«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.03.2007

Место ECTS (Европейской системы перевода кредитов) в современной концепции образования.

Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова
Лечебный факультет

  Бартош Н.О., Подчерняева Н.С., Козарь М.В., Куприянов И.Е.

            Происхождение кредита. Идея использования кредитов для отражения объема преподавания во время учебного курса и как средство для сопоставления учебных планов различных вузов принадлежит американской системе высшего образования. Причиной для возникновения этой идеи послужило то, что для американской высшей школы характерно большое число учебных заведений, их широкое многообразие и переход студентов из одного вуза в другой. В связи с этим возникла необходимость в разработке нового способа учета объема преподавания во время учебного курса (во время обучения). В качестве новой учетной единицы объема преподавания был предложен кредит.

            Образование ECTS. В рамках Программы действий ЕС «Эразмус» возникла Европейская система перевода кредитов (ECTS), которая должна была создать благоприятные условий для мобильности студентов и осуществления программ студенческих обменов. Система ECTS была внедрена в практику и апробирована в рамках шестилетнего пилотного проекта в различных вузах Европы.

            Медицинское образование и пилотный проект по ECTS. Реализация пилотного проекта происходила в Европе в период с 1989г. по 1995 г. В пять предметных областей проекта вошла медицина. Это объясняется тем, что медицина считается сложной предметной областью для изучения и предполагает овладение комплексными знаниями по целому ряду дисциплин. Кроме того, медицина, в сравнении с другими предметными областями подлежит строгому регулированию в соответствии с общенациональными и университетскими нормами. Система ECTS довольно легко нашла свое применение в медицине ввиду того, что учебные программы, как правило, тщательно структурированы и четко описаны.

            В начале осуществления пилотного проекта в нем участвовали 16 медицинских высших школ или факультетов. После вхождения в ЕС новых членов и подключения к этой программе стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) общее число вузов медицинского профиля составило 28.

            Система ECTS и ее элементы. ECTS использовалась в качестве системы перевода академических кредитов по четырем основным элементам:

1. информационный пакет:

            - информация об учебном заведении, профессорско-преподавательском составе/кафедрах, об организации и структуре учебной программы;

            - информация об единицах содержания учебного курса (по каждой единице учебного курса конкретизировались содержательная часть, уровень преподавания (предпосылки, цели и задачи, список литературы для чтения), рейтинг зачетных баллов, методы преподавания и обучения, оценка знаний, система кредитов);

2. соглашение о прохождении обучения (это взаимное соглашение между партнерскими учебными заведениями и студентом со ссылкой на программу обучения для ее прохождения в полном объеме и итоговое количество кредитов ECTS, начисленных в случае успешного завершения программы);

3. использование кредитов ECTS (численное значение кредитов ECTS с распределением по отдельным единицам содержания учебного плана, курсам обучения с указанием реальной учебной нагрузки на студента, необходимой для завершения курса в полном объеме);

4. шкала оценивания знаний по системе ECTS (предназначалась для перевода оценок, соответствующих шкале одной страны, в оценки по шкале оценивания знаний в другой стране).

            ECTS и Болонский процесс. Болонский процесс ускорил преобразования системы ECTS в общеевропейскую систему кредитов. Система ECTS упоминается в принятой Декларации. На совещании в Берлине, состоявшемся в 2003 г., ECTS рассматривалось как одно из приоритетных направлений на период 2003-2005 гг. Актуальность ECTS не раз подчеркивалась в официальных докладах и других документах.

            В рамках Болонского процесса получает дальнейшее признание идея использования кредитов совместно с идентификаторами содержания /конечного результата и уровня преподавания материала.

            Текущий статус системы ECTS. Система ECTS фактически уже стала общеевропейской кредитной системой. ECTS пользуется поддержкой со стороны ЕС, Европейской ассоциации университетов (EUA) и других международных организаций.

            ECTS и учебный план. Введение в практику кредитов ECTS не предполагает какого-либо пересмотра учебного плана и не служит основанием для такого шага. Благодаря механизмам ECTS действующие единицы содержания учебного плана «переводятся» в единицы ECTS. В редких исключительных случаях процесс распределения кредитов ECTS может способствовать адекватному отражению и более равномерному распределению трудоемкости в разные годы, семестры и триместры.

            Определение понятия кредит ECTS. Кредит ECTS это доля трудоемкости конкретной дисциплины в общей трудоемкости образовательной программы за период обучения при условии, что по системе ECTS итоговая нагрузка на обучающегося в течение одного учебного года при очной форме обучения приравнивается к 60 кредитам (один семестр соответствует 30 кредитам, а триместр – 20 кредитам). Учебный год, семестр и триместр протекают в заранее оговоренные или установленные учебным планом сроки и не являются усредненными периодами.

            60 кредитов – это нагрузка типичного студента в течение одного учебного года. Количества часов работы конкретного студента которое требуется ему для достижения заданного результата является величиной индивидуальной и зависит от способностей студента, от стиля и методов обучения, ресурсов, учебного плана и т.д.

            Кредит ECTS не имеет своего прямого эквивалента выражаемого в часах, т.к. рассчитывается исходя только из аудиторной нагрузки студента.

            При этом считают, что один кредит ECTS в вузах Европы обычно соответствует 25-30 аудиторным часам, т.е. не имеет постоянного значения.

            Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредитов).

            Для получения квалификации (степени) бакалавра студент должен набрать не менее 240 кредитов (4 года обучения), для получения квалификации магистра (специалиста) – не менее 360 кредитов (6 лет обучения).

            Кредиты начисляются студенту после успешной сдачи им (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (зачета, экзамена и т.д.). Количество начисляемых кредитов не зависит от оценки.

            Зачетные единицы (кредиты) в нормативно-методической базе России.

            В методике расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах, приводимой в Инструктивном письме Министерства образования России от 28.11.2002 г. № 14-52-988 ин/13, было предложено считать, что

- 1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам).

- максимальный объем учебной нагрузки в неделю составляет 54 академических часов, что соответствует 1,5 зачетным единицам.

- расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0.5 по установленным правилам.

- зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых работ (проектов) входят в общую трудоемкость дисциплины.

- одна неделя практики выражается в 1,5 зачетных единицах.

- один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).

- трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.

- система зачетных единиц может использоваться параллельно с действующей в настоящее время системой учета трудоемкости в академических часах.

- число зачетных единиц в учебном плане за год не должно быть меньше 60.

ECTS в России. В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию.

            В декабре 2005 г. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) совместно с Всемирной федерацией медицинского образования (ВФМО) провело в Киеве совещание национальных координаторов Регионального стратегического партнерства ВОЗ/ВФМО по улучшению медицинского образования в Европейском регионе, на котором был обсужден ряд вопросов, в том числе Европейская система перевода и накопления кредитов.

            В апреле 2006 г. по инициативе руководства ММА им. И.М.Сеченова проведены два совещания-семинара. Совещания были посвящены, в том числе и вопросам использования европейской системы перевода и накопления кредитов в медицинском образовании. По результатам совещаний к началу нового учебного года запланировано издание данных методических рекомендаций.

Заключение.

            Несомненно, внедрение системы кредитов в российское медицинское образование необходимо и актуально.

            После распада СССР сформированное образовательное пространство было утеряно. Во вновь образованных государствах высшие школы стали развиваться самостоятельно с пересмотром учебных программ, языка преподавания, профессорско-преподавательского состава и т.д. Этот факт явился причиной возникновения миграционных потоков студентов, преподавателей и администраторов в сфере образования.

            Помимо государственных высших учебных заведений на территории России и сопряженных государств были открыты коммерческие высшие учебные заведения различного профиля. Коммерческое образование породило ряд проблем. Среди них такие, как нежелание или отсутствие возможности у студента продолжения образования в данном вузе, желание приобрести второе высшее образование и т.д.

            Распад СССР и новая политика государства Россия изменили экономическое и политическое положение страны, а также менталитет подрастающего и зрелого поколения. В результате усилились миграционные потоки как внутри страны, так и за ее пределами.

            Измененный статус России позволил сформироваться потокам студентов из других стран желающих обучаться в высших медицинских заведениях нашей страны.

            Таким образом, внедрение системы кредитов в российское медицинское образование позволит:   

- создать единое образовательное пространство в России;

- полномасштабно участвовать нашей высшей школе в общеевропейском   образовательном пространстве;

- модернизировать организацию учебного процесса в вузе;

- перейти непосредственно к матричной модели обучения как в системе додипломного и послевузовского (повышение квалификации и переподготовки) образования, так и при непрерывном профессиональном развитии специалистов.

            Опыт пилотного проекта ECTS в Европе, консерватизм в образовании и, особенно в медицине предполагают целесообразным поэтапное внедрение системы начисления и использования кредитов ECTS.

            На первом этапе необходимо собрать дополнительную справочную и методическую информацию.

            На втором этапе, используя практическое руководство Всемирной организации здравоохранения и Всемирной федерации медицинского образования по начислению и использованию кредитов, а также действующую методику перерасчета в кредиты общей трудоемкости образовательных программ по дисциплине, предложенную Министерством образования и науки РФ, адаптировать существующие решения под особенности высшего медицинского образования России.

            На третьем этапе необходимо внедрить эту систему кредитов в учебный процесс, что повлечет за собой и изменения в организации додипломной подготовки студентов.

            На четвертом этапе, если это необходимо, можно откорректировать рассчитанные значения кредитов по каждой дисциплине при участии ученых советов, кафедр, студентов и т.д. путем частичного перераспределения кредитов между изучаемыми дисциплинами одного учебного периода.

Список использованной литературы.

 

1. «Практического руководства ВОЗ/ВФМО по начислению и использованию кредитов ECTS в системе медицинского образования», Leif Christensen, ВФМО, Копенгагенский университет, Копенгаген, 2005.

2. Инструктивное письмо Министерства образования России от 28.11.2002 г. № 14-52-988 ин/13

3. Инструктивное письмо Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 15-55-357 ин/15.

4. Учебный план по специальности 040100 «Лечебное дело», квалификация специалиста – врач, нормативный срок обучения – 6 лет, утвержденного 04.04.05 г.

5. «Высшая медицинская школа России и болонский процесс» (интегрированный учебный план и кредитная система) М.А. Пальцев, Г.М. Перфильева, И.Н. Денисов, Б.М. Чекнев, материалы совещания «Интегрированный учебный план подготовки врача», «Европейская система кредитов (ECTS) и ее роль в медицинском образовании» с участием экспертов ВОЗ, ВФМО, КГМА, Москва, 11-18 апреля 2006 г. ECTS, выпуск VIII


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова