«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Жизнь сталкивает меня с людьми, которые охотно делятся со мною знаниями 07.03.2007

Жизнь сталкивает меня с людьми, которые охотно делятся со мною знаниями

Знакомьтесь: Леонид Петров, студент 6 курса лечебного факультета. В его зачетной книжке вы не найдете других оценок кроме "отлично".

- Связать свою жизнь с медициной было нелегко?

- В моей жизни было два этапа. Первый, когда я не хотел быть врачом - он длился с рождения до трех лет: в тот период я мечтал стать пожарным. Второй начался в трехлетнем возрасте, когда постоянно находясь в медицинском кругу, я начал понимать, чем занимаются мои родители-медики. Ко мне пришло решение связать свою жизнь с медициной. С тех пор оно не пересматривалось, а, скорее, с каждым днем укреплялось.

Некоторые разочаровываются в выбранной специальности. Что помогает тебе удержаться в медицине?

- Разочаровываются и уходят из медицины те, кто не должен в ней оставаться - таков естественный отбор. В этом я твердо уверен и считаю, что это очень хорошо. Видимо, определенный склад личности, какие-то черты характера не позволяют таким людям чувствовать то, что они должны быть врачами.

Исторически, начиная с земских врачей, сложилось, что доктор - очень значимая фигура в обществе. К нему всегда шли, просили помощи. Такое положение меня привлекает. К сожалению, сейчас есть нехорошая тенденция к падению статуса врача. Виной тому, по-моему мнению, СМИ, которые создают негативный настрой в обществе, рисуя образ врача как бедного дурака, который не компетентен, ворует, вредит и т.д. Обидно, что к этому кто-то прислушивается.

В беседах с коллегами, людьми, близкими мне по духу, мы очень часто затрагиваем этот вопрос и не понимаем, почему так происходит. Медицина - это корпорация. И корпоративный дух должен сохраняться, а не уходить с приходом западных ценностей. Не надо выносить сор из избы. Все рассуждения за пределами профессионального круга не приносят ничего хорошего и совершенно не нужны. Надо уважать своих коллег, в том числе и их право на ошибку.

- Начав студенческую карьеру в Академии, молодые люди зачастую сталкиваются с нехваткой времени и сил, сложностью в изучении материала. Почему это происходит?

- Я посещаю, а не пропускаю занятия, стараюсь делать домашние задания, то есть все необходимые "технические" моменты выполняю. Это мой трудовой режим. Потому мне не нужно дополнительно напрягаться, искать время, чтоб что-то выучить - сидеть по ночам.

- И даже перед экзаменами?

- Рассказы о том, что человек ничего не читал и за ночь перед экзаменом все выучил, меня не впечатляют. Безусловно, такие люди есть. Но, ик правило, они довольствуются тройкой или четверкой. Я всегда готовлюсь по лекционному материалу - мне так проще и больше нравится. Конечно, и учебник читаю, начиная с исторической части - это интересно и увлекательно! Можно не интересоваться глазными болезнями, но знать какую-то узкую тему, например, блефаропластику и лечение злокачественных опухолей органа зрения, и продемонстрировать свои знания. Формула успеха на экзамене: первое слагаемое - заниматься в течение года, второе - адекватная подготовка непосредственно перед экзаменом, третье - везение. Как правило, мне везет.

- Можешь открыть секрет создания успешного доклада?

- При устном докладе важна форма преподнесения, а конкретно - язык, которым говорит докладчик, то, ик он жестикулирует и какие эмоции выражает. Я всегда пытался доложить живо, чтобы зацепить аудиторию, потому что рассказывать людям, которым не интересна обсуждаемая тема, очень сложно и никакого толку от этого нет. Можно попытаться в своем монологе использовать скрытый диалог с людьми, показать свое личное отношение к проблеме. Всегда лучше воспринимается и запоминается то, что является значимым для человека. Существует масса приемов - нужно их использовать, например, рассказать клинический случай, это всегда вызывает интерес.

- На страницах "Медицинской академии" мы развернули дискуссию "Гипоскиллия". Что ты думаешь по этому поводу?

- Безусловно, такая проблема существует, и нужно сказать, что в основном она актуальна для западной медицины. Об этом пишут многие авторы, в частности американский хирург Шейн в книге "Здравый смысл в неотложной абдоминальной хирургии", которая, на мой взгляд, является квинтэссенцией хирургической мудрости. Когда к нашим западным коллегам поступает пациент с подозрением на диагноз "острый живот", первое, что они делают - это назначают компьютерную томографию брюшной полости.

Но мне не близка такая позиция превращения врача в некоего администратора. Можно тогда просто дать медсестре список исследований, которые необходимо провести, а на выходе получить диагноз и назначить лечение. Это было бы слишком просто, и медицина перестала бы быть столь интересной и завораживающей. Мне ближе общение с пациентом, непосредственное физическое обследование. Некоторые доктора избегают назначения ряда новейших исследований в силу своего незнания и неумения интерпретировать результаты таких тестов, довольствуясь обзорной рентгенограммой органов грудной клетки.

Молодой специалист, окончивший институт три дня назад, обладает максимальными знаниями, находясь на пике своих возможностей. С течением времени эти знания начинают забываться, устаревать. Гипоскиллия молодых имеет обратную сторону в виде гипопрогрессивности. Вот это - реальная проблема, и нужно еще студентом понимать: чтобы сохранять свой профессионализм на каком-то уровне, врач должен в своей области находиться в состоянии непрерывного образования.

- Существует мнение, что у студентов ММА сегодня недостаток клинических навыков. Правда ли это?
- Врач должен получать академическое образование - обладать разносторонними знаниями, а не только в своей узкой специальности. Оптимально: нужно выбрать сферу интересов и не в ущерб другим областям знаний делать акцент на нее. Мы не можем эффективно заниматься всей медициной. Сделать выбор нужно как можно раньше, и еще студентом начинать получать навыки. Сам я с третьего курса ходил на дежурства в 23 больницу. Наш преподаватель Алексей Вадимович Кириллин привел меня в операционную и дал возможность нарабатывать навыки, за что я ему очень благодарен. И вообще, жизнь меня постоянно сталкивала с хорошими людьми, которые всегда хотели поделиться знаниями.

- Ты уже упомянул преподавателя, которому благодарен за его отношение к делу и труд. Кого еще из педагогов мог бы выделить?

- Есть такая поговорка: в жизни человеку должно повезти три раза - у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться. Первые два пункта мне удались. Существует много учителей, о которых хотелось бы рассказать. Но особенно отмечу Виталия Владимировича Матвеева - доцента кафедры факультетской терапии №2. Это замечательный профессионал - если нужна какая-либо кардиологическая консультация, я всех направляю к этому специалисту. Но профессионалов много. А он, будучи мастером своего дела, еще и прекрасный, бесконечно добрый человек, не похожий на других, с близкой мне жизненной позицией. Есть люди, про которых изначально знаешь, что они никому не хотят зла. Это редкость, про меня такого не скажешь. А вот про Виталия Владимировича так говорю не только я. Не могу точно сказать, чему у него научился, я не перенял у него никаких качеств - это немного другая стезя, я априори никогда не стану таким, как он. Он другой, слишком хороший. И дело не в том даже, чтобы что-то перенимать, просто хочется, чтоб этот человек был рядом. Он мне как друг, и сам, в свою очередь, мог бы назвать меня своим другом.

- Если бы была возможность на время уехать в другую страну для работы или учебы, ты бы ей воспользовался?

- За границу я бы поехал только для того, чтоб научиться чему-то новому. Работать там не стал бы, потому что я иррациональный патриот. Патриотизм по своей сути иррационален, и во мне он лежит очень глубоко. Работать хочу исключительно в России, никогда не было даже мысли о том, чтобы уехать куда-то даже учиться. Я с удовольствием посещаю международные семинары, может, съездил бы на какую-либо конференцию. Но это всего лишь больший объем знаний, количественная категория, но не качественная. Отчасти это связано с выбранной мной специальностью "хирургическая онкология". У нас она хорошо развита и в техническом отношении не уступает западу, в связи с этим у меня нет надобности ехать за знаниями в другую страну.

Представь, у тебя есть есть шанс поработать с любым выдающимся медиком. Кого бы ты выбрал?

- Очень хотелось бы пообщаться с Сергеем Сергеевичем Юдиным. Это человек, бескомпромиссный в своей борьбе, всегда методично шедший к своей цели, чтобы доказать свою правоту. Многие и по сей день разделяют его взгляды, я к таким не отношусь, но очень уважаю этого врача.

-Внешний вид врача, каким бы стереотипным он ни был, претерпевает некоторые изменения. Каким он должен быть, на твой взгляд, сегодня?

- Я считаю, что нам повезло с рабочей одеждой. Люди других специальностей, например, банковские работники, вынуждены всегда ходить в костюмах, галстуках. А врач имеет право на собственный стиль, выражая тем самым свою индивидуальность, ведь в докторе больной должен видеть еще и личность. Его внешний вид не должен смущать пациента тем, что он грязный, неопрятный и вызывать тем самым неприятие. Мне не близка позиция некоторых хирургов, которые ходят по больнице в хирургическом костюме. Если врач идет на операцию, это понятно. Но когда он идет в палату разговаривать с родственниками, все-таки нужно сменить хирургический костюм на халат, ведь халат - неотъемлемая часть гардероба доктора.

Халат должен быть чистым, отглаженным и белым, а не голубым или розовым, как это сейчас распространено во многих клиниках. Существует множество фасонов халатов, есть такие, которые напоминают рубашку - ребята сразу становятся похожими на стоматологов. Для стоматологов это оправданно - им такудобно, но, например, для терапевта или хирурга это несколько нелепо.

- Как сильные студенты относятся к "слабому звену"?

- Часть этих людей в медицинском вузе оказались случайно и до окончания так и остаются в троечниках. Это те самые люди, которые попадают под естественный отбор, это те самые "проценты", которые уходят из медицины. Даже если и останутся, то не причинят много вреда, так ик не будут разворачивать кипучую лечебную деятельность. Люди не умирают у тех врачей, которые никого не лечат. Другая часть сначала перебиваются с двойки на тройку с многократными пересдачами на первых двух курсах, а в дальнейшем, на четвертом курсе, набирают обороты и выбиваются в плеяду хороших специалистов. Примеров этому множество.

- Чего хочешь достичь в жизни?

- Счастье - радостно уходить на работу и с радостью возвращаться домой. Я стремлюсь к тому, чтобы стать в этом счастливым. В профессиональном плане - чтоб после меня что-то осталось: благодарные пациенты и люди, которые могли бы назвать меня своим учителем.

- Ты хочешь посвятить себя педагогическому искусству?

- Наверное, да. Вижу это в форме некоего наставничества. Это мне ближе. На мой взгляд, отношение "наставник - ученик" более эффективно, нежели "преподаватель - группа студентов". В такой форме больше возможностей общаться с человеком не только как с профессионалом, но и как с личностью. Таким образом и знания усваиваются лучше.

- Назови пять признаков, которые необходимы для достижения наивысших результатов.

- Одаренность, терпение, умение общаться с людьми, оптимизм и доброта.

До 1917 года женщин в медицине не было - им запрещалось поступать на медицинские факультеты. Сейчас ситуация другая. на твой взгляд, почему так важно, чтобы в медицине была женщина?

- В нашей работе есть ряд специальностей, в которых типичные для девушек черты характера - скрупулезность, методичность, въедливость, терпение, интуиция - предстают в виде преимуществ. Есть специальности, в которых женщинам тяжело работать физически и эмоционально, как, например, абдоминальная хирургия, онкология, нейрохирургия, трансплантология. Женщина - это прежде всего мать. И ей медицина нужна до тех пор, пока это не начинает сильно вредить устройству домашнего очага и заботе о детях. Прекрасно, если она реализует себя в профессиональном плане и раскроется как специалист, но без ущерба для семьи. В терапии есть масса специальностей, которые очень хорошо подходят для женщин. И очень жаль, что до 1917 года прекрасным особам не разрешалось поступать на медицинские факультеты. Здорово, что в дальнейшем положение исправилось. Это одно из наследий советской власти, которое я бы обозначил знаком "плюс". Большое ей спасибо!

- Да, сегодня в медицине женщин много. Влияет ли женское окружение на мужчин? Как?

- Красивая женщина воодушевляет мужчину. Она вдохновляла его в далекие времена на рыцарских турнирах. Сейчас с таким же успехом она вдохновляет нас как на приготовление вкусного блюда, так и на выполнение сложной операции. Мужчине очень нужно признание женщины, мнение которой для него важно. Женщины, окружающие нас, дают нам силы, позволяют нам почувствовать себя значимыми, и в то же время рядом с ними мы можем позволить себе быть слабыми. Очень приятно, когда любимая девушка гордится тобой, за это
можно многое отдать. Мудрые коллеги из женщин иногда идут на компромисс и уступают нам, даже если они правы. От этого, как правило, выигрывают все.

- Твои пожелания прекрасным дамам в день 8 марта?

- Желаю им иметь рядом хорошего мужчину, с которым можно быть счастливой. И иметь таких подруг, которые не будут завидовать этому счастью. И, конечно, здоровья - это наш капитал!

Беседовала Татьяна Целовальникова