«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
В ожидании Пасхи Христовой 06.04.2007

В ожидании Пасхи Христовой

По учению Церкви, в ряду всех праздников христианских Пасха Христова есть праздник по преимуществу и "столь превосходит все торжества, даже Христовы в в честь Христа совершаемые, сколь солнце превосходит звезды".

Причина такой значимости празднуемого события - в его исключительном величии; Христос воскрес - и разрушена страшная тайна смерти, более того, по выразительному слову апостола, "Последний враг упразднен -смерть" (1 Кор.15,26). Отныне за смертью видна жизнь, видно небо, видно бесконечное общение с Богом, и жизнь представляется полнотой смысла, ибо она уже не ограничена смертью, но устремлена в бесконечность!

Слово "Пасха" происходит от еврейского слова со значением "проходить мимо". В церкви ветхозаветной был праздник с таким названием, который установлен был в память избавления народа Израиля от египетского рабства. Тогда Господь чудесным образом даровал свободу народ)', плененному земным владыкой - фараоном. Пасха Христова - прехождение от смерти к жизни, от рабства во тьме греха - к Божественному свету, от земли - к небу. Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ! "Первенец из умерших", восстав, совоскрешает нас, преводя от смерти к жизни.

Задолго до исполнения божественного обетования о Прядущем Мессии лучшие сыны богоизбранного народа пророчествовали о Тайне Искупительной Жертвы Небесного Посланника за род человеческий, но тайна эта настолько велика и непостижима, что и по сей день превосходит пределы нашего сознания.

Ко времени пришествия в мир Спасителя иудеи, по преимуществу сохранявшие чистоту веры, представляли обетованного Мессию земным владыкой, целью пришествия которого будет освобождение Иудеи от Римского пленения и обеспечение процветания ее народу. Традиционное представление о Мессии, сформированное в израильском обществе его духовными учителями, убеждало современников в невозможности предположения в Иисусе Христе - божественного Посланника. Их смущало Его происхождение: "Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем?"' (Ин. 6,42). Смущала Его простая одежда. Он не был похож на царя. Ты царь иудейский?" (Ин. 18,33) - с недоверием вопрошал Христа Пилат.

Однако те дела, которые совершал Он, явно указывали на то, что Христос - не простой человек и даже не просто пророк. Современники видели, как по Его слову "слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют" (Лк. 7, 22). "Великий Пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой" (Лк. 7,16), - восклицали они. Слава о Христе быстро распространялась по всей Иудее и далеко за ее пределами...

Даже ближайшие ученики Христовы не могли постичь необходимости Искупительной Жертвы их Божественного Учителя, Крестных Страданий, предстоящих Ему вскоре. Иаков и Иоанн просят у Него: "Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другом)' по левую, в славе Твоей" (Мк 10,37). Поэтом)' так восторженно встречали Его, в последний раз входящего в Иерусалим, провозглашая “осанна в вышних”, постилая под ноги Его свои одежды. Украшая торжественное шествие цветами.

И как скоро, обманувшись в своих земных надеждах, они в исступлении: Распни Его! ...нет у нас царя, кроме кесаря" (ин. 19.15).

Укрепляя своих учеников в вере, Христос незадолго до начала Искупительного Подвига возвел их на гору Фавор и явил пред ними силу Божества, содержащегося в Нем. Это Преображение, когда лицо Его просветилось, как солнце, а одежды стали белы - как снег, показало, что страдания, которые Ему предстоят, Христос принимает добровольно, принося Себя в Жертву Непорочную за весь мир, "дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3,15).

В Таинстве Искупительной Жертвы Спасителя -безграничная любовь к человеку, ради которой Он, Воплощенное Слово, Причина всякой жизни, претерпевает смерть.

Совершив искупительный подвиг, "зная, что уже все совершилось", Иисус, "преклонив главу, предал дух".

Сам момент Воскресения Христова не описан в Евангелии, возможно, потом); что явление Божества для просвещенного сердца - свет, просвещающий и животворящий, а для прочих - молния поражающая.

Первую весть о Воскресении услышали от ангела, сидящего у гробницы Господней, Жены Мироносицы. В тот же день воскресший Господь явился апостол)' Петру, потом двум апостолам, шедшим в Эммаус, и вечером того же дня явился одиннадцати апостолам, собранным в горнице, двери которой были заперты "страха ради иудейска",

Радостное Пасхальное приветствие в полной мере отражает состояние апостолов, когда среди них внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, они с изумлением и восторгом обращались друг к другу "Христос воскресе!" и отвечали: "Воистину воскресе!"

Взаимное целование при этом - выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом Искупительной Жертвой Христа.

При целовании и взаимном приветствии верующие издревле дарят друг другу красные яйца, ставшие символом воскресения Христова. Подобно тому, как из-под мертвой скорлупы рождается жизнь, так и Христос, сокрытый в гробнице, как мертвец, восстал из этого жилища смерти и тления. Обычай обмена Пасхальными яйцами, по преданию, обязан своим началом ев, Марии Магдалине, которая, представше перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: "Христос воскресе!"

Праздником Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней, оканчивается Великий пост. Поэтому по окончании Пасхального богослужения благословляются приношения: мясо, куличи, яйца, пасхи, которые предлагаются на трапезе прежде всего. В современной практике Церкви такое благословение приношений бывает накануне Пасхального богослужения в течение всего дня Великой Субботы, по причине многолюдства в день Святой Пасхи. Со времен апостольских торжественное празднование Пасхи продолжается в течение всей недели.

Пользуясь возможностью, поздравляю всех читателей "Медицинской академии" с грядущим Светлым Праздником Воскресения Христова и приветствую всех вас пришедшим от апостолов радостным: "Христос воскресе!"


Исходная статья: "Медицинская академия" №8 от 2 апреля 2007 г.
Авторы:  Андрей ШУМИЛОВ священник, настоятель храма ев, Архистратига Божия Михаила при клиниках на Девичьем поле