«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
06.04.2007

Компетентностный подход в обучении специалистов эпидемиологического профиля на сертификационных циклах.

ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова
Медико-профилактический факультет послевузовского профессионального образования

Симонова Е.Г., Черкасский Б.Л., Локтионова М.Н.

 

Одной из актуальных проблем образования в России является подготовка специалистов, конкурентоспособных на российском и международном рынках квалифицированного интеллектуального труда.

Сегодня, в быстро меняющемся мире технологий, традиционные способы обучения в вузе не позволяют сформировать требуемый уровень подготовки и выпускника вуза, и специалиста. Связано это со значительным расширением спектра профессиональных задач, а также повышением требований к эффективности и результативности профессиональной деятельности.

В современных требованиях работодателей к специалистам акцент делается на их способность к практическому решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. В то же время образование в вузах до сих пор больше ориентировано на формирование у обучающихся знаний и умений.

В этой связи перед образовательными учреждениями возникают задачи, связанные с интеграцией традиционных эффективных технологии обучения с инновационными, обеспечивающими формирование специалистов требуемого уровня подготовки; перемещением акцентов в отношении содержания и технологий обучения специалистов на формирование профессиональных компетенций.

Предполагается, что именно такой подход к подготовке современных специалистов будет способствовать повышению уровня их социально-профессиональной мобильности, конкурентоспособности в различных сферах производственной деятельности.

Анализируя тенденции в области профессионального образования и опираясь на опыт педагогов и психологов, коллектив кафедры эпидемиологии МПФ ППО сделал определенные шаги по разработке и внедрению компетентностного подхода в подготовке специалистов-эпидемиологов. Изучены методические подходы к разработке компетентностной модели специалиста, а также определению ключевых компетенций.

Выявлено, что при разработке компетентностной модели специалиста основным подходом является ориентация на структуру профессиональной деятельности. В связи с этим на основе детального анализа действующих документов учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Регламентов учреждений -Управления и ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, временных должностных регламентов специалистов, должностных инструкций, содержащих квалификационные требования и должностные обязанности) определена структура профессиональной деятельности специалиста-эпидемиолога на современном этапе. В соответствии со структурой профессиональной деятельности предложен спектр общих и специальных компетенции эпидемиолога, являющихся компонентами компетентностной модели специалиста.

Следует отметить, что в настоящее время наиболее востребованной формой последипломной профессиональной подготовки специалистов эпидемиологического профиля являются сертификационные циклы. Именно поэтому для реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке названных специалистов было необходимо разработать методическое обеспечение соответствующего сертификационного цикла.

Разработка методического обеспечения сертификационного цикла предполагала:

  • корректировку учебного и учебно-тематического планов сертификационного цикла по специальности «Эпидемиология» в рамках образовательного стандарта;
  • подготовку методических разработок к лекциям, семинарским и практическим занятиям в соответствии с новым учебным планом сертификационного цикла по специальности «Эпидемиология»;
  • переработку методических рекомендации по подготовке квалификационной работы с учетом компетентностного подхода в обучении эпидемиологов.

Конечным продуктом названной деятельности стал сборник методических материалов к сертификационному циклу по специальности «Эпидемиология».

Проведенные исследования позволили констатировать, что компетентностный подход на этапе последипломного образования специалистов медико-профилактического профиля, в том числе и эпидемиологов, приобрел сегодня особую актуальность. Связано это с реальными потребностями в компетентных специалистах службы Роспотребнадзора и противоэпидемической практики.

Компетентный специалист - профессионал, устремленный в будущее, предвидящий изменения, ориентированный на самостоятельное образование. Под профессиональной компетентностью эпидемиолога понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях его профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта.

Компетентный эпидемиолог сегодня - это специалист, обладающий не только специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, но и профессионально важными качествами, необходимыми для реализации его профессиональной деятельности. Компетентность при этом рассматривается как интегративный показатель, характеризующий уровень профессиональной подготовки и готовности специалиста-эпидемиолога к выполнению профессиональных действий.

Именно поэтому при составлении учебных планов и программы цикла акцент сделан не на приобретение, систематизацию общих и специальных знаний и отработку профессиональных умений эпидемиолога, как это было ранее, а на формирование и развитие компетентности/компетенций специалиста.

Учитывая специфику учебных целей, реализуемых при подготовке специалистов на сертификационных циклах, а также принимая во внимание объективные условия (незначительная продолжительность цикла, большой объем учебного материала, разнообразие учебных задач, различный уровень подготовки и мотивации эпидемиологов и т.д.), среди возможных форм и методов обучения должны быть выбраны наиболее адекватные. Это требование учтено при разработке сборника методических материалов к сертификационному циклу по специальности «Эпидемиология». В связи с этим увеличено не только количество семинарских и практических занятий в рамках сертификационного цикла, но и сформулированы рекомендации по внедрению в учебный процесс активных форм и методов обучения. Так, например, предполагается, что лекции в программе цикла должны носить проблемный характер с учетом специфики профессиональной деятельности. Это позволит повысить эффективность подготовки специалистов и интенсифицировать учебный процесс.

В разработанной нами современной модели специалиста-эпидемиолога исследовательская компетентность занимает центральное место. Основные профессиональные задачи его связаны с изучением эпидемического процесса инфекционных болезней. В связи с этим особое внимание уделяется совершенствованию исследовательского метода обучения специалистов-эпидемиологов, разработанному и внедренному на кафедре. В новой редакции «Методических рекомендаций по подготовке квалификационной работы по специальности «Эпидемиология»» нашла отражение технология обучения с использованием исследовательского метода, включающая системы обучения и диагностики исследовательской компетентности. Диагностика компетентности, т.е.определение ее уровня является наиболее сложной частью исследований при разработке и внедрении компетентностного подхода.

В психолого-педагогической литературе до сих пор не разработано четкой методологии для оценки компетентности. Так, в педагогических исследованиях оценка компетентности сводится в основном к оценке знаний и умений. Предлагается оценивать компетентность по их полноте, глубине, системности, осознанности, прочности, оперативности и другим характеристикам. В психологических исследованиях оценка профессиональной компетентности заключается в оценке профессионально важных качеств субъекта профессиональной деятельности.

В тоже время саму процедуру оценки можно обобщить и свести к двум основным этапам: определению критериев и выявления показателей, характеризующих каждый критерий.

При определении критериев оценки профессиональной компетентности врача-эпидемиолога мы опирались на структуру профессиональной компетентности. Считаем, что оценка профессиональной компетентности будет полной и всесторонней только в том случае, если оцениваются все возможные составляющие (компоненты) ее структуры.

Таким образом, мы полагаем, что оценивать профессиональную компетентность специалиста-эпидемиолога необходимо как по общей, так и по специальной компетентности. Профессиональную компетентность можно оценить, определяя уровень специальных знаний, умений и навыков эпидемиолога. Способы оценки знаний в последипломной подготовке специалистов традиционны: чаще всего для оценки уровня профессиональных знаний используется опрос и тестирование.

Значительно сложнее оценивать профессиональные умения эпидемиолога в связи со спецификой его деятельности и отсутствием критериев для их количественной оценки. В соответствии с существующими требованиями, оценка профессиональных умений должна проводиться по результатам решения ситуационных задач. При этом очевидна невозможность оценки всех основных профессиональных умений эпидемиолога при решении одной ситуационной задачи. Проведенные нами исследования позволили разработать систему оценки профессиональных умений эпидемиологов. Она заключается в комплексной оценке основных профессиональных умений по результатам тестового контроля, решения ситуационных задач, а также в процессе выполнения квалификационной работы.

Таким образом, в ходе разработки методического обеспечения сертификационного цикла по специальности «Эпидемиология» на основе компетентностного подхода был вскрыт ряд нерешенных проблем. Среди них, отсутствие научно обоснованной системы оценки профессиональной компетентности, позволяющий оценить не только уровень профессиональной подготовки специалиста, но и степень его готовности к выполнению профессиональной деятельности.

 

Список использованной литературы

  1. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2.
  2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию: Издание второе, переработанное и дополненное. -КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2001 - 145 с.
  3. Болотов В.А. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 3.
  4. Государственный образовательный стандарт послевузовской подготовки по специальности «Эпидемиология». Утв. УМО по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Москва, 2001 г.
  5. Давыдов Л.Д. Использование компетентностной модели специалиста в формировании содержания профессионального образования: историко-педагогический аспект. Методическое пособие. - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2004. - 20 с.
  6. Давыдов Л.Д. Разработка технологии моделирования содержания среднего профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2005. - 63 с.
  7. Давыдов Л.Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования //Среднее профессиональное образование.-2006.-№9. - С.67-70.
  8. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.
  9. Кожевникова Т.А. Компетентностный подход в образовании // Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития науки и образования». - Мурманск: БИЭПП, 2005. - С. 16-21
  10. Симонова Е.Г., Черкасский Б.Л. Научно-практическая работа в системе последипломной подготовки специалистов-эпидемиологов. В кн. «Современные проблемы преподавания эпидемиологии». Н.Новгород, 2001 г.
  11. Черкасский Б.Л., Симонова Е.Г. Проблемы стандартизации послевузовской профессиональной подготовки по специальности «Эпидемиология»// Сб. «Профилактическая медицина - практическому здравоохранению».-М.,2003 .С. 67-71
  12. Черкасский Б. Л., Симонова Е.Г. Специфика и проблемы последипломного преподавания эпидемиологии// Сб. «Проблемы обучения и повышения квалификации эпидемиологов». - М., 2005. С.26-35.

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова