«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Знания, важные для профессии 06.04.2007

Знания, важные для профессии

Кафедре педагогики и медицинской психологии исполнилось 35 лет.

Возникнув в 70-е годы прошлого столетия (первый зав. кафедрой - докт, мед. наук К.С. Митин) на фоне высокой активности вузовской общественности СССР в сфере разработки новых технологий обучения, она со временем (в период заведования докт. психол, наук Ю.М. Орлова) стала признанным научно-методическим центром, разработавшим педагогическую технологию - Единую методическую систему (ЕМС). Новая технология обратила на себя внимание не только отечественных, но и зарубежных специалистов в сфере высшего медицинского образования.

К работе над этим проектом привлекли около 50 кафедр 1-го ММИ имени И.М. Сеченова. Научное и организационное руководство осуществляли проректор И.А. Сыченников, доцент кафедры В,И. Каган, а также другие сотрудники. Все, что делалось в тот период по совершенствованию учебного процесса в 1-м ММИ, проводилось под знаменем ЕМС. Наши результаты активно использовались и другими медицинскими и фармацевтическими вузами страны. Эта работа не потеряла актуальности и сегодня. Академик М.И, Перельман на юбилейной конференции кафедры говори о необходимости беречь те завоевания, которые благодаря ЕМС, трудом целого поколения педагогов реализовались в частных методиках преподавания учебных дисциплин.

Год 1991 стал значимым для кафедры. Тогда появилась возможность (благодаря открытию факультета высшего сестринского образования) преподавать студентам психологию (что соответствовало профилю кафедры, закрепленному во второй части ее названия). Преподаватели, читая студентам новую дисциплину "Психология и педагогика", продемонстрировали продуктивность применения ЕМС в реальном учебном процессе. А ведь до этого у нас не было опыта преподавания психологии в медицинском вузе, и все приходилось делать впервые, опираясь на общие контуры модели методической системы, которой до 1991 года мы обучали преподавателей других кафедр. Однако наша задача облегчалась рядом обстоятельств. В 1971 году в СССР состоялся первый выпуск отечественных профессиональных психологов, и кафедра получила возможность принимать на работу специалистов с фундаментальной психологической подготовкой. Отечественная научная психологическая школа к этому времени обрела мировую значимость. В государственных организациях здравоохранения уже работали выдающиеся психологи, доказавшие важность психологической помощи пациентам (А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Л.С. Цветкова, Е Д Хомская и др.). Имелся опыт преподавания медицинской психологии психиатрами.

С1991 года начался период интенсивной работы сотрудников кафедры по организации курсов для студентов сначала факультета ВСО, а затем и всех остальных. Работа велась на фоне общей тяжелой экономической ситуации. Однако мы выстояли и стали интенсивно развиваться благодаря поддержке ректора М.А. Пальцева, который предугадал процесс возвращения психологии в медицинское образование {судьба научной психологии в СССР не менее трагична, чем судьба генетики и кибернетики). Он предложил участвовать в проекте постдипломной подготовки организаторов здравоохранения (менеджеров здоровья), поддерживал наши полезные для высшей медицинской школы начинания. Кафедра семейной медицины (заведующий кафедрой - академик И.Н. Денисов) стала первой на ФПК врачей, пригласившая наших психологов участвовать в обучении семейных врачей, предложив преподавание дисциплины "Психология семьи".

В последние годы кафедрой разработана и внедряется в медицинских и фармацевтических учебных заведениях система многоуровневой психологической подготовки медиков и фармацевтов. Созданы и утверждены программы по психологии для средних и высших медицинских учебных заведений, разрабатываются программы постдипломной психологической подготовки (все они интегрированы между собой), подготовлены авторские учебно-методические комплексы по учебным дисциплинам, преподаваемым кафедрой. Эта учебная литература рекомендована УМО медицинских и фармацевтических вузов РФ в качестве пособий студентам. Академик Российской академии образования (РАО) А.А. Бодалев не раз в присутствии коллег утверждал, что кафедре в деле внедрения научной психологии в медицинское образование удалось сделать то, что в свое время не удалось академику В.Н. Мясищеву.

В основу преподавания психологии на кафедре легли следующие принципы: целостный подход к человеку; учет психосоматических взаимовлияний; акцент на позитивном определении здоровья (записанном в Уставе ВОЗ), саноцентристская ориентация помощи пациенту ("выращивание" здоровья, а не только борьба с болезнями); ответственность за свое здоровье (возможность управлять своим поведением, контроль своего состояния); семейный подход к оказанию психологической помощи клиенту, учет социального контекста его жизнедеятельности; опыт отечественной психологической школы (с учетом достижений зарубежных научных школ).

Цель изучения психологии - усвоение учащимися основ этой дисциплины, что необходимо им на последующих этапах подготовки к их профессиональной деятельности. Обучение направлено на повышение психологической компетентности, стимулирование личностного роста студента, расширение и уточнение его представлений о самом себе, развитие способности к саморегуляции, формирование профессионально значимых коммуникативных умений.

Базовая дисциплина интегрируется с постдипломной подготовкой по медицинской психологии, с дисциплинами "Психология семьи" для семейных врачей, "Психология управления" для ординаторов факультета управления здравоохранением, "Психологические и педагогические основы высшего медицинского образования" для аспирантов.

В настоящее время кафедра является общеинститутской, работает со студентами всех факультетов. В ее составе - 30 преподавателей, среди которых 3 доктора наук, 7 кандидатов наук, 14 человек работают над диссертационными исследованиями, из них 8 - по медицинской и клинической психологии. Большинство совмещают преподавательскую деятельность на кафедре с работой в клиниках, медицинских компаниях в качестве менеджеров по кадрам, проводят индивидуальное психологическое консультирование, групповые тренинги.

На кафедре реализуются новые методические проекты, ведется научная работа. Сферы научных и практических интересов сотрудников - клиническая психология (психология здоровья, психологическая реабилитация); социально-психологическая подготовка (формирование техники общения личности в сочетании с групповыми формами работы с семьей, учебной группой, медицинской бригадой); медицинская педагогика (школы здоровья, модификация поведения, формирование поведения, связанного со здоровьем).

В 2003-2004 годах на кафедре выполнялось научное исследование по планам Российской академии образования в сфере здоровьесберегающих педагогических технологий (тема исследований признана приоритетной). С 2005 по 2007 год по программе РАО идут исследования по отбору материала для обучения (разработано 20 учебных программ спецкурсов и спецпрактикумов) и контролю его усвоения в клинической психологии.

Наши сотрудники работают с ведущими отечественными психологическими центрами, способствуя активному проникновению научной психологии и психологической практики в медицинское образование. Они составляют ядро секции "Здоровье здоровых" Московского психологического общества, в 2005 году отметившего свое 120-летие.

Кафедра сотрудничает с журналами "Сестринское дело", "Старшая медсестра", "Медицинская сестра", "Главный врач", "Менеджмент здравоохранения", с газетами "Медицинский вестник", "Медицинская академия".

Ее работники участвовали в последнем съезде психологов, юбилейной конференции Российской ассоциации психологов, трех последних международных конференциях по психологии общения (2000, 2003, 2006 годы).

Кафедра - инициатор и организатор проведения трех межвузовских конференций по психологии здоровья на базе РАО и ММА имени И.М. Сеченова (осенью 2007 года планируется проведение 4-й конференции), научный редактор сборников материалов этих конференций, участник двух форумов "Здоровье нации".

Последние 3 года работники кафедры активно сотрудничают с Академией имиджелогии, участвуют в международных конференциях по созданию имиджа организаций, руководителей и специалистов.

В день юбилея кафедры академик РАО А.В. Петровский в своем обращении написал (обращение было сделано накануне смерти академика, и наши сотрудники расценивают его как завещание): Уважаемые коллеги, искренне поздравляю вас с юбилеем кафедры педагогики и медицинской психологии! 35 лет работы, которая заметна далеко за пределами вузов, дает вам основание гордиться достигнутыми результатами..."


Исходная статья: "Медицинская Академия" №8, 2 апреля