«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
08.03.2007

Инновационная архитектура Академии

СТИМУЛ К ДВИЖЕНИЮ ВПЕРЕД

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективами построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного Национального проекта "Образование". Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому, помимо освоения знаний, не менее важным становится освоение техники, с помощью которой можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2006 году был проведен конкурс среди российских учебных заведений, внедряющих инновационные программы. Всего в нем приняли участие 197 вузов. Победили 17 учебных заведений, которые получили государственную поддержку на общую сумму 10 млрд. руб. Московская медицинская академия - один из вузов-победителей.

Стратегическая цель инновационной образовательной программы - приведение системы медицинского и фармацевтического высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда; создание механизмов устойчивого развития образования; интеграция в европейское образовательное пространство.

Программа академии обладает несколькими отличительными особенностями. Во-первых, это четкая взаимосвязь стратегических и тактических целей и задач, во-вторых, представленные в заявке ожидаемые результаты являются практико-ориентированными, т.е. предполагается, что инновации будут оперативно внедрены в образовательную деятельность академии. В-третьих, программа является комплексной: совершенствование и разработка инноваций будут осуществляться по всем направлениям образовательной деятельности ММА.

Приоритетные задачи программы: совершенствование содержания и технологий образования; формирование системы управления его качеством; оптимизация управленческих механизмов деятельности; развитие информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности академии; улучшение материально-технического обеспечения инновационных образовательных, научно-производственных и научно-исследовательских проектов; совершенствование механизмов интеграции образования, клинической практики и науки.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Наиболее значительные результаты - это создание единой информационно-технологической инфраструктуры; инновационного образовательного пространства; системы дистанционного образования; системы управления персоналом, основанной на современных подходах коучинга; электронной библиотеки; виртуального музея истории медицины; сети инновационных лабораторий (в том числе ВИЧ-инфекции); учебно-производственной аптеки для студентов фармацевтического факультета; фантомного центра практических навыков для студентов лечебного факультета; фантомного класса для студентов стоматологического факультета; виртуальной операционной.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Реализация инновационной образовательной программы началась в июле 2006 г. (после подписания 28 июня договора с Федеральным агентством по образованию).

Стратегическое управление ею осуществляет ректор академии, который является ее руководителем. Для тактических действий создана дирекция по управлению инновационной программой. В ее составе - проректоры и руководители различных отделов академии, которые планируют мероприятия программы, осуществляют общую координацию работ по проведению открытых конкурсов, работ временных творческих коллективов, анализируют промежуточные результаты выполнения программных мероприятий, выявляют проблемы, возникающие в ходе реализации, и готовят предложения по их устранению.

При дирекции сформированы 5 рабочих групп, основная задача которых - отбор наиболее перспективных и приоритетных тем конкретных инновационных проектов, координация работ факультетов. Также при ней создана комиссия по приемке работ. Основная функция комиссии - проведение внешней и внутренней экспертизы проектов, выполненных творческими коллективами ММА.

Полностью разработана и утверждена нормативная база управления инновационной образовательной программой, состоящая из 26 документов. Дирекция проводит еженедельно заседания, на которых планируется работа на неделю, координируется процедура выполнения проекта.

В 2006 г. было сформировано более 200 временных творческих коллективов из сотрудников академии по разработке инновационных образовательных программ, внедрению в учебный процесс последних достижений науки. Все они полностью выполнили свои договорные обязательства.

ОТКРЫТЫЕ КОНКУРСЫ

Были объявлены 25 открытых конкурсов. Среди них: развитие информационно-технической инфраструктуры ММА; создание интегрированной информационной системы управления и системы дистанционного образования; разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества образовательной деятельности академии в соответствии с требованиями и рекомендациями международного стандарта менеджмента качества; разработка модели системы дополнительного профессионального образования с использованием современных образовательных технологий; поставка, установка, гарантийное обслуживание оборудования, ремонт помещений, предназначенных для его размещения; разработи программного обеспечения электронной библиотеки; развитие многоуровневой образовательной системы для подготовки специалистов по общественному здоровью с целью повышения их востребованности на рынке труда (высшее и послевузовское профессиональное образование); создание информационно-аналитической системы по мониторингу клинических исследований и научно-исследовательских работ в области медицины и фармации на основе данных российских и международных журналов и пр.

Заключено 29 договоров, которые уже выполнены. Реализован план проведения тренингов и учебных семинаров для членов творческих коллективов и деканов факультетов на 2006 г., которыми были охвачены более пяти сотен сотрудников ММА. В декабре проведена конференция на тему "Инновационная образовательная программа ММА имени И.М. Сеченова: от отечественного образования к эффективному здравоохранению", где с докладами и презентацией результатов выступили руководители временных творческих коллективов академии. Обстоятельный доклад представила исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена Николаевна Соболева.

ИНФОРМАЦИЯ ДОХОДИТ ДО КАЖДОГО

Ежемесячно мы информируем студентов и преподавателей о ходе реализации инновационной образовательной программы. Состоялась встреча членов дирекции по управлению программой со студенческим активом. Прошла интерактивная конференция ректората академии, студентов и преподавателей, на которой участники смогли задать вопросы ректору, представить свои предложения по реализации инновационной программы. Ее освещение было широко организовано на страницах газеты "Медицинская академия". Один из основных принципов ее реализации - это максимальная открытость: на официальном портале академии размещены программа и результаты ее выполнения.

На систематической основе осуществляются интерактивные опросы пользователей портала, которые показали, что студенты проявляют большой интерес к таким проектам, в результате которых будут созданы: виртуальная операционная, электронная библиотека, фантомные центры, лаборатория по изучению ВИЧ-инфекции, виртуальный музей истории медицины, учебно-производственная аптека.


На основе выборочного анкетирования студентов факультетов додипломного образования и преподавателей были получены данные об уровне информированности по вопросам "Программы". 60% опрошенных студентов оценивают его положительно. 96% преподавателей отметили свой уровень как высокий и средний.
Абсолютное большинство опрошенных студентов выражают вполне определенную уверенность в положительном влиянии инновационных проектов на образовательный процесс. Из опрошенных преподавателей 88% безусловно уверены, что внедрение инноваций будет способствовать повышению ичества преподавательской деятельности.

Материалы о реализации инновационной программы академии опубликованы в ряде средств массовой информации: в "Учительской газете", в газетах "Медицинский вестник", "Московская правда", "Московский комсомолец", "Медицинская академия", "Поиск", в журналах "Фармацевтическая промышленность", "Ремедиум". Эта часть работы чрезвычайно важна и продолжает с успехом наращиваться.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Целью реализации инновационной образовательной программы в 2007г. является формирование архитектуры инновационного образовательного пространства ММА имени И.М.Сеченова; интеграция существующих инновационных решений в образовательную, научную и клиническую деятельность академии, обеспечивающая повышение качества медицинского и фармацевтического образования и, как следствие, конкурентоспособность выпускников академии на отечественном и зарубежном рынках труда.

Наиболее актуальные задачи в 2007 году: it внедрение модульной системы обучения в академии, новых образовательных программ (на различных уровнях образования), в т.ч. международной образовательной программы по общественному здоровью и управлению здравоохранением;

  • развитие единой комплексной программы предклинической подготовки, включающей отработку навыков по всем медицинским и фармацевтическим направлениям, по которым академия реализует образовательные программы;
  • адаптация и внедрение международных стандартов в образовательную деятельность академии, в т.ч. реализация положений Болонской декларации, международных образовательных стандартов медицинского и фармацевтического образования, механизмов признания документов об образовании и др.;
  • создание системы дистанционного обучения в рамках послевузовского образования медицинских и фармацевтических работников;
  • внедрение системы по начислению и использованию кредитов ESTC в медицинском и фармацевтическом образовании;
  • внедрение и сертификация системы управления ичеством образования в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту ичества и принципам Всеобщего менеджмента качества;
  • создание и внедрение информационной системы централизованного тестирования обучаемых по профильным специальностям;
  • внедрение единой системы электронного документооборота между факультетами и другими структурными подразделениями академии;
  • создание интегрированной информационной системы управления академией (медицинским и фармацевтическим вузом), включающей электронный деканат; электронный ректорат; информационную систему управления инновационными образовательными, научно-производственными и научно-исследовательскими проектами;
  • адаптация и внедрение современных принципов корпоративного управления в деятельность академии;
  • внедрение в инновационную образовательную, научно-производственную и научно-исследовательскую деятельность академии электронной библиотеки, медиатек, сдача в эксплуатацию виртуального музея истории медицины;
  • создание информационной и технической инфраструктуры академии, фантомных классов и виртуальных лабораторий;
  • развитие инновационной образовательной, научно-производственной и научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов. Развитие подготовки научных кадров в академии.

И.М. ЧИЖ,

проректор по учебной работе ММА,

член-корреспондент РАМН, профессор