«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
02.04.2007

Организация работы студентов на нативных препаратах свиных голов

Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова
Стоматологический факультет

И.М.Макеева, А.И.Ерохин, М.Я.Алимова, С.П. Сысолятин

Центральной проблемой отечественной и мировой медицинской додипломной образовательной системы является качественная отработка мануальных навыков. Наиболее актуальна она при формировании специалистов стоматологического и хирургического профиля. Традиционно в отечественных вузах после прохождения курса пропедевтики стоматологических заболеваний студенты приступали к приему тематических пациентов. В настоящее время в распоряжение обучающихся введены качественные фантомные установки с муляжами головы и зубов, на которых отрабатывают препарирование твердых тканей зубов при лечении кариеса, его осложнений, проведении протезирования. Они позволяют сформировать мануальные навыки по препарированию зубов и их пломбированию, обработке и обтурации корневых каналов на муляжах. Но выполнение различных техник местной анестезии, разрезов, наложения швов, костной пластики требуют использования трупного материала, малодоступного для массового обучения студентов. Учитывая, что на настоящий момент в российском законодательстве не создана нормативная база приема больных студентами высших медицинских учебных заведений, актуальна организация альтернативных методов образования. Для решения поставленной цели в рамках учебных курсов хирургической стоматологии и пародонтологии предлагается использование нативных препаратов голов свиней. Это доступный аналог трупного материала, который по своим анатомическим характеристикам пригоден для отработки техники ряда хирургических манипуляций и оперативных вмешательств в условиях, абсолютно приближенных к реальным.

Цель – создание методики отработки хирургических мануальных навыков у студентов стоматологических факультетов.

Материал и методы.

Для реализации цели были использованы нативные свиные головы, на которых отрабатывались оперативные вмешательства с использованием традиционного стоматологического оборудования, инструментария и расходных материалов, соответствующих современном развитию хирургии и пародонтологии. Работа проводилась в отдельном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, оснащенным медицинской металлической мебелью и мойками в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологической службы. Стены и пол были покрыты керамической плиткой, потолок - влагостойкой краской или моющимися металлическими панелями, оконные и дверные блоки выполнены из пластика, что согласуется с СанПиН. В помещении проводилась ежедневная влажная уборка с последующим кварцеванием. Один раз в неделю – генеральная. Препараты свиных голов приобретались при наличии сертификатов ветеринарного контроля и штампа ветеринарного осмотра (рис.1).

 Использование свиных голов при наличии сертификата ветеринарного контроля и штампа ветеринарного осмотра

Рис.1 Использование свиных голов при наличии сертификата ветеринарного контроля и штампа ветеринарного осмотра

      Одежда преподавателя и студентов соответствовала требованиям к медицинской одежде врача-хирурга: костюм, шапочка, стоматологические туфли, перчатки, маска, плексигласовый шлем, защитные очки, непромокаемый хирургический фартук.

Препарат размещали на специальном поддоне таким образом, чтобы отделяемые в процессе работы фрагменты препарата полностью умещались на нем и не попадали на поверхность медицинской мебели. Для предотвращения скольжения препарата по поверхности поддона в качестве подкладки используют непромокаемые салфетки.

Для выполнения манипуляций были выделены отдельные наконечники и инструментарий, не используемые ни в фантомных классах, ни в стоматологических кабинетах. Кабинет был оборудован бормашиной, лазерным аппаратом, аппаратом для пъезохирургии, хирургическим слюноотсосом. При выполнении манипуляций с подсадочными материалами (мембраны, гетерокость, остеотропные препараты), имплантатами в целях экономии использовали нестерильные препараты.  

Сразу после окончания работы препараты погружали в емкости с дезинфицирующими растворами. После дезинфекции их собирали в пластиковые герметичные, влагоустойчивые закрепленные на тележках пакеты желтого цвета, с возможностью безопасного сбора в них до 15 кг отходов. Пакет заполнялся не более чем на ¾, после чего из него удаляли воздух, и ответственный сотрудник проводил его герметизацию. Пакеты маркировали надписью «Опасные отходы. Класс Б» с кодом подразделения, названием учреждения, датой и фамилией ответственного за сбор отходов сотрудника (СанПиН 2.1.7.728-99). Использованный перевязочный материал и другой разовый мягкий инвентарь обрабатывали в дезинфицирующем растворе, после чего собирали в герметичные пакеты. Для дальнейшей транспортировки пакеты помещали в герметичные контейнеры. Хирургический инструментарий одноразового назначения (иглы, лезвия скальпелей и пр.) после дезинфекции собирали в одноразовую твердую упаковку (жесткие герметичные контейнеры) для дальнейшей транспортировки и утилизации. Хирургический инструментарий и мягкий многоразовый инвентарь многоразового назначения замачивали в емкостях с дезинфицирующим раствором, а после дезинфекции мыли и подготавливали к транспортировке в Центральное стерилизационное отделение Клинического центра ММА им. И.М.Сеченова.

Результаты и обсуждение

В результате проведенного исследования разработана методика приобретения, хранения и утилизации нативных препаратов голов животных, организации работы студентов «в четыре руки» с формированием техник местной анестезии, разрезов, наложения швов, костной пластики, пародонтологических вмешательств.

Хранение препаратов в естественных условиях возможно не более суток до момента утилизации. Далее - в холодильных камерах с температурой 5°С и ниже. При отсутствии холодильной камеры препараты должны приобретаться непосредственно в день практических занятий и утилизироваться в этот же день.

При организации работы с нативными препаратами животных можно использовать две схемы обучения: непосредственная работа студентов с препаратом и использование препарата по принципу «виртуальной операционной», когда вмешательство, выполняемое преподавателем или студентами, транслируется в учебный класс с соответствующими комментариями. Непосредственная работа студентов с препаратами выполняется в «четыре руки», т.е. идет имитация работы врач-хирург - ассистент. Таким образом, в проведении оперативного вмешательства заняты два студента (рис.2).

 Работа в «четыре руки»

Рис. 2. Работа в «четыре руки»     

Рекомендуемые манипуляции для отработки на биологических препаратах голов свиней: разрезы кожи, слизистой оболочки, надкостницы с последующим наложением швов, разрезы с учетом ранее выбранной формы лоскута, отслаивание слизисто-надкостничного лоскута, трепанация кортикальной пластинки, забор костного блока, сбор костной стружки в костную ловушку, препарирование костной ткани с применением бормашины, лазерного аппарата, аппарата для пъезохирургии, формирование костной полости, ее заполнение остеотропным препаратом (рис.3), укладка лоскута и наложение швов на слизистую оболочку (рис.4).

 Наложение биологической мембраны 

Рис.3 Наложение биологической мембраны

 Наложение швов на слизистую оболочку

Рис.4 Наложение швов на слизистую оболочку

На одной свиной голове можно выполнить до 10 операций резекции верхушки корня на каждой челюсти свиньи, по 6 операций гемисекции зуба на каждой челюсти, двух оперативных вмешательств по пластическому устранению перфорации дна верхнечелюстной пазухи и ушиванию лунок после экстракции зубов на правой и левой сторонах верхней челюсти, до 10 лоскутных операций (по 5 операций на каждой челюсти), до 6 операций на одной свиной голове вестибулопластик по Кларку, Эдлану – Мейхару, до 6 френулопластик по Гликману с учетом того, что при отсутствии опыта работы студентами вовлекается в операционный процесс гораздо большее операционное пространство, чем это необходимо.

         Таким образом, в ходе исследования была создана методика отработки оперативных вмешательств на челюстных костях и пародонте, включающая проект нормативной документации, регламентирующей хранение и утилизацию нативных свиных голов после их использования, перечни возможных для отработки манипуляций, этапов, оперативных вмешательств, требований к помещению, оснащению, оборудованию. Внедрение ее в образовательную программу повысит эффективность и качество учебного процесса на стоматологических факультетах.

Литература.

  1. Вулфорд М. Как обучают в стоматологическом колледже в Англии // ДентАрт. – 1996. - №2. – С.16-19.
  2. Галиев Р.Г. Организация перспективного стоматологического образования // Российский стоматологический журнал. - 2000. - №5. – С.33-36.
  3. Инструкция по сбору, хранению и сдаче лома медицинских изделий однократного применения. – Минздрав СССР, 24.09.89
  4. Клиническая оперативная челюстно-лицевая хирургия: Руководство для врачей / Под ред. В.Н.Балина, Н.М.Александрова. – СПб.: «СпецЛит», 2005. – 574с.
  5. Леонтьев В.К., Соколов Е.И., Володин Н.Н., Безруков В.М., Максимовский Ю.М. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии // Стоматология. - 2001. - №2. – С.4-10.
  6. Мельников М.Н. Методические рекомендации по проведению секционного курса // Новосибирск, 2000. – 11с.
  7. Мещерякова М.А. Оперативная хирургия и топографическая анатомия // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия», 2005. – 512с.
  8. Правила по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических и судебно-гистологических лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений. МЗ СССР 20.03.1964г. №468-64.
  9. Программа по стоматологии // М., 2003. – 324с.
  10. ОСТ-42-21-2-85. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения.
  11. Сабо Е. Амбулаторная хирургия зубов и полости рта. – Будапешт: Издательство академии наук Венгрии, 1977. – 300с.
  12. СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
  13. СНиП 2.08.02.89 «Общественные здания и учреждения».
  14. Сукачев В.А., Козлов Ю.И., Кулаков А.А. Лечение перфораций и свищей верхнечелюстной пазухи // Методические рекомендации. –М.: ЦИПК, 1996. – 40с.
  15. Textbook of oral and maxillofacial surgery / Edited by G.O.Kruger. – London, «Mosby», 1979. – 743p.

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова