«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.03.2007

Компетентностный подход и его роль в современном высшем медицинском образовании

 Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова
Факультет дополнительного профессионального образования преподавателей

 Уткина Т.Б., Сидорова Л.В., Ягубянц Э.А., Подчерняева Н.С.

 В российской образовательной системе укоренился термин «компетентностный подход». Именно этот термин употребляется в официальных документах, в том числе в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (раздел «Совершенствование содержания и технологий образования», п.З) и в Плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы.

В Берлинском коммюнике (2003 г.) признано необходимым выработать структуру сравнимых и совместимых квалификаций для национальных систем высшего образования, что позволило бы описать квалификации с точки зрения рабочей нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля (для удовлетворения многообразных личных и академических потребностей, а также запросов рынка труда).

Компетентностный подход рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средство углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия.

Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Иногда говорят, что язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования. Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными, чего нельзя сказать о содержании образования, которое разительно отличается не только между странами, но и вузами, даже при подготовке по одной и той же специальности (предметной области).

Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать.

Следует различать компетенции и личные качества (свойства) человека: смелость, выносливость, честность и т.д. С другой стороны, компетенции должны подкрепляться личными качествами (например, работоспособность, прилежность, увлеченность, выносливость, преодоление трудностей, сдержанность, оптимизм, терпимость при разочарованиях и др.). Это лишний раз свидетельствует о системном характере формирования компетенций: есть значительный сегмент внесодержательных аспектов их формирования (образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов, проектное обучение и т.д.).

Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины. Подчеркивается обобщенный интегральный характер этого понятия по отношению к «знаниям», «умениям», «навыкам» (но не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание).

В отличие от характерной для действующих ГОС квалификационной модели компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда».

Компетентностная модель - это модель будущей эффективной работы, социального взаимодействия и адаптируемости ко многим контекстам. Под компетентностным подходом к проектированию ГОС ВПО следует понимать метод моделирования результатов образования как норм его качества. Это будет означать:

•отражение в системном и целостном виде образа результата образования;

•формирование результатов как признаков готовности студента/выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции;

•определение структуры последних.

Результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы.

Интернационализация сектора высшего медицинского и фармацевтического образования, конкуренция вузов и дисциплин на глобальном уровне - все это вызвало потребность в более общих результатах обучения для каждой дисциплины или области и в наднациональном уровне их формулирования. Такой подход к определению результатов обучения позволит разработать универсальные стандарты, которые должны стать основой для внутреннего, национального и международного оценивания и обеспечения качества.

Компетентностный подход требует переориентации на студенто-центрированный характер образовательного процесса, использования ЕСТ8 (или совместимой с ней системы) и модульных технологий организации образовательного процесса.

Компетенции можно разделить на две группы: те, которые относятся к общим (универсальным, ключевым, над профессиональным), и те, которые можно назвать предметно-специализированными (профессиональными). При этом надо различать

•классификации навыков, компетенций, способностей ожидаемых от выпускников, и их ранжирование;

•описание деятельности и/или задач, которые необходимо выполнять с точки зрения сегодняшнего и завтрашнего состояния деятельности.

В обоих поколениях предыдущих ГОС ВПО были заявлены требования в форме, не поддающейся необходимой операционализации, и, следовательно, слабо диагностируемой. В них преобладала знаниевая ориентация требований, наблюдалась несистемная организация и избыточность. Главным «получателем» требований выступал преподаватель.

В соответствии с проектом ТЦЫГМО к общеличностным компетенциям относятся: системность мышления; понимание социальной значимости своей будущей профессии; умение находить нестандартные решения типовых задач и решать нестандартные задачи; способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта (как одна из сторон мобильности, максимальной адаптивности, готовности подстраиваться под новые требования, умения ориентироваться в быстро меняющихся условиях).

Европейскими экспертами предлагается использовать понятия общих и специальных компетенций.

К общим компетенциям относятся:

- инструментальные (общенаучные), включающие базовые общие знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально-экономических наук; базовые компьютерные и лингвистические науки; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность понимать и использовать новые идеи; способность организовать и спланировать работу и пр.;

- межличностные (социально-личностные), включающие способность к критике, терпимость, умение работать в коллективе, общая культура, приверженность к этическим ценностям;

- системные (в том числе - организационно-управленческие), включающие способность применять полученные знания на практике; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности, способность организовать работу и др.

К специальным (профессиональным) компетенциям причисляют: -

- базовые общепрофессиональные знания, умения в избранной сфере деятельности;

- профессионально профилированные (специализированные) знания в соответствии с конкретной профилизацией или специализацией выпускника.

В ГОС третьего поколения набор общих компетенций для одной группы специальностей должен быть одинаков, а наборы специальных компетенций отличаться друг от друга.

Так, в Российской Федерации по специальности 060101 Лечебное дело реализуется моноуровневая (непрерывная) система высшего профессионального образования с присвоением квалификации «врач». Подготовка специалистов по этой образовательной программе имеет своей целью формирование компетенций:

- в сфере познавательной деятельности и саморазвития;

- в сфере социальной деятельности;

- в области фундаментальных наук;

- в сфере профессиональной деятельности.

Как известно, объектом профессиональной деятельности выпускников по специальности 060101 Лечебное дело является пациент, а областью их профессиональной деятельности - диагностика, лечение и профилактика заболеваний; улучшение здоровья населения и организация лечебно- профилактической помощи. Таким образом, виды профессиональной деятельности - диагностическая, лечебная, профилактическая, воспитательно-образовательная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и определяют перечень соответствующих компетенций, которыми должны обладать выпускники. Определение результатов обучения/компетенций является обязанностью преподавательского состава. Только специалисты в данной области могут сформулировать применимые результаты обучения, хотя имеет смысл проконсультироваться с другими заинтересованными кругами общества.

Специальные компетенции специалиста выпускника высшей школы и слушателей системы послевузовского профессионального образования могут совпадать по названию, но отличаться по объему: количество компетенций возрастает при увеличении уровня образования.

Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин (или практик), объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей дисциплин - полностью соответствовать уровню этих компетенций. Целесообразно их использовать при разработке ГОС ВПО третьего поколения, выражая результаты обучения не в терминах времени, а в терминах кредитов (зачетных единиц), привязанных к результатам в виде компетенций.

Кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволяют предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования и диверсификации образовательных технологий и постепенно позволило сформировать новый тип организации учебного процесса. В этой системе студент регулярно отчитывается за свою самостоятельную работу перед преподавателем, которым разрабатывается педагогическая методика по планированию содержания самостоятельной работы студента, дифференциации ее объема по формам учебных занятий и дифференциации соотношения между часами аудиторной и самостоятельной работой. Для контроля текущей самостоятельной работы студентов преподавателю выделяется аудитория на весь семестр. Время обязательной работы преподавателя со студентами в выделенной аудитории, как правило, составляет 40% от планового фонда времени самостоятельной работы студента по соответствующей дисциплине.

Система зачетных единиц допускает любую образовательную технологию, при условии, что она обеспечивает достижение предусмотренных программой образовательных целей, требуемую полноту и уровень освоения учебного материала. В ГОС третьего поколения целесообразно определить как допустимые обе базовые модели организации учебного процесса и исчисления трудоемкости образовательных программ : «систему зачетных единиц» (модель СЗЕ») и «традиционную модель поточно-группового обучения с использованием часов в качестве меры трудоемкости образовательных программ».

Компетентностный подход предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии, связи высшего образования с другими уровнями профессионального образования, введение ECTS и применение Европейской структуры квалификаций высшего образования.

Новым подходом к построению образовательных программ ВПО третьего поколения является внедрение модульных технологий.

В европейской системе образования выделяют пять типов образовательных модулей, которые разработчики взяли за основу формирования ООП в качестве модулей государственного образовательного стандарта:

 - основные модули (ОМ), т.е. совокупность дисциплин, составляющих ядро основной образовательной программы (ООП) и формирующих базовые обще-профессиональные и профессионально-профилированные компетенции выпускника (по существу, это аналог совокупности дисциплин, входящих в цикл ОПД и СД действующего ГОС ВПО);

- поддерживающие модули (ПМ) - совокупность дисциплин, без освоения которых невозможно изучение дисциплин основного модуля, формирующие общенаучные компетенции выпускника (во многом, это аналог набора естественнонаучных и социально- экономических дисциплин, входящих в цикл ЕН и ГСЭ действующего ГОС ВПО);

- организационные и коммуникационные модули (ОКМ) - формирующие системные, организационно - управленческие, межличностные компетенции выпускника (частично, это аналог дисциплин ГСЭ действующего ГОС ВПО);

- специализированные (дополнительные) модули (ДМ) - совокупность факультативных дисциплин, не являющихся обязательными, но расширяющих и углубляющих компетенции выпускника в избранной области;

- переносимые модули (П) (обеспечивающие перенос знаний на практику) - включающие учебные и производственные практики, курсовые и выпускные работы, научно-исследовательскую работу в магистратуре, итоговую аттестацию.

При проектировании ГОС ВПО и послевузовского профессионального образования в соответствующих образовательных программ разного уровня, необходимо соблюдать следующее общее правило: чем выше уровень подготовки, тем больше модулей, углубляющих знание и устанавливающих связь между теорией и практикой.

Наряду с модулями образовательного стандарта (МОС) было предложено ввести понятие модулей образовательной программы (МОП), которые вуз самостоятельно разрабатывает при реализации соответствующего ГОС. Под модулем образовательной программы понимается совокупность дисциплин и практик рабочего учебного плана, обеспечивающих те или иные компетенции выпускника.

Основная образовательная программа подготовки специалистов в высшей медицинской школе должна предусматривать изучение следующих специализированных модулей:

профессиональные дисциплины,

фундаментальные дисциплины,

экономические и управленческие дисциплины,

гуманитарные и социальные дисциплины,

практика.

Каждый цикл дисциплин должен иметь базовую обязательную часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков.

Подводя итог изложенному выше, следует подчеркнуть, что анализ результатов обучения/компетенций является единственно надежным способом сравнения обучения и учебных программ, предлагаемых высшими учебными заведениями,. Сформулировав надлежащие результаты обучения, можно установить стандарты, охватывающие уровень и содержание теоретического знания дисциплины, умения и навыки, а также общие академические или переносимые компетенции. Чтобы сделать программу более прозрачной и сравнимой на европейском уровне, необходимо сформулировать результаты обучения/компетенции для каждой признаваемой квалификации. Эти результаты обучения должны поддаваться распознаванию и оценке в программе, выбранной для такой квалификации. Результаты обучения следует формулировать не только на уровне формальной квалификации, но и на уровне модулей или курсов. Ясные результаты обучения облегчают перенос и накопление кредитов, а также позволяют точно указать достижения, за которые присуждаются или были присуждены кредиты.

  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ РАБОТЕ НАД СТАТЬЕЙ:

 1.Анисимов П.Ф., Байденко В.И. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход. 4.2. Разд. 2.5.// Труды Исследовательского центра. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.-С. 150-159.

2.Арнаутов В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов.// Педагогика, 1998, № 1. - С. 18-23.

3.Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

4.   Болонский процесс: Бергенский этап / Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора В.И. Байденко./ - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. - 174 с.

5.   Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода. // Материалы к шестому заседанию методологического семинара 29 марта 2005г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 106 с.

6.   Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области техники и технологии в компетентностном формате: обзор разработанных вариантов. - М.-Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 101 с.

7.   Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Монография/ Коллектив авторов под редакцией Кузьминова Я.И., Пузанкова Д.В., Федорова И.Б., Шадрикова В.Д./ - М.: Логос,2004. - 328 с.

8.   Дремова Н.Б.Система прогрессивных педагогических технологий в медицинском вузе// Медицинское образование "XXI века. Сборник научных трудов (Материалы международной конференции.) - Витебск: 2000.- С. 82-84.

9.   Закон Российской Федерации "Об образовании" 1992/2000. - М.: Изд. "Ось-89", 2002. -48 с.

10. Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". М., 1996.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компететностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

12. Ищенко В.В., Сазонова З.С. Функционально-сетевые модели компетентностного подхода для описания интеграции образования, науки, производства (дискуссионный вариант). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, -2004.-51 с.

13. Концептуальная модель и макет образовательного стандарта высшего образования стран СНГ. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 18 с.

14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АП-КиПРО,2002. - 24 с.

15. Максимов Н.И., Селезнева Н.А. Об обновлении концептуальных и организационно-правовых основ деятельности учебно-методических объединений вузов как важнейших федерально-отраслевых механизмов обеспечения и улучшения качества высшего профессионального образования в России (доклад в слайдах).-.М-Уфа.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 38 с. 16. Педагогический энциклопедический словарь. \ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М: Большая российская энциклопедия,2002. - 528 с.

17. Проблемы качества образования. Книга 5. Модульное представление социальных компетенций в системе повышения качества образования.// Материалы ХУ Всероссийской научно-методической конференции. - М.-Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -67 с

18. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект./ Авторский коллектив: Байденко В.И., Бородулин И.Н., Соловьев В.П, Уткина Т.Б. и др/. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 102 с.

19. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 44 с.

20. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

21. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

22. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.

23. Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

24.Челпанов И.В. Компетентностный подход при разработке государственных образовательных стандартов высшего кораблестроительного образования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 95 с.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова