«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
06.04.2006

Создание учебно-методического обеспечения процесса организации и проведения исследований в сестринском деле

ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова
Факультет высшего сестринского образования

 Фурсова Т.Н.

Разработка учебно-методического обеспечения процесса организации и проведения исследований в сестринском деле обусловлена теми значительными изменениями, которые происходят в настоящее время в отечественном здравоохранении. Это, прежде всего, развитие научной базы отечественного здравоохранения, появление значительного числа новых, современных методов диагностики и лечения, оценка эффективности применяемых методов с позиций доказательной медицины. Возрастание роли сестринского персонала определяет и необходимость определения возможностей для расширения его профессиональных компетенций, изменения содержания сестринской практики, основанной на использовании доказательных данных. Однако методическая основа, определяющая содержание исследований в области сестринского дела, до сих пор не сформирована.

Главнейшей задачей любой профессии является улучшение профессиональной деятельности таким образом, чтобы услуги, предоставляемые потребителям, были максимально эффективны. Профессия, стремящаяся повысить свою значимость, борется за постоянное развитие базы научно обоснованных знаний, служащих основой для практической деятельности.

Научные исследования в сестринском деле, как и в любой другой научной дисциплине, являются методом получения достоверных научных данных, позволяющих на их основе осуществлять и совершенствовать профессиональную деятельность. Сестринские научные исследования - это систематический процесс изучения клинической или управленческой проблемы, который проводится медицинскими сестрами, пытающимися получить новую информацию для улучшения помощи пациентам и/или разрешения проблемных ситуаций. Конечной целью проведения исследований в сестринском деле является повышение качества сестринской практики.

По мнению некоторых авторов (Р. Burnard, Р. Morrison, 1990) научные исследования представляют собой путь к пониманию, оценке и анализу того, какую работу выполняют медицинские сестры. Данное высказывание характеризует научные исследования с позиции полезности последних, а также с точки зрения поставленных при этом целей. Согласно приведённому выше определению, научные исследования важны и потому, что они позволяют расширить знания и стимулируют критическое осмысление практики.

Все это обуславливает необходимость обучения будущих менеджеров сестринского дела не только критическому анализу имеющейся информации в части организации деятельности сестринского персонала, но и умению самостоятельно организовывать поиск необходимых доказательных данных в области сестринского дела, организовывать и проводить необходимые для этого научные исследования.

Объектом исследования в данной работе явилась система организации научно-исследовательской деятельности студентов и образовательного процесса на факультете высшего сестринского образования. Предмет исследования: разработка для использования в образовательном процессе и организации научно-исследовательской деятельности студентов на факультете ВСО учебно-методического пособия по организации и проведению исследований в области сестринского дела.

Для того чтобы научные исследования стали инструментом расширения научной базы сестринского дела, со стороны медицинских сестер необходимы (C. Roberts, S. Burke, 1989):

  1. знания и понимание методов научных исследований;
  2. наличие мотивации читать и использовать результаты исследований в практической деятельности;
  3. знания о современном уровне развития сестринской помощи.

Для формирования мотивации к приобретению навыков проведения научных исследований и использования их результатов в практической деятельности, медицинские сестры должны понимать значение и место научных исследований в профессиональной практике.

Цель НИР. Разработать учебно-методическое пособие по организации и проведению исследований в области сестринского дела, позволяющее оптимизировать действия будущего выпускника факультета ВСО по выбору дизайна исследования, составлению программы исследования, внедрению полученных результатов в практическую деятельность сестринского персонала.


Задачи НИР.

  1. Проанализировать зарубежный опыт организации и проведения исследований в сестринском деле.
  2. Разработать и описать технологию выполнения сестринского исследования на конкретном примере.
  3. Разработать учебно-методическое пособие по организации и проведению исследований в сестринском деле.

Методы проведения НИР. Анализ научно-методической, нормативно-правовой документации (по проблеме изучения опыта организации и проведения сестринских исследований); метод экспертных оценок (при отборе учебного материала); моделирование (при разработке технологии выполнения исследования в области сестринского дела).

Новизна НИР. В рамках разработанного учебно-методического обеспечения процесса организации и проведения исследований в области сестринского дела впервые была представлена технология выполнения исследований в сестринском деле, описан зарубежный опыт организации и проведения подобных исследований.

С учетом проведенного анализа по проблеме организации сестринских исследований была разработана логическая структура учебно-методического пособия. В рамках выполненной НИР были отобраны наиболее оптимальные схемы деятельности в части разработки, обоснования и технологии выполнения сестринского исследования.

Ожидается, что результаты выполненной работы будут востребованы в системе додипломного образования менеджеров сестринского дела следующим образом:

  • в процесс обучения на факультете ВСО разработанное учебно-методическое пособие будет использовано при организации научно-исследовательской деятельности студентов;
  • обучение с использованием данного пособия позволит повысить качество выполняемых на факультете ВСО студенческих научно-исследовательских работ.

Структура выполненной работы полностью соответствует требованиям, предъявляемым к написанию учебно-методических пособий. Пособие содержит пояснительную записку, основные разделы (отражают последовательность действий исследователя), описание учебно-методического обеспечения курса (со списком рекомендуемой литературы).

На первом этапе была проанализирована зарубежная литература по проблеме организации и проведения исследований в сестринском деле. Полученная информация подверглась критическому анализу на предмет возможности ее использования при разработке данного учебно-методического пособия. Была разработана технология выполнения исследования в области сестринского дела и дано ее описание на примере конкретного сестринского исследования.

В результате проведенного анализа, а также с учетом квалификационной характеристики выпускника факультета ВСО было разработано учебно-методическое пособие по организации и проведению исследований в области сестринского дела.

Предлагаемый материал предназначен помочь читателям в решении следующих вопросов:

  • обоснование важности научных исследований для становления сестринского дела как профессии и роли медицинских сестер в научных сестринских исследованиях;
  • обоснование выбора проблемы исследования, формулировка вопросов клинического исследования в существующем теоретическом и концептуальном контексте, а также разработка гипотезы исследования;
  • достоинства и недостатки различных типов дизайна научного исследования;
  • этапы исследовательского процесса и специфические задачи сестринских исследований;
  • этический контекст сестринских научных исследований;
  • стратегии использования результатов научных исследований в практической деятельности медицинских сестер;
  • анализ отчетов научных исследований, в том числе и опубликованных в профессиональных периодических изданиях и др.

Спектр сестринских исследований значительно расширился за последние 30 лет, предоставляя медицинским сестрам все более и более объективную с научной точки зрения основу для практики. Однако еще множество вопросов предстоит изучить медицинским сестрам-исследователям, и множество результатов исследований предстоит внедрить в практику.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова