«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
09.04.2007

Формирование учебно-методического комплекса «Маркетинговые исследования в фармации»

ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Фармацевтический факультет
Кафедра организации и экономики фармации

 Багирова В.Л., Сбоева С.Г., Глембоцкая Г.Т., Васькова Л.Б.

           Социально – экономические преобразования последних десятилетий определили необходимость обращения российских фармацевтических предприятий к маркетингу - научно – практической дисциплине, достижения которой на протяжении века позволяют решать мировому менеджменту сложнейшие проблемы рыночной деятельности. Опыт использования маркетингового инструментария стимулировал развитие представлений о потенциале маркетинга и расширение границ сферы его использования.

           Ведущей тенденцией развития маркетинговых технологий в зарубежных странах является их глобализация, универсализация, динамика статуса: от способов управления отдельной организацией до философии общества.

            Система маркетинга в сфере обращения ЛС строится на социально-этического маркетинга в соответствии с социальной политикой государства и учитывает отношения в различных сферах жизнедеятельности общества.

            Разнообразие маркетинговых технологий формируются на основе экономического подхода к исследованиям деятельности организаций, заимствования оригинальных идей из области менеджмента, социологии информационной деятельности и коммуникации и применения современных методов анализа: экономико–статистических, математических, социологических и др. Фундаментом методологии маркетинга и основой маркетингового знания являются пять классических маркетинговых школ, которые положили основу экономического подхода к маркетингу: товарной (Commodity school), регионализму (Regionalism), функциональной (Funstional School), институциональной (Institutional), школы Р. Алдерсона (систематизационной).

            Поскольку концепция маркетинга предлагает чёткое увязывание целей и задач с имеющимися ресурсами и спросом, возможностями реального использования и величиной отдачи в сопоставлении с вложенными средствами, несомненно, эта методология должна стать одной из ведущих форм менеджмента фармацевтического маркетинга.

В связи, с этим важное значение приобрела управленческая парадигма маркетинга, особое место занимает ориентация предприятий не на максимум краткосрочной прибыли, а на долговременное устойчивое развитие, внедрение новых маркетинговых стратегий в условиях изменяющегося общества и происходящих процессов в социальной технологизации.

            Известно, что в современном маркетинге значительная роль принадлежит потребителю. Поэтому важным является формирование у студентов нового социально-экономического мышления в связи с требованиями фармацевтического рынка и потребностью в специалистах-менеджерах по маркетингу. Особенно ценятся специалисты, умеющие прогнозировать тенденции социальных изменений, предвидеть вектор развития факторов внешней среды, которые оказывают влияние на выбор маркетинговой стратегии, направленной на увеличение реализации продукции и дохода. Реальность современной экономики формирует принципы финансово-ориентированного подхода к маркетинговой деятельности. В связи этим, по нашему мнению, необходима интеграция дисциплины маркетингового исследования в фармации с курсом экономики. Поскольку в зарубежных странах организовано движение гражданского общества, так называемый консьюмеризм (consumerism), которое стремится к расширению прав и усилению воздействия покупателей на продавцов и производителей, и в России также как и в других странах, создается правовое поле защиты прав потребителей, решаются биоэтические проблемы в системах фармацевтической помощи и маркетинга. Поэтому мы пришли к убеждению о необходимости интеграции дисциплины маркетингового исследования в фармации также с курсом биоэтики, что отвечает современным требованиям гуманизма. Маркетинг как научная дисциплина и социально значимое направление практической деятельности постоянно развивается: наибольшей популярностью в настоящее время, пользуется направление relaxionship marketing (маркетинг взаимоотношений или взаимодействия между поставщиками и потребителями, основным условием которого является качество).

В связи с этим при создании программы дисциплины нами обозначены следующие принципы:

  • принципы взаимоотношения общества и маркетинга;
  • принцип свободы потребителя и производителя;
  • ограничение потенциального ущерба;
  • удовлетворение базовых потребностей;
  • экономическая эффективность;
  • принцип инноваций;
  • принцип обучения и информирования потребителя;
  • принцип защиты потребителя.

На маркетинговые технологии возлагается обеспечение политической и экономической стабильности, развитие стратегических направлений, обеспечивающих эффективность результатов деятельности на основе гуманистических требований новой культуры и философии организации.

Согласно сложившимся реалиям, спроектирован программно-методический комплект «Маркетинговые исследования в фармации» с курсами экономики и биоэтики. По нашему мнению, он должен соответствовать известной в настоящее время аббревиатуре «Poisen (в переводе с англ. равновесие), которая включает следующие аспекты:

  • prifitable (прибыльный);
  • offensive (наступательный);
  • integrated (интегральный);
  • strategik (стратегический)
  • effective exauted (эффективно исполненный).

Учитывая возросшую потребность в профессионально подготовленных кадрах – провизорах, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками маркетинговых технологий, методами исследований влияния экономических и социальных преобразований на макро- и микро- среду, владеющих информационными технологиями и изменениями их в маркетинге и др., составлена структура и содержание образовательной программы «Маркетинговые исследования в фармации» с курсами экономики и биоэтики. Курс экономики является основополагающим в изучении данной дисциплины.

В основу настоящей программы положены современные образовательные технологии, методические и дидактические подходы к обучению.

            Программа базируется на законодательных актах и правительственных постановлениях о высшем образовании, законах и нормативных актах, регулирующих профессиональную деятельность провизора.

            Программа построена на основе ряда принципов: научности, системности, гуманистичности, прогностичности, практической значимости, позволяющих решить две основные задачи:

  • построить обучение и воспитание студентов в соответствии с тенденциями развития высшего образования;
  • обеспечить возможность усвоения теоретических основ дисциплины и формирования практических навыков и умений.

Предмет дисциплины составляют современные технологии фармацевтического маркетинга, менеджмента и экономика субъектов обращения лекарственных средств.

Методом дисциплины является совокупность приёмов достижения поставленной цели и решения её задач, в том числе индукция и дедукция, системный анализ, моделирование систем, исторический, социологический, маркетинговый, фармакоэкономические, экономико-статистические и другие методы исследования.

Системный подход к обучению определил задачи разработки данной программы на основе внутрипредметной и междисциплинарной интеграции. Она исходит из базисных знаний и умений, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: математики, латинского языка, общей гигиены, экономики, истории отечества и культурологии, психологии; предусматривает вертикальную и горизонтальную интеграцию со многими изучаемыми в вузе дисциплинами. Наиболее тесная интеграция предусмотрена с фармацевтической технологией лекарственных препаратов, фармакогнозией, фармацевтической химией, фармакологией.

Целью данной дисциплины является формирование у студентов теоретических и практических знаний и навыков в проведении маркетинговых исследований на фармацевтических предприятиях, фирмах, аптеках с различной формой собственности с позиции критериев принятия эффективных управленческих решений в условиях фармацевтического рынка и обеспечение квалифицированной, доступной и качественной фармацевтической помощи и гарантий безопасности использования лекарственных средств.

Задача дисциплины состоит в формировании у студентов принципов финансово-ориентированного и социально-этического подхода к маркетинговой деятельности в сфере обращения лекарственных средств.

Структура программы «Маркетинговые исследования в фармации» включает в себя следующие разделы:

  1. Теоретические основы маркетинга и менеджмента в здравоохранении и фармации.
    1. Концепции, инструменты фармацевтического маркетинга и методология маркетинговых исследований.
    2. Маркетинг-менеджмент. Основные положения.
    3. Маркетинг и общество: социальная ответственность и этика маркетинга.
    4. Концепция маркетинга в сфере обращения ЛС в условиях рыночных отношений и медицинского страхования.
  2. Архитектура маркетинга
    1. Маркетинг в фармацевтической промышленности.
    2. Методология маркетингового анализа создания, производства и воспроизводства лекарственных препаратов.
    3. Маркетинговая среда на фармацевтическом рынке.
    4. Глобальный рынок
    5. Потребительские рынки и потребительское поведение.
    6. Биоэтические и этические аспекты на рынке производства, контроля качества эффективности и безопасности ЛС.
    7. Маркетинговая информационная система маркетинговых исследований.
    8. Методология маркетинговых исследований рационального назначения ЛС и эффективного использования ресурсов.
    9. Новые технологии в управлении людьми и ресурсами здравоохранения (теория и практика фармакоэкономики).
  3. Методология маркетингового анализа деятельности субъектов фармацевтического рынка
    1. Анализ маркетинговых возможностей.
    2. Концепции управления маркетингом.
    3. Сегментация фармацевтического рынка, отбор целевых рынков, позиционирование ЛС.
    4. Принципы взаимоотношений общества и маркетинга.
    5. Маркетинг услуг.
    6. Управление сбытом и каналами распределения.
    7. Контроль качества обслуживания.
  4. Планирование бизнес-процессов фармацевтических предприятий
    1. Процесс планирования: анализ, составление плана, реализация и контроль.
    2. Составление бизнес-портфеля.
    3. Маркетинг в системе стратегического планирования деятельности фармацевтического предприятия.
    4. Конкурентные стратегии.
    5. Стратегия ценообразования.
    6. Стратегический аудит.
    7. Разработка маркетингового комплекса
  5. Информационная система учёта и контроля
    1. Учёт доходов и расходов организации (фирмы).
    2. Выведение результатов хозяйственно-финансовой деятельности.
  6. Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса
    1. Методы изучения информационных потребностей и потребителей.
    2. Оценка эффективности различных форм (средств) информации.
    3. Коммуникационная политика в фармации (социальные аспекты).
    4. Стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций.
    5. Массовые коммуникации: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью. Этапы планирования и способы предварительной и реальной оценки экономической эффективности рекламной компании.
    6. Прямой и интерактивный маркетинг.
  7. Менеджмент-маркетинг персонала фармацевтической организации.

Реализация разработанного учебно-методического комплекса «Маркетинговые исследования в фармации» имеет своей стратегической целью приведение образовательного процесса в соответствие с современными требованиями рынка труда. Внедрение его в фармацевтических вузах (факультетах) позволит повысить качество подготовки специалистов-провизоров, а соответственно, их востребованность практической фармацией.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова