«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
09.04.2007

Разработка образовательных программ с модульной структурой по дисциплинам специальности «Лечебное дело»

ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова
Лечебный факультет

Н.А.Бартош, Н.С.Подчерняева, М.А.Мещерякова

В рамках «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академией имени И.М. Сеченова» при реализации Национального проекта «Образование» профессорско-преподавательским составом академии был выполнен проект разработки образовательных программ с модульной структурой по дисциплинам учебного плана ГОС ВПО по специальности «Лечебное дело».

Актуальность этих программ обусловлена необходимостью приступить к практической реализации принципов модульного обучения как одной из инновационных технологий в образовательном процессе высшей медицинской школы, призванной повысить качество подготовки будущего специалиста. Ориентация целей обучения в вузе не на знание студентами содержания отдельных дисциплин, а на формирование профессиональных компетентностей (т.е. компетентностный подход) требует пересмотра всей технологии учебного процесса. Эффективная технология обучения в вузе по всей специальности в целом должна обеспечить качество конечного результата обучении (т. е. реализовать требования КХ) с минимальными временными и материальными затратами. 

В основу такой технологии может быть положен модульный подход, который объединяет преимущества индивидуального и коллективного обучения и при этом позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируемого самообучения. Для модульного обучения характерны четкие формулировки целей обучения, использование методов активного обучения, организация обратной связи, положительное подкрепление, предполагающее усиление мотивации и стимуляцию активности обучаемого, обучение последовательными небольшими этапами, а также свобода выбора темпа обучения. При таком подходе к обучению учебные образовательные программы формируются из уже готовых учебных модулей. 

Под учебным модулем понимается блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей».  

Ввиду того, что учебные рабочие программы являются основными нормативными вуза документами, определяющими содержание, методы, формы и средства обучения различных дисциплин учебного плана, придание им модульной структуры предполагает существенную модернизацию различных сторон образовательного процесса, направленную на его дальнейшее совершенствование.

Несмотря на большой интерес к проблеме использования модульной технологии в обучении студентов медицинских вузов, комплексные разработки и результаты практической реализации учебных программ подобного типа в доступной методической литературе не представлены.   

Инициацией разработки данного проекта явилось создание методических рекомендаций для преподавателей по разработке и внедрению модульного обучения в высшей медицинской школе, по материалам которых был проведен образовательный семинар, конкретизирующий цели и задачи проекта. Системность подхода к решению такой сложной и комплексной задачи определила необходимость выработки единых унифицированных требований для участников проекта по разработке модульных учебных программ.

Одним из важных аспектов данной работы явилось привлечение широкого круга преподавателей различных кафедр к обсуждению и решению изучаемой проблемы, что, безусловно, активизировало их творческий потенциал, и далее будет способствовать повышению их мотивации к последующим преобразованиям учебного процесса.

Разработка модульных программ дисциплин велась на основе уже созданных в предыдущие годы квалификационной характеристики и сквозной программы специальности «Лечебное дело», рабочей программы дисциплины.

Были сформулированы основные требования к учебным модульным программам, и предложена унифицированная схема их построения, состоящая из трех основных разделов:

  • конечные цели изучения дисциплины и методы контроля их достижения;
  • модульная структура дисциплины с определением номенклатуры общих и частных модулей и модульных единиц, её методическое обеспечение, методы контроля;
  • организационные формы реализации программы.

Требования к конечным целям изучения дисциплины реализовывали компетентностный подход. Они формулировались в виде умений, которые необходимо выработать у студентов по завершению изучения дисциплины и представляли собой обобщенную деятельность и перечисление ее составляющих - менее обобщенных деятельностей или действий.

Помимо перечисления умений в целях формулировались также знания, которыми должен обладать студент для выполнения этих действий (решения задач и пр.).

Цели отвечали требованию быть диагностичными (их достижение легко проверяемо). Это означает, что можно составить задание, выполняя которое студент подтвердит достижение поставленных целей. Цели были  ориентированы на практическую деятельность специалиста (квалификационную характеристику) или на изучение последующих дисциплин. Поэтому цели формулировались на основе сквозной программы специальности – системы целей изучения всех дисциплин обязательной образовательной программы ГОС ВПО «Лечебное дело».

Далее вся дисциплина разбивалась на общие модули (обычно соответствующие разделам дисциплины), они в свою очередь при необходимости разбивались на частные модули (соответствующие традиционным темам),

Каждая модульная структура дисциплины (общий модуль, частный модуль, модульная единица) представляла собой

  • цели изучения модуля (модульной единицы), ориентированные на реализацию конечных целей изучения дисциплины;
  • основное содержание модуля (модульной единицы) - общие положения, определения основных понятий и пр.
  • информационные источники (основные и дополнительные с указанием страниц);
  • материально-техническое оснащение (перечисление микро- и макропрепаратов, фантомов, таблиц и пр.)
  • методику изучения модуля (модельной единицы) – основные виды учебной деятельности студента: курация больных, составление учебной истории болезни, изучение препарата, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий и пр., с примерами обучающих заданий и эталонов (вариантами) их решений.

Указывалась также методика текущего контроля (исходного уровня, в ходе занятия, заключительного), рубежного (после изучения нескольких частных модулей) и итогового – после завершения изучения модуля.

Раздел «Организационные формы реализации программы» представлял собой план лекций и практических занятий по модулям, сведенный в таблицу с указанием часов, выделяемых для изучения модуля (модульной единицы).

Например, дисциплина «Внутренние болезни» представлена в программе двумя модулями: «Факультетская терапия» и «Госпитальная терапия». В свою очередь модуль «Факультетская терапия» был разделен на 6 частных модулей: пульмонология, кардиология, гастроэнтерология, гематология, ревматология, нефрология. Внутри частных модулей были выделены модульные единицы. Каждая модульная единица выглядела следующим образом:

Модульная единица «ИНФАРКТ МИОКАРДА»

Цели обучения.

Студент должен уметь:

  1. Диагностировать инфаркт миокарда на основании жалоб, данных анамнеза и результатов лабораторно-инструментальных исследований.
  2. Выявлять факторы риска развития инфаркта миокарда.
  3. Интерпретировать результаты ЭКГ- исследования.
  4. Определять тяжесть заболевания и распознавать осложнения.
  5. Формулировать развернутый клинический диагноз в соответствии с официально принятой классификацией заболеваний (МКБ 10).
  6. Формировать схему медикаментозного и немедикаментозного лечения в соответствии с диагнозом.
  7. Определять показания к реваскуляризации.
  8.  Разрабатывать комплекс мер первичной и вторичной профилактики заболевания и его осложнений.
  9.  Оценивать прогноз для жизни и трудоспособности.

Содержание обучения:

Эпидемиология. Факторы риска. Патогенез. Классификации. Стадии инфаркта миокарда. Клиническая картина в различные периоды заболевания. Клинические варианты острой стадии инфаркта миокарда.

Диагностика инфаркта миокарда. Инструментальные методы: изменения ЭКГ, их стадийность; эхокардиография. Лабораторная диагностика (изменения в общем анализе крови, роль ферментной диагностики: миокардиальные тропонины, креатинфосфокиназа и ее МВ-фракция, трансаминазы).

Течение инфаркта миокарда. Осложнения:

Лечение. Врачебная тактика в различные периоды заболевания Лечение осложнений инфаркта миокарда. Принципы реанимации больного инфарктом миокарда при внезапной клинической смерти.

Принципы реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда. Диспансеризация. Прогноз и трудовая экспертиза.

Основные источники информации:

  1. «Внутренние болезни» Учебник. В.И.Маколкин, С.И.Овчаренко. М., Медицина, 5-е изд.,2005, стр. 262-276.
  2. Всероссийское научное общество кардиологов. Рекомендации по лечению острого коронарного синдрома без стойкого подъема ST на ЭКГ. Редакция 2003 года. 2004, 27 с.

Дополнительные источники информации:

  1. Сыркин А.Л. Инфаркт миокарда. – М., МИА, 2003 г. – 465 с.
  2. Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний. Чазов Е.И, Беленков Ю.В. – М., Литтерра. 2004 – 976 с.
  3. Кардиология Грабб Н.Р., Ньюби Д.Е. Издательство: МЕДпресс, 2006 704 с.

Материально-техническое оснащение:

  1. ЭКГ больных с инфарктом миокарда.
  2. Динамика маркеров некроза миокарда (анализы из реальных историй болезни).
  3. Коронарограммы.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  1. Изучение основных и дополнительных источников информации.
  2. Решение клинических ситуационных задач (из сборника, подготовленного на кафедре).
  3. Творческая деятельность: составление рефератов, ситуационных задач, тестовых заданий, сканвордов.
  4. Дополнительная курация больных.
  5. Написание истории болезни с заключениями по всем трем этапам диагностического поиска, формулировкой предварительного и клинического диагноза, назначением терапии, написанием дневников курации и эпикриза.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

  1. Выполнение тестовых заданий
  2. Курация больных с последующим докладом на практическом занятии и совместном обсуждении под руководством преподавателя по трем этапам диагностического поиска. диагностического поиска
  3. Решение клинических ситуационных задач.

Текущий контроль:

Письменный тестовый контроль исходного уровня по теме «Инфаркт миокарда»

Пример тестового задания исходного уровня:

Выберите один правильный ответ.

  1. Типичная клиническая картина инфаркта миокарда:
    1. Тянущие боли в левой половине грудной клетки, резко усиливающиеся при глубоком вдохе, кашле
    2. Слабость, головокружение, «дурнота» при резкой перемене положения тела
    3. Давящая боль за грудиной при физической нагрузке, быстро купирующаяся после приема 1 таблетки нитроглицерина
    4. Колющие боли в левой половине грудной клетки, изменяющиеся при поворотах туловища
    5. Давящая боль за грудиной с иррадиацией в левое плечо и руку, продолжительностью более 20 минут, сопровождающаяся резкой слабостью, холодным потом.

 Разработка пакета модульных учебных программ является одним из главных условий начала реализации модульной технологии в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» в ММА им. И.М.Сеченова. Следующим этапом должно явиться завершение создания на различных кафедрах Академии полного учебно-методического обеспечения, включающего учебники и учебные пособия нового типа, методические рекомендации для студентов и преподавателей, руководства к выполнению студентами самостоятельной работы, сборников тестовых и ситуационных заданий и др. Лишь при этих условиях можно надеяться на достижение существенного повышения качества выпускников и повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

 

Список литературы

  1. Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. – 1997. - № 8. – С.30-33.
  2. Денисов И.Н., Артамонов Р.Г., Улумбеков Э.Г., Улумбекова Г.Э. Модульный принцип – основа современного образования врачей / Методические рекомендации. – М.: 2005 – 29 с.
  3. Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. – 1999.- № 1. – С.165-172.
  4. Пахомова Е.М. Модульно-рейтинговая система обучения как одна из развивающих технологий обучения. http://www.tgc.ru.
  5. Пономарева Л.Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. http//scince.nstu.ru/hs/09.
  6. Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России: Препринт WP5/2002/04. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 63 с.
  7. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения // Советская педагогика. – 19990. - № 1. – С.55-60. 

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова