«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
03.04.2007

Гармонизация и интегрирование образовательной программы дисциплин специальности 040400 – «Стоматология» в Европейском сообществе

Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова
Стоматологический факультет

И.М.Макеева

Современная стоматология представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль медицины, успешная работа в которой требует как владения современными технологиями, знакомства с современными материалами и знаний последних достижений стоматологической науки, так и умение использовать достижения новых компьютерных технологий. Особенностью современной стоматологии является то, что наряду с необходимыми знаниями и умением использовать аппаратуру врач-стоматолог должен обладать отработанными мануальными навыками, так как на каждом этапе стоматологического лечения, будь то заболевания твердых тканей зубов или патология пародонта, необходимо точное и качественное выполнение манипуляций на ограниченном операционном поле. Широкое внедрение принципиально новых материалов и инструментов требует освоения качественно новых методик, методов и технологий, с одной стороны, с другой – происходит вытеснение рутинных методов лечения, много лет использовавшихся в практике отечественной стоматологии.

        Еще одной особенностью развития стоматологического образования в настоящее время является тенденции к созданию единого образовательного пространства Европейских государств в соответствии с требованиями документов Болонской Декларации. С одной стороны, этот процесс призван обеспечить возможность свободного перемещения специалистов в европейском регионе, в другой стороны – необходимы значительные усилия по гармонизации систем обучения, образовательных программ, документов,

разрешающих и регламентирующих медицинскую деятельность специалистов – стоматологов.

Таким образом, обосновывая необходимость коррекции образовательной программы дисциплин специальности 040400 – «Стоматология» следует выделить следующее:

  1. В сложившихся исторических условиях существует необходимость создания образовательной программы дисциплин специальности, гармоничной по отношению к программам стоматологических факультетов университетов Европы. Установление соответствия между требованиями таких основополагающих документов, как ГОС по специальности 040400 – «Стоматология» и «Профиль и компетентность европейского стоматолога» предполагает не механическое копирование перечня знаний и манипуляций, а переработку, а соединение лучших достижений российской школы стоматологического образования с достижениями европейских школ: «…При пересмотре программ обучения и разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения с учетом рекомендаций Болонской Декларации, необходимо сохранять лучшие традиции российской медицины» (Н.Д. Ющук, 2006).   
  2. В национальном проекте «Здоровье» среди приоритетных направлений указано «… повышение квалификации и качество переподготовки кадров». Обеспечение качественной переподготовки возможно лишь при условии высококачественной подготовки медицинских кадров на додипломном уровне и создание системы преемственности всех уровней стоматологического образования. «…Парадигма медицинского образования XXI столетия – переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь» (Пальцев М.А., 2006).
  3. Внедрение новых материалов и технологий и полный отказ от многих методов лечения (в т.ч. - в связи с полным прекращением выпуска материалов и препаратов для их проведения). Например, необходимо введение в программу современных пломбировочных материалов и технологий, таких как полновращающиеся инструменты, термафилы, изготовление виниров. Характеризуя сложившийся рынок стоматологических материалов и технологий, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время, благодаря динамичному и быстрому развитию российской стоматологии за последние 15 лет, объем и характер стоматологической помощи, материальное и аппаратное обеспечение в России и странах Европы практически идентичны.
  4. Необходимость использования в практической деятельности достижений компьютерной техники – от ведения электронной истории болезни до умения анализировать и сопоставлять в динамике данные компьютерной томографии и денситометрии.

      В связи этим необходима разработка и создание образовательной программы дисциплин специальности, отражающей насущные потребности и особенности практического здравоохранения России и гармоничной системе стоматологического образования стран Европейского сообщества. Некоторые различия могут быть связаны с определенными региональными особенностями. Таким образом, речь идет о создании универсальной системы, учитывающей особенности стоматологической помощи в России и гармоничной с требованиями стран Европейского региона. Анализ основополагающих документов, регламентирующих знания и умения врача выпускника как в России, так и в странах Европейского региона, является ключевым моментом в создании концепции инновационной образовательной программы по специальности «Стоматология».  Так, в соответствии с DIRECTIVE 2005/36/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifications в образовательную программу стоматологических факультетов входят следующие специальные дисциплины (всего 14 дисциплин):

  • Prosthodontics (ортопедическая стоматология)
  • Dental materials and equipment (стоматологическое материалы и оборудование)
  • Conservative dentistry (консервативная стоматология)
  • Preventive dentistry (Профилактика)
  • Anaesthetics and sedation (Анестезия и седация)
  • Special surgery (Специальная хирургия)
  • Special pathology (Специальная патология)
  • Clinical practice (Клиническая практика)
  • Paedodontics (Детская стоматология)
  • Orthodontics (Ортодонтия)
  • Periodontics (Пародонтология)
  • Dental radiology (Стоматологическая рентгенология)
  • Dental occlusion and function of the jaw (Окклюзия и функция челюстей)
  • Professional organisation, ethics and legislation (Профессиональная организация, этика и правовые аспекты)
  • Social aspects of dental practice (Социальные аспекты стоматологической практики)

      В основную образовательную программу подготовки врача – стоматолога России в разделе «Дисциплины специальности» входят: «Пропедевтическая стоматология», «Терапевтическая стоматология», «Физиотерапия стоматологических заболеваний», «Хирургическая стоматология», «Ортопедическая стоматология», «Стоматология детского возраста», «Ортодонтическая стоматология» (всего 7 дициплин). Такое количественное различие связано в том числе с тем, что многие дисциплины, выделенные в самостоятельные, в программе российских ВУЗов являются частью более крупных дисциплин, например, пародонтология и консервативная дентиатрия входят в терапевтическую стоматологию. В европейской программе вопросы окклюзии выделены в отдельную дисциплину, причем с обоснованностью такого подхода соглашаются большинство преподавателей стоматологических ВУЗов России.

Еще одной важной задачей представляется выделение стоматологического материаловедения в отдельную дисциплину. Это связано с тем, что современная нормативно-техническая документация на стоматологические материалы разрабатывается с учетом мировых достижений в области синтеза и анализа материалов и веществ, используемых на различных стадиях их производства. Материаловедение в настоящее время органически связано со стоматологической наукой и рассматривается как ее важный раздел. В последние годы произошло значительное расширение номенклатуры стоматологических материалов. Развитие их рынка ставит стоматолога перед выбором того или иного способа лечения или протезирования для повышения эффективности и качества работы. Совершенно очевидным представляется, что эффективность стоматологического лечения теснейшим образом связана с качеством используемых материалов, что, в свою очередь, предполагает наличие у врача-стоматолога знаний, позволяющих анализировать достоинства и недостатки конкретных стоматологических материалов с учетом требований современной нормативной документации, а также прогнозировать возможные изменения материалов в полости рта пациента. Расширение производства и номенклатуры материалов различных классификационных групп. Применяемых в стоматологии, повышение требований к их качеству, необходимость оперативного получения результатов контроля, несомненно, требуют использование современных достижений в области химии, физики, математического прогнозирования. Изучение закономерностей, определяющих строение и свойства материалов в зависимости от их состава и условий обработки, является предметом общего материаловедения. Стоматологическое материаловедение - раздел общего материаловедения, посвященный свойствам и строению конструкционных, вспомогательных и клинических материалов, применяемых в современной стоматологии.

Овладение знаниями данной дисциплины позволит врачу-стоматологу свободно ориентироваться в квалификационных группах стоматологических материалов, представленных на современном стоматологическом рынке, осуществлять квалифицированный выбор именно того конкретного материала, использование которого в силу специфики его строения и свойств, окажется наиболее эффективным в лечении данной патологии.

        В перечне европейских документов отсутствует такая дисциплина, как физиотерапевтическое лечение в стоматологии. Однако в России успешно применяются многие методы физиотерапевтического лечения адаптированные или созданные специально для челюстно-лицевой области. Вероятно, в целях гармонизации образовательных программ следует рассмотреть вопрос о включении частных вопросов физиотерапевтического лечения в программы дисциплин   в подразделы, посвященные лечению соответствующих нозологических форм.

Заключение

В связи с вышеизложенным ясно, что в сложившихся условиях необходимо провести некоторую коррекцию учебного процесса и соответствующего методического обеспечения. Это продиктовано как современным состоянием развития стоматологической науки и практики, так и политико-экономическими процессами, происходящими в Европе в целом и в европейском стоматологическим образованием в частности. Несомненно, что коррекция учебного процесса, сопряженная с гармонизацией программ обучения, должна происходить с учетом особенностей развития стоматологии России и состояния практической стоматологии. Очевидно и то, что процесс коррекции должен затронуть:

  • учебный план (переход к модульному построению, кредитной и балльно-рейтинговой системам);
  • образовательные программы дисциплин;
  • методические подходы к отработке мануальных навыков;
  • ГОС по специальности 040400 «Стоматология».

   Необходимо формировать понимание того, что гармонизация образовательного процесса, кроме того, потребует:

  • создания системы сопоставления ученых званий и научных степеней;
  • установление системы соответствия между названиями учебных дисциплин;
  • установление соответствия между названиями стоматологических специальностей (номенклатуры специальностей). 

Литература

  1. Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего стоматологического образования в России (под редакцией акад. РАМН, профессора Н.Д. Ющука // Материалы международной конференции. – М. – 2006. – 143 с.
  2. Jolan Banoszy Гармонизация стоматологического образования и учебного плана в Европе//Маэстро, 2000. - №2. – 94-96
  3. Галиев Р.Г. Организация перспективного стоматологического образования//Российский стоматологический журнал. – 2000. - №5. – 33-36
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040400 – «Стоматология». Квалификация «Врач-стоматолог». – М. – 2000.
  5. Ефремов А.П. «Болонские мотивы» во внутривузовской системе качества обучения // Аккредитация в образовании. - № 7. – 2006.- С. 24 – 25.
  6. Леонтьев В.К., Соколов Е.И., Володин Н.Н., Безруков В.М., Максимовский Ю.М. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии//Стоматология, 2001. - №2. – 4-10
  7. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» Приказ МЗ РФ № 337 от 27.08.1999. - М.
  8. Ортопедическая стоматология (факультетский курс) В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков, Л.М. Мишнев Санкт-Петербург Фолиант 2002 г.   с 573.
  9. Пальцев М.А. В центре внимания – медицинские кадры.// Медицинская академия.- №3.- апрель 2006 г.- С. 1 - 2.
  10. Пальцев М.А. Образование через всю жизнь. // Аккредитация в образовании. - № 7. – 2006.- С. 30 – 31.
  11. Программа по стоматологии (дисциплины специальности) //М. – 2003.- 178 с.
  12. Терешко Н.В., Аверьянов П.Ф., Чиж А.Г. Проблемы инновационного образования в системе «школа-ССУЗ-ВУЗ»//Новые технологии в медицине, Материалы Всероссийской научно-практической конференции, апрель, 2001, Саратов, 2001 – 277-278.
  13. DIRECTIVE 2005/36/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifications (ТHE EUROPEAN PARLIAMENT AND THE COUNCIL OF THE EUROPEAN UNION).
  14. List of Lectures. Charles University in Prague, Faculty of Medicine// Universitas Carolina Progensis.- 2005.- P 153.
  15. Plasschaert A., Holbrook W., Delap E. Et All. Профиль и компетентность современного европейского стоматолога // Кафедра.- том 5.-№1.- 2006.- С. 70 - 72.
  16. Plasschaert A., Holbrook W., Delap E. Et All. Профиль и компетентность современного европейского стоматолога // Кафедра.- том 5.-№2.- 2006.- С. 78 - 80.

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова