«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Гранты как фактор успешного старта в профессии 05.04.2007

Гранты как фактор успешного старта в профессии

Стажировки за рубежом, поездки на международные конференции, совместная работа с западными коллегами прочно вошли в жизнь наших студентов и ученых. Успешная научная карьера сегодня невозможна без активного вхождения в миро­вое сообщество. Что необходимо российскому студенту-медику, чтобы получить стипендию для обучения за рубежом? Что дает такая стажировка? За ответом мы обратились в ММА им. И.М Сеченова. Эта медицинская академия славится еще и тем, что все годы существования программы "Гранты Президента РФ" львиная доля стипендий для студентов-медиков доставалась именно ее учащимся.

Андрей Юрьевич МИРОНОВ
ученый секретарь НИЦ ММА им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМТН:

— Как правило, наши студенты получают возможность годовой ста­жировки в лучших зарубежных университетах. Стажироваться за рубеж едут, естественно, лучшие из лучших — члены научного студенческо­го общества. Обычно это старше­курсники, которые совмещают успешную учебу с научной работой и добились заметных результатов.

У нас единственный в стране факультет для подготовки научно-педагогических кадров (ФПНПК), и наиболее талантливая молодежь сосредоточена там. Именно они чаще всего выигрывают конкурсы на получение различных грантов и стипендий. Многие выпускники ФПНПК в дальнейшем остаются работать в своей alma mater, пополняя ряды преподавательского коллектива.

Что дает стажировка за рубежом? В первую очередь студенты осваивают современные научные методы и медицинские технологии. Кроме того, расширяется кругозор, появляются возможность общения, налаживания связей, несколько иной взгляд на жизнь и профессию.

Успех во многом зависит от достижений в учебе и научной работе, а также от желания и настойчи­вости самого студента. 

Людмила Владимировна МИХЕЕВА,
и.о. декана ФПНПК, начальник отдела международного : сотрудничества, доцент:

— Наши студенты получают стипендии различных учреждений, организаций, фондов, предоставляющих финансовую поддержку студентам и молодым ученым. Самая престижная из них — стипендия Президента России. Для всех студентов страны по всем направлениям ежегодно выделяется 40 президентских стипендий. Этот серьезный конкурс из года в год с момента основания выигрывают 4—5 наших студентов. Это люди, у которых уже есть определенные научные достижения и большой потенциал.

Различные стипендии предоставляют Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Московский общественный научный фонд, ряд других организаций. Кроме того, они активно поддерживают разнообразные молодежные мероприятия — съезды, конгрессы и т.д.

Выполняя за время стажировки часть научной работы под совместным руководством наставников — российских и иностранных профессоров, студенты приобретают новые знания," навыки, публикуют научные статьи в соавторстве с зарубежными коллегами, участвуют в конференциях. Они интегрируются в мировое образовательное и научное пространство. Появляется академическая мобильность, расширяется кругозор, улучшается знание иностранных языков.

Отмечу очень высокий уровень подготовки наших ребят. Мы получаем самые лестные отзывы о них от зарубежных профессоров — руководителей стажировок.

Взяв такой мощный старт в студенческие годы, все они в дальнейшем занимают успешные лидерские позиции. Некоторые продолжают после окончания вуза работать за рубежом — становятся ведущими сотрудниками клиник, возглавляют научные направления лабораторий...

Что думают о стажировках сами студенты?

Владимир ЛЯДОВ, студент IV курса ФПНПК, только что вернулся со стажировки в клинике общей хирургии одного из старейших универси­тетов Германии — Филиппе—Университета, г. Марбург. Специализация клиники — эндокринная хирургия:

— Для получения стипендии нужно было пройти конкурс. Что мне помогло? Отличная успеваемость, участие в общественной работе (кружки, студенческое научное общество и пр.), наличие побед в научных конкурсах, олимпиадах и публикаций, которых не обязательно должно быть много. У меня их было три, у других — столько же или больше.

Помимо профессиональных знаний стажировка дала большой жизненный опыт, в частности, связанный с необходимостью "поставить" себя в новом коллективе, тем более иностранном. Полагаю, это пригодится мне в дальнейшем.

Безусловно, была возможность увидеть Европу, сравнить жизнь и медицину в Германии и на родине. Когда приехал домой, пошел в знакомую больницу — и многое увидел под другим углом. Сразу появилось намного больше вопро­сов, чем раньше.

Мне кажется, что такая дли­тельная стажировка за границей дает человеку определенную зрелость.

 Как финансируют обучение в СШA

 В США практикуется несколь­ко видов финансовой помощи студентам: гранты, стипендии типа Scholarship, Fellowship, Teaching Assistantship, Study Work, Subsidized Work.

Scholarships выделяются на основе предыдущих достижений студента и его текущих учебных показателей или предназначаются для представителей определенных групп (этнических, религиозных и пр.). Стипендии этого типа дают старшекурсникам, которые успели определиться с будущей специализацией и находятся на этапе, когда их учеба больше выглядит как научная работа, то есть это весьма близко к тому, что в России называется аспирантурой.

Как правило, Fellowships покрывают все расходы, связанные с образованием. Стипендии Teaching Assistantship, Research Assistantship, а также Study Work, Subsidized Work связаны с работой по совместительству. Те, кто получают Teaching Assistantship, Research Assistantship, помогают университетскому профессору, научному исследователю, администратору или иному работнику в кампусе университета. Study Work, Subsidized Work предполагают любую работу в пределах университетских структур. Оплата за такую работу засчитывается как плата за учебу.

 Наталия ШУЛЕШКИНА Фото Олега КИРЮШКИИА

Где искать полезную информацию?

Предложения отечественных фондов и организаций стоит искать в Интерактивной научной информационной системе проекта "Молодые ученые России" — www.rsci.ru . Здесь можно найти информацию о различных грантах, предоставляемых научными фондами и грантообразующими организациями, а также базы данных по научным конференциям и поддержке молодых ученых в научных и образовательных центрах.

Советуем воспользоваться системой Grantsnet — найти ее можно через поисковые системы Altavista, Infoseek и другие. В ней надо будет зарегистрироваться (как при оформлении собственного ящика в любой электронной почте), выбрать пароль для входа, после чего можно заняться поиском международных грантов по интересующей проблематике. В этой же системе находится большое количество рекомендаций по правильному написанию заявок на получение гран­тов и много другой полезной информации. Чтобы использовать воз­можности этой системы, надо хорошо знать английский язык.

Иногда спрашивают, какая категория студентов традиционно чаще получает финансовую помощь?

Обычные догадки: студенты из самых бедных семей -наиболее хорошо успевающие и талантливые студенты. Это не так. Финансовую, особенно безвозмездную помощь получает та категория заявителей, которая терпеливо разобралась в процедуре подачи заявок и грамотно подала заявления. Поэтому вла­дение азами этой процедуры еще до начала учебы может дать возможность российскому студенту построить долгосрочную страте­гию финансирования и начать учебу в США, рассчитывая не только на родительские или собственные деньги. 


Исходная статья: Медицинский вестник №12 (397), 4 апреля 2007г.