деятельности).

Обязательными условиями игры является изучение студентами методики проведения занятия; знание своих прав и обязанностей, умение использовать знания, умения и навыки, выработанные в процессе аудиторной работы и самоподготовки; создание атмосферы индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы.

Правилами игры предусмотрено соблюдение функциональных обязанностей (роли); регламента работы, последовательности выполнения действий в строгом соответствии с инструкцией; предоставление ведущему права вводить проблемную ситуацию, корректировать ход игры или акцентировать внимание на особо важных вопросах, поощрять лучших исполнителей профессиональной роли.

«Конференция» - является наиболее простой и, как правило, первой в процессе организации игр. Данный вид игр предполагает умение студентов подготовить сообщения, вопросы по теме и ответы на них, обеспечить иллюстративность.

деловая игра «Доклад и дискуссия» - позволяет органично сочетать ее как с традиционными формами обучения, так и выносить в качестве самостоятельного занятия. При этом задания игрокам могут носить чисто теоретический характер или частично включать их практическое выполнение.

Лабораторное занятие в форме деловой игры «Работа рецептурно-производственного отдела аптеки (РПО)» может проводиться по темам курса, где учебным планом предусмотрено не менее 2-х занятий. Последнее занятие, являясь итоговым, включает как традиционные элементы обучения, так и элементы игры, где каждый участник при выполнении заданий разыгрывает роль того или иного должностного лица РПО аптеки.

При оптимально составленном расписании данная форма деловой игры позволяет обеспечить интегрированный характер учебно-производственного процесса с участием кафедр организации и экономики фармации, фармакологии, фармацевтической химии, фармакогнозии и других. Такое построение занятий позволяет отработать мануальные действия по изготовлению и контролю качества лекарственных препаратов, обобщить и применять теорию в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.

Наибольший интерес представляет проведение игры данного типа с полным комплектом ролей после завершения изучения блока тем, по итогам семестра или учебного года в целом деловая игра «Работа рецептурно-производственного отдела аптеки» в наибольшей степени соответствует условиям будущей профессиональной деятельности студентов и позволяет обеспечить максимально возможный (в учебных условиях) уровень самостоятельной работы.

Роли в этом виде игры распределяются следующим образом: директор аптеки (преподаватель), зав. рецептурно-производственным отделом, провизор-аналитик, провизор-технолог по контролю качества и изготовлению внутриаптечной заготовки (2-3 студента), инспектор вышестоящей организации, практиканты (отстающие студенты).

Для каждого сотрудника трудового коллектива разрабатываются задания, включающие ситуационные задачи реальные и моделированные.

К занятию студенты готовятся по единой (традиционной) форме. Занятие начинается с контроля базового и исходного уровней подготовки по теме занятия. Затем занятие проходит в форме деловой игры.

В результате самоподготовки и работы в лаборатории студенты должны научиться:

  • реализовывать требования нормативных документов при организации работы рецептурно-производственного отдела аптеки (РПО);
  • организовывать и осуществлять работу на соответствующих участках РПО;
  • работать в условиях производственного коллектива;
  • анализировать и обобщать результаты профессиональной деятельности;
  • вести соответствующие учетные документы;
  • подготовить доклад, выступать с докладом на производственном совещании аптеки;
  • вести дискуссию;
  • рецензировать, оппонировать, задавать вопросы и отвечать на поставленные;
  • организовывать и проводить производственное совещание (производственную конференцию).

 Поэтому проведение деловых игр на базе учебно-производственной аптеки наиболее эффективно.

Большой интерес студентов вызывают производственные совещания, которые включают: обсуждение актуальных проблем технологии; разбор ситуационных задач; особенности изготовления лекарственных препаратов по индивидуальным прописям сложного состава (сообщения по рецептам); анализ ошибок, выявленных при контроле качества изготовленных лекарственных препаратов, а также в ситуационных задачах; результаты фармацевтического обследования «аптек» (сообщения инспекторов и заведующих РПО).

Программа заседания может изменяться с целью включения в нее всех вопросов, представляющих в настоящее время наибольший интерес. Время каждого сообщения не должно превышать 3-5 мин. Докладчикам могут быть заданы вопросы по темам сообщений любым участником учебно-производственного процесса. Отвечая на вопросы, докладчик может воспользоваться помощью своего коллектива. Вопросы должны быть интересными и вызывать дискуссию при обсуждении. В производственном совещании предполагается участие сотрудники производственной аптеки.

Для контроля результативности усвоение содержания деловых игр на кафедре и в аптеке используются задания в тестовой форме. Студенты получают рецепт, к которому прилагаются задания в тестовой форме, отражающие все этапы профессиональной деятельности провизора - технолога по изготовлению препарата по прописи рецепта (от этапа фармацевтической экспертизы рецепта до оформления и отпуска препарата пациенту). При этом в задания заложены все реальные ошибки, которые студенты допускают наиболее часто.

Наиболее часто встречающиеся ошибки заложены и в ситуационные задачи по курсу. Их анализ позволяет проверить не только практические умения студентов, но и обсудить теоретическую основу технологии лекарственных форм. К составлению заданий в тестовой форме, ситуационных задач и подготовке подробных эталонов ответа на них активно привлекаются студенты, и результаты их деятельности находят отражение в курсовых работах.

Результаты контроля практических умений на этапах изучения курса, при итоговом контроле, после производственной практики и в процессе ИГА отражаются в специальных протоколах, разработанных на кафедрах. После завершения производственной практики в протоколе расписываются, наряду с преподавателем кафедры, куратор от аптеки, заведующий рецептурно-производственным отделом и директор, протокол заверяется печатью аптеки.

Анализируя опыт преподавания с привлечением активных форм и методов обучения, коллектив кафедры уверен, что реализация результатов проведенной работы позволяет приблизить обучение студентов к условиям производства, активизировать мотивацию изучения дисциплин специальности, повысить качество формирования умений и навыков.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова