«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
03.04.2007

Инновационная программа по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины

ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова
Медико-профилактический факультет
(кафедра эпидемиологии)

Покровский В.И., Брико Н.И., Миндлина А.Я., Палтышев И.П., Полибин Р.В., Торчинский Н.В. 

Присоединение нашей страны к Болонскому процессу потребовало детального изучения мирового опыта преподавания эпидемиологии. В настоящее время ведущими специалистами в области профилактической медицины эпидемиология рассматривается как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить решения проблем здоровья современного общества [12]. Задачей кафедр эпидемиологии является подготовка специалистов - эпидемиологов нового поколения, владеющих всем спектром эпидемиологических исследований, как в области инфекционной, так и неинфекционной патологии, способных выявлять причины и факторы риска заболеваемости населения и разрабатывать научно обоснованные направления профилактики болезней человека.

В связи с этим целью данной работы была разработка образовательной программы нового курса по эпидемиологии с учетом современных требований к преподаванию эпидемиологии в Европе и мире.

Были поставлены и решены следующие задачи:

  • проведен анализ образовательных программ по эпидемиологии инфекционных и неинфекционных болезней для специалистов разного профиля в Европе и мире
  • проведен анализ вопросов преподавания доказательной медицины в нашей стране и за рубежом
  • подготовлена программа нового курса по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины для студентов медико-профилактического факультета

Материалы и методы

Анализу подвергнуты литературные источники (бумажные и электронные варианты), содержащие информацию о преподавании эпидемиологии инфекционных и неинфекционных болезней, а также вопросов доказательной медицины в Европе и мире. Проанализированы учебные планы и образовательные программы, найденные на сайтах 32 медицинских факультетов 17 стран Европы. На основании полученной информации разработан проект программы нового курса по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины для студентов медико-профилактических факультетов.

 

Результаты и обсуждение

Анализ программ преподавания эпидемиологии специалистам различного профиля в отдельных странах Европы и в мире показал, что эпидемиология традиционно входит в магистерские программы подготовки врачей, стоматологов, медицинских сестер и др. Кроме этого, во многих странах существуют магистерские программы по специальности «эпидемиология». В дополнении к классическим магистерским программам все более развивается додипломное образование и докторские программы по эпидемиологии.

В Европе кроме медицинских факультетов университетов эпидемиология активно преподается на самостоятельных факультетах (школах) общественного здоровья (профилактической медицины). Однако, если в США и странах Западной Европы общественное здоровье длительное время складывалось как комплексная дисциплина, вобрав в себя значительный перечень специальностей (прикладная эпидемиология, медицинская статистика и информатика, гигиена окружающей среды, медицинская социология, управление здравоохранением), то в странах Восточной Европы кафедры и даже факультеты общественного здоровья появляются путем простого переименования кафедр социальной гигиены.

В Европе магистров по эпидемиологии (MSc in Epidemiology)  готовят в университетах многих стран [10, 11]. Степень «Магистр по эпидемиологии», широко представлена в университетах США, университетах Канады и Австралии, в вузах многих стран Азии, в том числе в Китае и Индии, в университетах стран Латинской Америки [12].

Магистров по эпидемиологии начинают готовить с 3-4 курсов. При этом они необязательно имеют квалификацию «врач». В нашей стране существуют национальные традиции и с нашей точки зрения то обстоятельство, что эпидемиологи имеют квалификацию «врач» является достижением, которое не следует игнорировать. Вместе с тем, при подготовке эпидемиологов мы находимся далеко не в выгодных условиях по сравнению со многими странами Европы и мира. В Европе на подготовку магистров по эпидемиологии отводится 60-120 кредитов, что при равенстве кредита 36 часам составляет 2160-4320 часов. В то время как в нашей стране на изучение эпидемиологии отведено всего 237 часов.

Проведенный нами анализ программ подготовки эпидемиологов в различных европейских Вузах, показал, что подготовка эпидемиологов в Европе и в мире подразумевает углубленное изучение вопросов эпидемиологических исследований, а также эпидемиологии и профилактики важнейших инфекционных и неинфекционных заболеваний [12]. В соответствии с этим на сегодняшний день наша страна не может оставаться в стороне от корректировки существующих программ преподавания эпидемиологии. Вместе с тем, количество выделенных часов в учебных планах не позволяет на додипломном и постдипломном уровнях преподавать эпидемиологию на том уровне, как это делается за рубежом.

В большинстве медицинских Вузов Европы существуют отдельные кафедры эпидемиологии, в то время как в нашей стране они созданы только в Вузах, где имеются медико-профилактические факультеты. Поэтому возникает необходимость в реформировании подготовки врачей по специальности «медико-профилактическое дело». С этой целью должно быть перераспределено количество учебных часов (кредитов) между дисциплинами в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Особое внимание должно быть уделено новым направлениям, которые бурно развиваются в настоящее время как у нас в стране, так и за рубежом.

В структуре современной эпидемиологии можно выделить такие разделы, являющиеся, по сути, отдельными дисциплинами, как «общая эпидемиология», «эпидемиология инфекционных болезней», которая в свою очередь также делится на общую и частную, «военная эпидемиология», «эпидемиология неинфекционных болезней». При этом в эпидемиологию инфекционных болезней входят такие разделы, как «иммунопрофилактика», «дезинфекция», «паразитология», которые в свою очередь являются по большому счету отдельными дисциплинами.

Возможно, более серьезные достижения в области профилактики как неинфекционных, так и инфекционных болезней в Европе, по сравнению с нашей страной, во многом связаны с более серьезным отношением к изучению эпидемиологии и с большим пониманием ее значения для здравоохранения.

Проблемы в преподавании эпидемиологии в нашей стране связаны преимущественно с несовершенством Государственного образовательного стандарта по подготовке врачей по специальности «медико-профилактическое дело» [3]. Основным вопросом, требующим безотлагательного решения, является изменение соотношения часов, выделенных учебным планом, имеющимся в Государственном стандарте, для профессиональной подготовки студентов медико-профилактического факультета.

Требуют совершенствования Госстандарты и учебные планы и по специальностям «лечебное дело» [1], «педиатрия» [2], так как часов, которые отведены на изучение эпидемиологии, крайне недостаточно. В деятельности современного специалиста лечебного профиля наряду с основными разделами эпидемиологии существенно возрастает роль медицинских аспектов, непосредственно связанных с эпидемиологией. Это, прежде всего, умение с учетом доказательной медицины использовать и объективно оценивать ведущие, основополагающие диагностические признаки, различные лечебные мероприятия.

Доказательная медицина является результатом соединения разных методологических подходов в медицине, прежде всего эпидемиологического и клинического. Они являются взаимно обогащающими, поскольку преследуют общую цель – установить причины болезней и создать эффективные средства лечения и профилактики [5-8]. При этом методологической основой доказательной медицины являются эпидемиологические исследования, что подчеркивает значимость и необходимость преподавания эпидемиологии в медицинских вузах и подготовки специалистов эпидемиологов [9].

Во многих странах, в том числе и в нашей стране «доказательная медицина» признана государственной политикой в области медицины. Значительная часть данных, составляющих информационную базу – результаты обобщений эмпирических наблюдений, часто расходящихся друг с другом. Поэтому современному практическому работнику здравоохранения нужно уметь критически анализировать предлагаемую информацию и сопоставлять материалы, полученные разными авторами, а также эффективно находить нужные данные с использованием современных информационных технологий [5-7].

Результаты проведенного анализа были использованы для разработки программы нового курса по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины для студентов медико-профилактических факультетов.

В программе впервые особое внимание уделяется специфике эпидемиологических исследований инфекционной и неинфекционной патологии, а также оценке эффективности и безопасности профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых исследований, что является велением времени. В программе также впервые отражена методология работы с источниками доказательной информации, базами данных, информационными системами, принципы составления систематических обзоров и метаанализ.

 

Подводя итог, можно констатировать, что проект программы по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины для студентов по специальности «медико–профилактическое дело» составлен в соответствии с накопленным международным опытом преподавания эпидемиологии, рекомендациями Всемирной ассоциации высшего медицинского образования, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «медико–профилактическое дело». В программе, прежде всего, существенно расширены вопросы преподавания эпидемиологических исследований и доказательной медицины.

 Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040100 – Лечебное дело. Москва, 2000 г.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040200 –Педиатрия. Москва, 2000 г.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040300 – Медико-профилактическое дело. Москва, 2000 г.
  4. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. М., 2004, 347 с
  5. Путеводитель читателя медицинской литературы. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Под. Ред. Г. Гайята, Д. Ренни., М., 2003,382 с.
  6. Разработка клинических практических руководств с позиций доказательной медицины. Учебное пособие для врачей и организаторов здравоохранения. С.Е. Бащинский. М., 2004,135с
  7. Школы общественного здравоохранения в России и за рубежом. Научный обзор состояния и перспектив развития. Л. Е. Сырцова, Н. В. Шестопалов, П. Аарва, А. М. Калинина. ММА им. И.М. Сеченова Москва, 2000 г.
  8. Эпидемиология. Учебное пособие для вузов. В.В. Власов.М., 2004, 462 с.
  9. Goodman J., Simmons N. ASPHER PEER review: a discussion of its role in the joint Open Society Institute (OSI)--Association of Schools of Public Health in the European Region (ASPHER) program. // Public Health Rev. 2002;30(1-4):51-67.
  10. Lindert J. Innovative approaches to training and education: the Master of Science programme in epidemiology. // Epidemiology: Volume 15(4) July 2004 pp. S156-S157
  11. Putting public health back into epidemiology // The Lancet 1997, Volume 350, Number 9073, July 26, 229.

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова