«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
02.04.2007

Современные технологии обучения фармакологии на фармацевтическом факультете ММА им.И.М.Сеченова

ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава
Фармацевтическийо факультет
Кафедра фармакологии

Аляутдин Р.Н., Давыдова О.Н., Романов Б.К. 

Фармакология (от греч. pharmacon – лекарство, яд; и logos – учение) - это медико-фармацевтическая наука о взаимодействии лекарственных веществ с биологическими объектами. Целями фармакологии являются: создание новых лекарственных средств и изучение новых свойств уже известных лекарственных препаратов. Главная задача (и проблема) фармакологии - получить достоверные данные о лекарственных средствах, не подвергая излишнему риску субъектов исследования.

Фармакология является древнейшей медицинской наукой - первые систематизированные сведения о лекарствах были «опубликованы» в папирусе Эберса в 16-17 вв. до н.э. в Древнем Египете, то есть примерно 3700 лет назад. В 372-287 до н. э. врач Теофраст из Греции описывает более 300 лекарственных растений, а в I веке н.э. Диоскорид составляет первую «Materia medica» (синоним науки о лекарствах до XIX века, сохранившийся и в настоящее время в этом значении для названия гомеопатических лекарственных справочников).

Арсенал используемых лекарственных средств увеличивается постоянно, что создает определенные проблемы для обучения - фармакология всегда была и есть одной из наиболее «трудных» учебных дисциплин, требующей много времени и сил для освоения и актуализации огромного объема необходимой информации. Так, уже в конце XIX века писатель и врач Артур Конан Дойл «заставлял» своего персонажа доктора Ватсона все свободное время штудировать фармакологию. Уже тогда создание новых лекарственных средств становится основным двигателем прогресса медицины, и к началу XX в свободныерлоку ымени и сил для освоения и актуализации (доктор Ватсонглемы векных средствеке начинается революция в фармакологии, охарактеризовавшаяся крупными фундаментальными и прикладными исследованиями.

Современная фармакология находится на стыке многих наук - фармацевтических, химических, биологических, медицинских. Как и все эти дисциплины, она «обслуживает» ведущий метод профилактики и лечения заболеваний – фармакотерапию, и развивается чрезвычайно динамично. Это связано с тем, что в настоящее время появились принципиально новые фармакологические группы лекарственных средств, внедряются новые биотехнологические методы получения лекарственных веществ и новые технологии лекарственных форм. Только за последние 5 лет номенклатура зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов увеличилась более чем в 2 раза, и по данным государственного Реестра, составляет на октябрь 2006 года более 23 тысяч наименований.

Такое прогрессивное увеличение объема информации по фармакологии ставит перед высшей медицинской школой серьезные задачи по совершенствованию педагогического процесса.

Сложившаяся к середине XX века методология преподавания фармакологии в вузах была заложена в XVIII-XIX вв. главным образом в университетах Германии. Там же, начиная с М.В.Ломоносова, отшлифовывали свое образование будущие основоположники российской науки, в том числе и корифеи современного этапа развития отечественной фармакологии - Н.П.Кравков и др. Эта система обучения общепринята в вузах всего мира, то есть является универсальной. Она проводится по единой для большинства стран схеме, которая включает в себя лекционный курс, самостоятельную подготовку с использованием учебно-методической и справочной литературы, практические занятия (включающие экспериментальную часть), и семинарские занятия, завершающиеся экзаменом. Перечень, порядок и содержание (контент) лекций, практических занятий и семинаров также везде универсальны - от общей фармакологии к частной, и от нейротропных средств до химиотерапевтических. Нюансы обычно связаны со спецификой национальных номенклатур, различающихся скорее количественно, чем качественно.

Особую сложность в преподавании фармакологии составляет именно постоянно меняющаяся номенклатура – динамичный перечень зарегистрированных, то есть разрешенных к обращению, лекарственных препаратов. Так, в Российской Федерации установлен 5-летний срок государственной регистрации, после которого лекарственный препарат может быть или перерегистрирован (причем часто – с существенными изменениями в описании), или же «исчезнуть» из номенклатуры – временно или навсегда. Периодически реестр препаратов пополняют новые лекарственные средства и даже новые группы лекарственных средств. Поскольку ежегодные печатные справочные издания (РЛС, Видаль и др.) содержат информацию, как правило 9-месячной и более давности (цикл подготовки этих книг), информация о лекарственном средстве может быть актуальной только в случае ее ежедневного получения с использованием Интернета (на www.drugreg.ru, www.rlsnet.ru и др.).

Большую сложность также представляют постоянно меняющиеся представления о механизмах действия лекарственных веществ (фармакодинамика), их зарегистрированных показаниях и противопоказаниях к применению, побочных эффектах, формах выпуска, режимах дозирования и других аспектов обращения лекарственных средств. Это связано с тем, что прогресс фармакологии, подкрепленный колоссальной финансовой подпиткой фармацевтических компаний, стремящихся найти конкурентные преимущества своей продукции, приводит к постоянному изменению информации о лекарственных средствах.

Поэтому, в отличие от многих учебных дисциплин, фармакологию нельзя выучить «один раз и навсегда». Фактически, добросовестным преподавателям фармакологии приходится каждый год заново готовиться и к лекциям, и к текущим занятиям, постоянно актуализируя и анализируя информацию, получаемую из самых разных источников.

К сожалению, к концу XX столетия в российских (и не только) вузах по разным причинам на практических занятиях практически прекратились постановки экспериментов, что сделало обучение фармакологии менее доказательным (как науки), и менее наглядным (как предмета обучения). Использование видеоматериалов и муляжей снимает эту проблему лишь частично, поскольку не позволяет дать студентам полноценные практические навыки экспериментальной части фармакологии. Последствия этого сказываются уже сейчас – на кафедры приходят аспиранты, хорошо подготовленные теоретически, но не владеющие даже элементарными навыками экспериментальной работы. В результате мы можем вскоре получить поколение преподавателей-«фармакологов», не умеющих работать ни с животными, ни с приборами; притом, что фармакология является прежде всего экспериментальной наукой.

Дополнительные сложности связаны с тем, что задачи и дидактические приемы преподавания фармакологии в фармацевтических (для провизоров), и в медицинских (для врачей) учебных заведениях существенно различаются, что находит отражение в профильных программах, учебниках, руководствах, пособиях и другой методической литературе.

Различия в программах подготовки по фармакологии (длительность - 3 семестра на фармацевтическом факультете и 2 семестра на иных факультетах), и различия между базовой подготовкой преподавателей, имеющих дипломы об окончании различных факультетов, создают предпосылки для определенных акцентуаций в стиле работы педагогов высшей школы. Так, выпускники фармацевтического факультета, не изучавшие системно гистологию, анатомию, пропедевтику, диагностические и клинические дисциплины, традиционно слабее владеют вопросами, относящимися к следствиям механизмов действия лекарственных средств и условиям их применения. С другой стороны, выпускники лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов, не изучают фармацевтическую химию, фармакогнозию, технологию лекарственных форм и иные фармацевтические дисциплины, понимание основ которых существенно изменяет представления о сущности лекарственного средства. Более того, в силу специфики построения учебного процесса на медицинских факультетах, когда на старших курсах и далее на циклах тематического усовершенствования основное внимание при обучении традиционно уделяется вопросам этиологии, патогенеза, клиники и диагностики заболеваний, при том что практически не остается времени на детальное рассмотрение фармакотерапии, и уж тем более вопросов взаимодействия лекарственных веществ и человека на молекулярном уровне. Невостребованные знания с течением времени «благополучно» вытесняются.

Это ведет к тому, что в настоящее время большинство специалистов практического здравоохранения, да и преподавателей клинических кафедр, имеют смутные отрывочные представления о сущности взаимосвязи между химической структурой молекулы лекарственного вещества с его фармакокинетикой и фармакодинамикой. Этим пользуются продукт-менеджеры и медицинские директора фармацевтических фирм, которые в поисках конкурентных преимуществ могут наделять свою продукцию совершенно мифическими свойствами, озвучаваемыми с их подачи «лидерами мнений» - клиницистами, гипнотизирующими с высоких трибун себя, простых врачей, а иногда и экспертов комиссий фармакологического комитета (также клиницистов) терминами молекулярной биологии, знакомыми со 2 или 3 курса института, но забытыми по сути. Слова и фразы типа «цикл Кребса, фосфодиэстераза, третичное соединение» и т.п., подсознательно вызывают у врача доверие, будучи тесно связанными с позитивными воспоминаниями о годах студенчества. Однако негативные ассоциации, часто связанные с изучением теоретических дисциплин, «давят» желание сверить полученную информацию и свои знания с учебником (например, по биохимии).

Поэтому жизненно важным не только для фармакологии, как науки и учебной дис­циплины, но и для практического здравоохранения (в последние годы активно провозгла­шающего приверженность принципам доказательной медицины) является плодотворное и взаимообогащающее сотрудничество преподавателей с различной базовой подготовкой, и использование в своей работе новых форм преподавания, основанных на динамическом анализе объективной информации о лекарственных средствах и современных IT-техноло­гиях обучения. Особую ценность представляет обмен опытом преподавателей, имеющих опыт обучения фармакологии не только студентов различных факультетов (лечебного, фармацевтического, стоматологического и др.), но и слушателей циклов последипломного образования (врачей и провизоров), и прошедших стажировки по специальности в зарубежных странах.

На кафедре фармакологии фармацевтического факультета ММА им.И.М.Сеченова за последние 5 лет была создана, утверждена и опубликована принципиально новая учебно-методическая литература федерального уровня, ориентированная на подготовку провизоров: программа по фармакологии, учебник по фармакологии, руководство к лабораторным занятиям по фармакологии, руководство для подготовки к занятиям по фармакологии, рабочая тетрадь для занятий по фармакологии.

При изложении вопросов фармакологии для провизоров нами учитывалось, что в системе высшего фармацевтического образования этот предмет является специальностью, которая связывает все фармацевтические дисциплины с теоретической и практической медициной.  Кроме того, несмотря на то, что выпускники фармацевтического факультета имеют дело со всем арсеналом лекарственных препаратов, используемых для лечения и профилактики различных заболеваний, особый акцент делался на освоение вопросов номенклатуры, и на практическое использование средств безрецептурного отпуска, работа с которыми входит в должностные обязанности  провизоров «первого стола».

С учетом этого, были определены цели обучения, или иначе - то, что должен уметь студент по окончании курса фармакологии:

  1. Самостоятельно работать с учебной и справочной литературой по фармакологии.
  2. Знать базовую, и критически оценивать новую информацию о лекарственных средствах.
  3. Контролировать выписанные рецепты (в том числе иностранные).
  4. Давать консультацию о рациональном применении лекарственных средств в аптеке.
  5. Решать задачи по выбору (для первого стола), и замене лекарственных средств.
  6. Планировать этапы фармакологического эксперимента.

Для успешного решения этих целей необходимы не только базовые знания различных теоретических и медико-биологических дисциплин, в особенности химии и патологии, но и глубокая систематическая самоподготовка студентов, базирующаяся на оптимальной форме методики преподавания предмета, включая подключение визуальных и тактильных анализаторов при восприятии наборов образцов и пробников лекарственных препаратов, подборка которых готовится к каждому занятию.

Одной из форм новой организации преподавания фармакологии на фармацевтическом факультете является составление контролирующе-обучающих компьютерных программ. Они должна отражать предмет в целом, и вместе с тем содержать только наиболее важные вопросы по каждому разделу фармакологии. Одновременно с этим они должны четко определять конечные цели и задачи изучения предмета и формулировать необходимые требования к студенту. Особенно важным представляется определение объема знаний по фармакологии, а также развитие у студентов необходимых навыков и умений.

На кафедре фармакологии фармацевтического факультета ММА им.И.М.Сеченова созданы и используются две компьютерных системы контроля знаний студентов, одна из которых является полностью оригинальной, поскольку включает в себя не только тестовые задания, но и программную оболочку, выполненную на Ассемблере, то есть полностью «прозрачную».

Принимая во внимание необходимость методического обеспечения современных форм обучения в том числе – дистанционного, а также неизбежность принятия Булонской образовательной конвенции, на кафедре фармакологии фармацевтического факультета ММА им.И.М.Сеченова было подготовлено два CD-ROM диска, содержащих в себе мультимедийные материалы для интерактивного обучения по курсу фармакологии.

Технологии компьютерного образования студентов используются на кафедре фармакологии фармацевтического факультета ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава с 2001 года. В 2006 году они были дополнены мультимедийным курсом обучения.

Предлагаемые мультимедийные материалы включают вопросы методологии, историю предмета, деонтологические аспекты назначения лекарственных веществ, проблемы общей и частной фармакологии, принципы лечения отравлений лекарственными веществами.

Инвариантом содержания мультимедийного курса фармакологии является усвоение теоретических основ дисциплины для правильного понимания взаимодействия лекарственного вещества с организмом человека.

Инвариантом деятельности мультимедийного курса следует считать овладение студентами в итоге изучения фармакологии умениями анализировать действие лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, оценивать возможности их фармакотерапевтического использования, выписывать лекарственные средства.

Инварианты содержания и деятельности, заложенные в мультимедийных курсах по фармакологии, интегрируют знания и умения фундаментальных, медико-биологических, профилактических, и клинических дисциплин в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом по специальности «Фармация» и квалификационной характеристикой провизора - выпускника по этой специальности.

Целью изучения мультимедийного курса, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в результате изучения фармакологии конечными целями обучения являются следующие:

По разделу "Общая рецептура" целями обучения являются: освоение общих принципов оформления рецептов и составления рецептурных прописей, умение выписывать в рецептах различные лекарственные формы и контролировать правильность их выписывания уполномоченными лицами.

В разделе "Общая фармакология" основной целью обучения является: ознакомление студентов с общими закономерностями фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, умение прогнозировать фармакокинетические и фармакодинамические процессы на основе знаний свойств вещества и свойств организма.

По разделам частной фармакологии основными целями являются: умение анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических эффектов, механизма и локализации действия, фармакокинетики, умение оценивать возможности использования лекарственных средств для целей фармакотерапии на основе представлений об их свойствах, умение выписывать лекарственные средства в рецептах при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов.

В разделы мультимедийного курса по частной фармакологии включены основные препараты, наиболее часто включаемые в ограничительные перечни (стандарты, формуляры) в Российской Федерации и наиболее важные средства безрецептурного отпуска. Лекарственные средства, используемые узкими специалистами (анестезиологи, онкологи, психиатры, фтизиатры, эндокринологи и др.), представлены как правило, основными веществами, на примере которых дается общая характеристика всей группы соединений. Представленный в курсе перечень препаратов носит рекомендательный характер и может изменяться.

Разделы мультимедийного курса по частной фармакологии построены по системному принципу, в соответствии с которым препараты объединены в группы веществ, оказывающих влияние на определенные системы организма - нервную систему, дыхание, сердечно-сосудистую систему, пищеварительный тракт и т.д. Такая структура курса обеспечивает более тесную связь и преемственность в преподавании отдельных тем частной фармакологии, так и ее курса в целом.

Для достижения целей мультимедийного курса обучения по частной фармакологии необходим следующий объем знаний:

  1. Для групп лекарственных средств: классификация, общая характеристика наиболее типичных эффектов, основное применение в медицине.
  2. Для отдельных препаратов: принадлежность к определенным группам фармакологических средств, фармакодинамика (основные эффекты, локализация и механизм действия), фармакокинетика (всасывание, распределение, превращения в организме, пути выведения), наиболее важные побочные и токсические эффекты, основные показания и противопоказания к применению, пути введения. Особое внимание обращено на сравнительную оценку препаратов каждой группы лекарственных средств.

Указанным целям мультимедийного курса должны соответствовать структура и общая направленность лекций и семинарских занятий. Важным компонентом лекций являются вопросы проблемного характера, обзор последних достижений по рассматриваемой теме и перспективы развития данного направления. Эти аспекты также нашли свое отражение в материалах мультимедийного курса. Практические занятия начинаются с определения цели занятия; с помощью программированных тестовых заданий (в том числе провидимых на компьютере) по фармакодинамике, фармакокинетике и фармакотерапии определяется и корректируется исходный уровень знаний студентов. С целью тестового контроля знаний студентов также целесообразно использовать компьютерные тесты.

Основное внимание при создании мультимедийного курса было уделено развитию у студентов навыков и умений. Этой цели служит решение ситуационных одноэтапных и многоэтапных задач по фармакологии. На кафедре подготовлены такие задания как в форме задач, так и в форме деловых игр.. В процессе решения этих задач следует развивать у студентов умение самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств.

В состав мультимедийного курса включены дополнительные темы, объединяющие материал ряда тем, либо являющиеся элективными. На таком материале студенты учатся обобщать усвоенный учебный материал.

Помимо мультимедийного обучающего комплекса, на лекциях и лабораторных занятиях необходимо широко использовать аудио-визуальные средства обучения: короткометражные учебные фильмы (на кафедре освоена их «оцифровка»), видеозаписи, магнитофонные записи, диапозитивы, таблицы и другие образовательные технологии.Так, образовательные интернет-технологии были разработаны и используются на кафедре фармакологии фармацевтического факультета ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава с 2003 года. На первом этапе работы по созданию образовательной интернет-технологии была разработана и утверждена обща концепция off-line размещения справочного и обучающего материала в форме кафедральной веб-страницы. На втором этапе сотрудники кафедры подготовили в html-формате первоочередно размещенные материалы, представляющие наибольшую практическую значимость для студентов. Это – расписания и темы лекций и практических занятий, экзаменационные воросы и списки препаратов, идущие на контрольные работы и на экзамен. На третьем этапе были опубликованы учебные материалы для самоподготовки студентов – лекционные материалы в формате слайдовых презентаций формата PowerPoint; главы учебника по фармакологии, подготовленного на кафедре; справочные материалы, включающие образцы правильно оформленных рецептурных прописей, актуальную информацию о лекарственных средствах и т.д. На этом же этапе была опубликована информация о сотрудниках кафедры и об истории кафедры. На четвертом этапе работы весь подготовленный материал был интегрирован (со сменой html-формата на php-формат) в единую информационную систему веб-портала ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава. Благодаря этому повысилась эффективность - ускорение загрузки страниц. Кроме того, интеграция с корпоративным сайтом позволила увеличить насыщение содержательной части актуальными материалами мировые новости фармацевтики, актуальная информация о работе Академии и др. Пятый этап работы представляет собой систему постоянно возобновляемого поддержания сайтового контента, осуществляемого через соответствующие заявки в юридический отдел Академии.

 За 5 лет на кафедре фармакологии фармацевтического факультета ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава был создан комплекс, включающий в себя три компьютерные системы. Одна система является сетевой версией штатно-универсальной контролирующей программы (была предоставлена кафедре, как и материально-техническое обеспечение), другая система – «Фармтест», является оригинальной, она была создана сотрудниками кафедры и более гибко и полно соответствует специфике преподавания фармакологии на фармацевтическом факультете. Третья система – это мультимедийный курс по фармакологии на двух CD-ROM дисках.

Комплекс из этих трех систем, а также из 5 печатных учебно-методических работ Федерального уровня позволяет полностью обеспечить учебный процесс. Для обеспечения функционирования этих систем сотрудниками кафедры была проведена большая работа по составлению обучающих текстов, ситуационных задач по побочному действию лекарств и тестовых заданий. Для обеспечения визуализационных эффектов сотрудниками кафедры за последние 5 лет были освоены программы CorelDraw, 3ds-MAX, программы видеозахвата и мультимедийного редактирования – Video Studio и другие.

За время использования систем были проведены десятки занятий в центре компьютерных технологий кафедры, обучение и тестирование прошли сотни студентов 3 и 4 курсов дневного отделения и 4 курса вечернего отделения. Наш практический опыт использования этих технологий при обучении студентов позволяет сделать заключение о целесообразности применения современных технологий обучения.

В заключение хочется также отметить позитивный в целом настрой студентов к работе с современными компьютерными системами, а также значительно выросший буквально за последние годы уровень общекомпьютерной грамотности, что позволяет очень быстро начать работу с новыми системами обучения.

Таким образом, мультимедийные программы, разработанные на кафедре фармакологии фармацевтического факультета ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова в рамках Национального проекта могут с успехом использоваться для обучения студентов в любом фармацевтическом вузе или факультете Российской Федерации.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова