«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
05.04.2007

«Разработка системы зачетных единиц для непрерывного профессионального образования»

Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова»
Факультет послевузовского профессионального образования врачей

Выжигина М.А., Сизова Ж.М., Бунятян А.А., Протопопова Т.А., Заугольникова Т.В., Жукова С.Г.

ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова в рамках национального проекта «Образование» приступила к разработке основных подходов и стратегии реконструкции послевузовского профессионального образования врачей в России исходя из принятого Правительством Российской Федерации (РФ) решения об участии России в создании общеевропейского образовательного пространства и реализации принципов и требований Болонской декларации в системе отечественного высшего медицинского образования

Вступление в Европейское сообщество и подписание Россией Болонской Конвенции в 2003 г. обязывает Россию, как и все страны, которые её подписали, провести до 2010 г. преобразование в национальной системе высшего образования. К 2010 г. наши дипломы должны быть приняты наравне с Европейскими. Болонская декларация имеет своим предназначением формирование модели европейского высшего образования с учётом специфики и традиций национальных образовательных систем. Болонский процесс направлен на гармонизацию, а не на унификацию высшего образования в Европе. Он призван способствовать росту качества образования, повышения конкурентоспособности ВУЗов и взаимному признанию дипломов стран-участниц Болонского процесса.

Анализ источников информации убедил нас в том, что основные положения Болонской декларации разработаны, главным образом, для додипломного образования, где эффективность их доказана на практике.

Структура и содержание последипломного образования гораздо более сложные. Это обстоятельство объясняет то, что основные положения Болонской декларации применительно к последипломному образованию разработаны значительно меньше и имеют различные толкования в разных странах.

В ходе внедрения основных положений Болонского процесса и имеющегося положительного опыта в ряде Европейских государств по использованию кредитной системы в медицинском образовании выявились определенные несоответствия между образовательными системами различных стран, в том числе, и в отношении   традиционной национальной системы образования России. Необходимо ещё раз подтвердить, что процесс инкорпорирования основных положений Европейской образовательной системы в практику ВУЗов России может быть эффективным только с учетом особенностей национальной образовательной системы

Присоединение России к Европейскому пространству высшего образования и увеличение международной конкурентоспособности Европейской системы высшего образования предусматривают прежде всего принятие и введение во всех национальных школах высшего образования системы зачетных единиц (ECTS), обеспечивающей как зачетную так и накопительную функции, и гарантирующей академическое признание обучения за рубежом.

Цель представляемой работы определяется необходимостью разработки стратегии и тактики развития послевузовского профессионального образования врачей в России в соответствии с принципами Болонской декларации и особенностями национальной образовательной медицинской системы Российской Федерации с использованием системы зачетных единиц.

Задачи исследования включали в себя следующие позиции:

  • создание единой по форме и содержанию структуры непрерывного послевузовского образования врачей-специалистов в России в соответствии с принципами Болонской декларации;
  • разработка подходов к инкорпорированию Европейских образовательных традиций в Российскую национальную систему непрерывного послевузовского образования врачей с использованием системы зачетных единиц;
  • разработка методических  подходов к переводу учета учебной нагрузки различных форм непрерывного послевузовского образования врачей в систему зачетных кредитных единиц;
  • внедрение новых форм и технологий в образовательный процесс в соответствии с принципами Европейской образовательной системы с учетом системы зачетных кредитных единиц.

Исследование реализовано на основе анализа Европейского опыта по содержанию, применению и эффективности единой системы учета образовательного процесса посредством системы зачетных единиц.

Предложена единая по форме и содержанию структура непрерывного послевузовского образования врачей-специалистов в России в соответствии с принципами Болонской декларации; разработаны подходы к инкорпорированию Европейских образовательных традиций в Российскую национальную систему непрерывного послевузовского образования врачей с использованием системы зачетных единиц; разработаны критерии адаптации Европейской системы зачетных единиц на всех этапах реформы Российской образовательной системы; разработаны методические подходы к переводу учета учебной нагрузки различных форм непрерывного послевузовского образования врачей в систему зачетных кредитных единиц; предложены пути внедрения новых форм и технологий в образовательный процесс в соответствии с принципами Европейской образовательной системы с учетом системы зачетных кредитных единиц.

Научная и практическая значимость работы определяется тем, что впервые применена система зачетных единиц для непрерывного послевузовского образования врачей в рамках Российской системы высшего медицинского образования. Впервые предложена модель реформирования структуры непрерывного послевузовского образования врачей на основе новых образовательных технологий

Внедрение предлагаемой схемы адаптации Европейской системы зачетных единиц при реализации реформы Российской образовательной системы в сфере медицинского высшего образования будет способствовать:

  • введению Европейских образовательных традиций в высшее медицинское образование через совершенствование учебных планов;
  • созданию условий для реализации совместных программ обучения и научных исследований высших учебных заведений России с Европейскими   педагогическими и научными школами;
  • практической реализации рекомендаций Болонской декларации в Российской системе непрерывного послевузовского образования врачей

Внедрение новых технологий образовательного процесса с использованием системы зачетных кредитных единиц будет способствовать формированию личности врача-специалиста, обладающего высокой профессиональной компетентностью, способного к полноценной самостоятельной работе в учреждениях практического здравоохранения и его последующего усовершенствования на протяжении всего периода профессиональной деятельности, необходимого для оказания высококвалифицированной помощи больным в соответствии с занимаемой должностью и местом работы.

В работе проанализирована структура последипломного медицинского образования в странах Евросоюза. Соответственно международным стандартам Всемирной Федерации Медицинского образования (ВФМО) последипломное медицинское образование врачей осуществляется в течение всей медицинской практики и имеет следующие виды:

  1. подготовка к официальной регистрации – получение права на медицинскую практику; производственно-профессиональная подготовка;
  2. специализация по определённому направлению медицины;
  3. узкая специализация;
  4. непрерывное профессиональное развитие в течение всей жизни.

В ряде стран Европейского сообщества, например, в Великобритании, Словакии, а также в Австралии имеет место следующий подход к оценке профессиональной компетенции врача. Экспертизу профессиональной компетенции врача-специалиста осуществляют Контрольные комиссии при Профессиональных Ассоциациях по соответствующей специальности. Подтверждение сертификации в странах Евросоюза при использовании такой системы проводится 1 раз в 5 лет (сопоставимо с таковым в России). Такой подход основан исключительно на накоплении определенного количества кредитов (для каждой страны сумма кредитов индивидуальная) и создании личного портфолио врача.

Структура послевузовского профессионального образования врачей в России

Основные составляющие континуума послевузовского профессионального образования врачей в РФ следует рассматривать в процессе их развития.

Структура традиционного послевузовского профессионального образования врачей

Структура традиционного послевузовского профессионального образования врачей состоит из 2 глобальных разделов: последипломное профессиональное образование врачей и непрерывное профессиональное развитие стажированных врачей (таблица №1). Последипломное профессиональное образование врачей включает интернатуру, клиническую ординатуру и профессиональную переподготовку.

 

Таблица 1. ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

 

Формы обучения

Продолжительность обучения

Аудиторные учебные часы/кредиты

Вид обучения

Место проведения

Документ, выдаваемый после окончания обучения

Нормативные документы

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ (ППО)

Интернатура#

 

1728 / 48*

очная

кафедра

Удостоверение

Приложение №3 к Приказу МЗ СССР от 20.01.1982, №44 «Положение об интернатуре»

Клиническая ординатура##

3456 / 96*

очная

кафедра

Удостоверение

Приложение №1 к Приказу МЗ РФ №23\от 13.02.1993 «Положение о клинической ординатуре»

Профессиональная переподготовка (ПП) ###

504-1008 / 14-28

очная

кафедра

Диплом о дополнительном (к высшему) образовании

Приказ МО РФ от 6.09.2000 №2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (НПР)

Сертификационные циклы

144-288 / 144-288

Очная, очно-заочная

Кафедра, выездные

Сертификат специалиста (подтверждение)

+удостоверение о повышении квалификации

Постановление Госкомвуза РФ №13 от 27.12.1995 «об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и требования к документам».

Государственный образовательный стандарт по специальности

Тематическое усовершенствование

72-288 / 72-288

Очная, очно-заочная

Кафедра, выездные

Свидетельство

Постановление Госкомвуза РФ №13 от 27.12.1995 «об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и требования к документам».

Государственный образовательный стандарт по специальности

 * - для последипломного профессионального образования (интернатура, клиническая ординатура и ПП) 1 кредит=36 академическим часам.
** - для непрерывного профессионального развития (ресертификационные циклы, тематическое усовершенствование) 1 кредит=1 академическому часу
# - Для выпускников медицинских институтов, академий, университетов и медицинских факультетов
## - Для выпускников медицинских институтов, академий, университетов и медицинских факультетов, а также для врачей-специалистов, окончивших интернатуру
### - Для стажированных врачей

Непрерывное профессиональное развитие стажированных врачей предусматривает обучение на сертификационных циклах и циклах тематического усовершенствования.

Послевузовское профессиональное образование врачей с использованием инновационной технологии - системы накопительных кредитов

Процесс инкорпорирования Европейской образовательной системы в Российскую национальную систему высшего медицинского образования является наиболее сложным по процедуре и ответственным по результатам.

Обоснование к выбору количества кредитов, необходимых к накоплению в течение 5 лет, для получения допуска к ресертификации.

В системе российского высшего медицинского образования в рамках непрерывного профессионального развития в 1995 г. приказом от 16.02.95 за   №33 было закреплено положение о том, что с целью подтверждения сертификата специалиста минимально необходимая продолжительность обучения составляла 144 часа однократно 1 раз в пять лет. Одновременно существовали циклы и более продолжительные по времени (до 288 часов).

Несмотря на отмену приказа №33 в настоящее время в медицинских вузах, проводящих ресертификацию, реально продолжается практика допуска врачей к ресертификации на основании прохождения ими цикла обучения в 144 часа.

Исходя из того, целесообразно при переходе на систему накопительных кредитов сохранить общее количество минимально необходимых кредитов для набора в течении пяти лет эквивалентное 144. Эта сумма кредитов складывается из обучающих действий и должна быть набрана равномерно в течение 5 лет. В дополнение к ним может быть врач может пройти тематическое усовершенствование или сертификационный цикл Такой подход позволяет сохранить очень важный принцип сочетания имеющихся национальных традиционных форм образования с инновационными технологиями и осуществить плавный вход в Европейские образовательные традиции.

Структура послевузовского профессионального образования врачей с использованием инновационной технологии - системы накопительных кредитов представлена в таблице № 2.

Таблица 2.ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ – СИСТЕМЫ НАКОПЛЕНИЯ КРЕДИТОВ

Формы обучения

Продолжительность обучения

Аудиторные учебные часы / кредиты

Вид обучения

Документ, выдаваемый после окончания обучения

Нормативные документы

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ (ППО)

Интернатура#

1728 / 48*

Очная + ДО

Удостоверение

Приложение №3 к Приказу МЗ СССР от 20.01.1982, №44

«Положение об интернатуре»

(неполное соответствие)

Клиническая ординатура##

3456 / 96*

Очная + ДО

Удостоверение

Приложение №1 к Приказу МЗ РФ №23 от 13.02.1993 «Положение о клинической ординатуре»

(неполное соответствие)

Профессиональная переподготовка (ПП) ###

504-1008 / 14 - 28

Очная + ДО

Диплом о дополнительном (к высшему) образовании

Приказ МО РФ от 6.09.2000 №2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов»

(неполное соответствие)

 

 

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (НПР)

Ресертификационные циклы (РСЦ)

144 / 144

Очная,

очно-заочная,

+ДО

Сертификат специалиста (подтверждение)

+удостоверение

о повышении квалификации

Государственный образовательный стандарт по специальности

Циклы тематического усовершенствования

(ТУ)

72 - 144 / 72 -144

Очная,

очно-заочная,

+ДО

Свидетельство

Государственный образовательный стандарт по специальности

 

 

Система накопительных кредитов

(СНК)

 

144 кредита за 5 лет

Очно-заочная, Свободный выбор врача-специалиста в соответствии с перечнем учитываемых кредитных позиций1

Допуск к ресертификации

Нормативной базы не существует

36 кредитов за 5 лет + ТУ (108 кредитов)

= 144 кредита

Очно-заочная, Свободный выбор врача-специалиста в соответствии с перечнем учитываемых кредитных позиций1

Допуск к ресертификации

Нормативной базы не существует

72 кредита за 5 лет +

ТУ (72 кредита)

 = 144 кредита

Очно-заочная, Свободный выбор врача-специалиста в соответствии с перечнем учитываемых кредитных позиций1

Допуск к ресертификации

Нормативной базы не существует

2 ТУ по 72 кредита

= 144 кредита

Очно-заочная, Свободный выбор врача-специалиста в соответствии с перечнем учитываемых кредитных позиций1

Допуск к ресертификации

Нормативной базы не существует

72 – 108 кредитов за 5 лет + РСЦ 72 – 36 кредитов = 144 кредита (комментарии в тексте)

Очно-заочная, Свободный выбор врача-специалиста в соответствии с перечнем учитываемых кредитных позиций1

Сертификат специалиста (подтверждение)

+удостоверение

о повышении квалификации

Нормативной базы не существует

* - для последипломного профессионального образования (интернатура, клиническая ординатура и ПП) 1 кредит=36 академическим часам.
** - для непрерывного профессионального развития (ресертификационные циклы, тематическое усовершенствование) 1 кредит=1 академическому часу
# - Для выпускников медицинских институтов, академий, университетов и медицинских факультетов
## - Для выпускников медицинских институтов, академий, университетов и медицинских факультетов, а также для врачей-специалистов, окончивших интернатуру
### - Для стажированных врачей

Последипломное профессиональное образование врачей

Основные принципы построения структуры последипломного профессионального образования врачей, позволяющие интегрировать Европейские образовательные технологии, в частности систему зачётных кредитов и непрерывное профессиональное развитие, в традиционную национальную систему Российского высшего медицинского образования приведены ниже. Важно предусмотреть:

  1. Сохранение всех форм последипломного профессионального образования врачей, используемых в настоящее время (интернатура, клиническая ординатура, профессиональная переподготовка).
  2. Внедрение системы учётных кредитов, т.е. перевод академических часов в кредиты.
  3. При расчете учебной нагрузки 1 кредит приравнивается к 36 академическим учебным часам.
  4. Дополнение образовательных программ включением в обучение дистанционных образовательных технологий (видеоконференцсвязь, CD, DVD, видеоматериалов)

Непрерывное профессиональное развитие

В равной степени непрерывное профессиональное развитие должно предусматривать:

  1. Сохранение всех форм непрерывного профессионального развития стажированных врачей, используемых в настоящее время (ресертификационные циклы, циклы тематического усовершенствования).
  2. Упразднение процедуры сертификации в рамках НПР и введение понятия «ресертификационный цикл» вместо понятия «сертификационный цикл»
  3. Тенденцию к сокращению продолжительности очных ресертификационных циклов и циклов тематического усовершенствования за счет внедрения дистанционных образовательных технологий и системы накопительных кредитов.
  4. Расчет учебной нагрузки в кредитах (1 кредит приравнивается к 1 академическому учебному часу).
  5. Включение в процесс обучения слушателей самостоятельной работы в виде 18 внеаудиторных часов в неделю (продолжительность рабочей недели - 54 часа).
  6. Заочная часть цикла может быть выполнена за счет использования дистанционных образовательных технологий.
  7. Оптимизация процедуры проведения образовательного процесса за счет свободного выбора формы, длительности и места подготовки врачом-специалистом в рамках утвержденных образовательных программ (с использованием системы накопительных кредитов, дистанционных образовательных технологий и внеаудиторных учебных часов).
  8. Полный переход к системе накопительных кредитов как единственной формы подтверждения профессиональной компетенции в течение всей профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция – факт глубокого владения предметом.
  9. Система накопительных кредитов предусматривает создание портфолио в 144 (возможно более) кредитных единицы за 5 лет, подтверждённых документально, и набираемых равномерно.

Варианты ресертификационных циклов

Существуют следующие варианты ресертификационных циклов по продолжительности в соответствии с современной нормативной базой:

  1. Ресертификационные очно-заочные циклы – 288 часов/ кредитов, из которых не менее 144 часов/ кредитов аудиторных занятий.
  2. Ресертификационные очно-заочные циклы – 216 часов/ кредитов, из которых не менее 144 часов / кредитов аудиторных занятий;
  3. Ресертификационные очно-заочные циклы – 144 часа/кредита, из которых не менее 72 часов/кредитов аудиторных занятий.

Варианты циклов тематического усовершенствования

В соответствии с современной нормативной базой существуют следующие варианты циклов тематического усовершенствования по наиболее актуальным направлениям профессиональной деятельности - тематическое усовершенствование по наиболее актуальным направлениям профессиональной деятельности – 108 -216 часов/кредитов, из которых не менее 72-144 часов/кредитов аудиторных занятий.

Новой формой НПР является система накопительных кредитов, которая может быть выполнена слушателем в различных вариантах.

Варианты накопления кредитов

Возможные варианты накопления 144 кредитных единиц в течение 5 лет:

  1. накопление 144 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределенные по годам;
  2. накопление 72 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределенные по годам         + 72 кредита одного цикла тематического усовершенствования;
  3. накопление 144 кредитов за 5 лет за счет двух циклов тематического усовершенствования по 72 кредита каждый;
  4. накопление 36 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределенные по годам         +108 кредитов одного цикла тематического усовершенствования;
  5. накопление 72 - 108 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределенные по годам         + 36-72 кредитов за счет одного ресертификационного цикла.

Разработан примерный перечень обучающих действий врача-специалиста в рамках системы накопительных кредитов, включающий в себя 36 позиций.

К обучающим действиям относятся конкретные виды учебной деятельности врача, имеющие определенные критерии.

При составлении перечня позиций, т.н. обучающих действий, учитываемых в рамках системы накопительных кредитов, были проанализированы и максимально включены все виды деятельности врача – специалиста, не входящие в его прямые служебные обязанности.

Основное назначение перечня обучающих действий состоит в том, чтобы создать условия и стать необходимой мотивацией для поддержания постоянно высокого и перманентно обновляемого профессионального уровня врача – специалиста. Банк накопительных кредитов включает в себя все формы обновления знаний и умений по клинической деятельности врача – специалиста, например, освоение новых методов лечения, практических навыков, либо учебный тренинг редко выполняемых практических процедур, участие в клинической апробации новых фармакологических средств, технических устройств и аппаратуры.

Значительный вклад в накопление кредитов может внести участие в работе конференций, съездов, конгрессов, симпозиумов и прочих видов профессиональных медицинских сообществ. Профессиональное общение относится к одному из наиболее развивающих видов профессиональной деятельности. Чем выше уровень этих встреч, тем большее они внесут в копилку участника. Это могут быть Всероссийские и региональные профессиональные встречи, а также зарубежные конгрессы, съезды, конференции. Достаточно обогащающими являются стажировки в крупных центрах России и зарубежных клиниках. Высокий кредитный рейтинг принадлежит т.н. теоретическим аспектам деятельности, основанным на интересе и участии в научных разработках и публикации на их основе статей, тезисов, методических рекомендаций и других видов печатной научной продукции. Особенно высоко оцениваются крупные работы, например, написание и защита диссертаций, публикация монографий, учебников, справочников, а также закрепление приоритета врача в каких-либо разработках в виде патентов на изобретение или открытие.

 Учету подлежат также все виды учебной деятельности врача. Речь идёт об обучении не только на плановых циклах тематического усовершенствования. Это само собой разумеется. Врач может эффективно пополнять свой накопительный счёт, посещая предлагаемые кафедрами и профессиональными ассоциациями новые для нашей системы виды учебной деятельности на коммерческих началах. Это может быть прослушивание курса программно-ориентированных лекций, которые могут проводиться с частотой один – два раза в месяц. Календарный график этих лекций должен быть сформирован и опубликован в местной и центральной периодической медицинской печати за год до их начала, но не менее, чем за три месяца. Медицинские вузы могут предложить также перечень и график проведения серии обучающих практических занятий по выполнению новых, либо особенно сложных традиционных манипуляций и процедур. К осуществлению этих программ привлекаются, как правило, наиболее известные и самые высоко квалифицированные специалисты, среди которых могут быть и приглашённые из-за рубежа. Такая форма образовательного процесса именно в рамках непрерывного профессионального развития практикуется с хорошей эффективностью во многих европейских странах. В накопительные кредиты могут быть включены также некоторые формы преподавания, осуществляемые самим врачом – специалистом. Это может быть курация практического цикла интернов и клинических ординаторов, обучающие занятия для персонала стационаров и амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений и парамедиков ( пожарные, сотрудники МЧС, метрополитена, железнодорожных служб и аэропортов, охранные предприятия и другие ). Подлежат зачёту также участие в Государственных региональных программах по охране здоровья, в дистанционных формах обучения и консультирования и некоторые другие менее существенные, тем не менее, учитываемые в кредитообразующей системе, позиции.

Резюме.

При окончательном формировании и внедрении инновационных технологий - системы накопительных кредитов в послевузовском профессиональном образовании врачей необходимо учесть следующие моменты:

  • система накопительных кредитов в последипломном образовании имеет единственную функцию – она используется как компонент учета учебной нагрузки. При таком подходе система накопительных кредитов полностью соответствует структуре последипломного медицинского образования в России и требованиям, предъявляемым Болонской декларацией. Это обеспечивает сравнимые условия для оценки академической успеваемости и способствует мобильности врачей внутри страны при переходе из одного учебного заведения в другое, а также мобильности медицинских специалистов на международном уровне;
  • система накопительных кредитов как инновационная технология в непрерывном профессиональном развитии в России в сочетании с ныне существующими традиционными академическими формами НПР представляется на перспективу высоко эффективной формой профессионального образования. При таком подходе накопление кредитов становится обязательным фактором для допуска к ресертификации. При пренебрежении процедурой накопления кредитов врач не может быть допущен к ресертификации и может быть лишен права практики по специальности. Сама по себе процедура накопления кредитов – важная профессиональная школа. И, в целом, будучи неизбежной, она обеспечит высокий уровень профессиональной компетенции врачей по всем специальностям.
  • Сохранение циклов ТУ и СЦ продолжительностью 144 часа и более 1 раз в 5 лет не отвечают принципам НПР, поскольку это исключает необходимость в постоянном повышении профессиональной квалификации врача между циклами.
  • Накопление кредитов посредством ТУ в 144 кредита не обеспечивает подготовки врача к сдаче сертификационного экзамена и не соответствует требованиям сертификации.
  • Целесообразно в инновационной структуре НПР, основанной на системе накопления кредитов сохранить сертификационные циклы как форму подготовки к сертификационному экзамену, уменьшить их продолжительность до 36 - 72 часов/кредитов и разработать соответствующие учебные планы и учебную программу. 

Россия имеет большой образовательный потенциал. В каждом регионе страны существует как минимум медицинский вуз либо факультет университета, на которые возложено повышение квалификации врачей региона. В таком случае оптимальной формой НПР для России является сочетание системы накопления кредитов с традиционными формами образования (тематическое и сертификационное усовершенствование). Достоинством такого подхода является сокращение очной части учебных циклов, что снизит организационную и финансовую нагрузку на лечебное учреждение и врача, и одновременно приведет к улучшению качества его образования. Существенной методологией, обеспечивающей прогресс в реализации инновационных образовательных технологий, являются дистанционные формы образования. Для такой великой страны, как Россия, это неотьемлимый атрибут прогресса, конечно, дорогостоящий и не всегда легко воспроизводимый, но совершенно неизбежный.

Представленные выше материалы по внедрению инновационной технологии НПР – системы накопления кредитов и внедрение их в практику послевузовского профессионального образования врачей требуют широкого коллегиального рассмотрения и последующей разработки соответствующих нормативных документов.

Существует также ряд существенных вопросов, хотя и не носящих сугубо концептуального характера, но тем не менее ждущих обязательного разрешения, и с этих позиций заслуживающих рассмотрения.

                В процессе адаптации российского профессионального образования врачей к  системе ECTS необходимо учитывать следующие проблемы:

  • Болонской конвенцией удостоверено, что в Европейском Союзе признаны максимально 52 медицинские специальности: В Российском здравоохраненииих намного больше. Этот фактор ажнейший в формированиипрофессионального образовательного поля для всей системы послевузовского профессионального медицинского образования.
  • В странах Евросоюза приняты минимальные периоды обязательной последипломной профессиональной подготовки по различным специальностям от 3 до 7 лет. В России минимальный срок последипломной подготовки составляет либо 1 год клинической интернатуры, либо 2 года клинической ординатуры. Эта важная позиция требует сопоставимых с нормами Евросоюза решений.

Таким образом, следует сказать, что серьёзным барьером на пути приближения Российских образовательных традиций к стандартам ВФМО, провозглашённым в Болонской Декларации, является несоответствие существующих нормативных документов потребностям перестройки системы послевузовского профессионального образования.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова