«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Духовное очищение 07.03.2007

Духовное очищение

Примерно с середины февраля, после праздника Сретения Господня, церковь начинает готовить нас к Светлому Христову Воскресению - Пасхе Господней, к "Празднику праздников и Торжеству из торжеств".

Со времен апостольских Пасхе предшествует Великий пост. Это особое время для христиан, когда Церковь настойчиво напоминает нам о даре богоподобия, которым каждый из нас отмечен Создателем, и об опасности потери этого сокровища в суете повседневности. Постясь, мы должны больше уделять внимания своему духовному совершенствованию, и Церковь помогает нам в этом. Весь уклад жизни Церкви во время поста способствует тому, чтобы наиболее полно раскрыть в нас покаянное чувство и наставить на путь исправления. Великий пост предваряется подготовительными неделями, во время которых совершаются евангельские чтения, помогающие нам найти правильный образ совершения поста и постепенно вводящие в его очистительное поприще.

Первая подготовительная неделя получила свое наименование от евангельской притчи о Мытаре и Фарисее, из которых первый, согласно притче, вышел из храма более оправданным, чем второй, ибо истинное начало и основание покаяния - смирение, а главный источник греха и препятствие к покаянию - гордыня.
Вторая подготовительная неделя - неделя о Блудном сыне. В это время в евангельском чтении изображается отчаянное состояние души человека, всецело попавшего во власть порока, осознание им своего бедственного положения и полное раскаяние в своем грехопадении. С другой стороны, изображается неисчерпаемая любовь Отца Небесного, с радостью принимающего кающегося грешника. Эта притча вдохновляет с надеждой и упованием на милосердие Божие вступить на путь покаяния.

Следующая подготовительная неделя - неделя о Страшном суде, напоминающая нам о том, что Бог не только милосерден, но Он и Праведный Судия, "имеющий воздать каждому по делам его". Неизбежность ответственности за свои поступки призвана остановить нас, когда душа, находясь в смятении, склоняется к совершению греха. Накануне, в субботу, совершается поминовение всех "от вей почивших православных христиан". Вся полнота Церкви молится об упокоении их душ и взывает к Богу о милосердии и прощении грехов, совершенных ими при жизни. Это вселенская родительская суббота. Она напоминает и нам, живущим, о неизбежности нашего отшествия в "путь всея земли" и о предстоянии с ответом о своих делах пред Отцом Небесным.

Вслед за неделей о Страшном суде начинается седмица сырная, или масленица. Церковь, постепенно готовя верующих к подвигу Великого поста, ставит нас на последнюю ступень подготовительного воздержания запрещением вкушения мяса. Сам строй богослужений этой седмицы носит уже великопостный характер. Позволяя нам поддержать свои силы перед очистительным поприщем поста, Церковь предупреждает об опасности крайнего невоздержания, к сожалению, свойственного этой неделе, и призывает к умеренности, чтобы постепенно, осознанно приступить к посту.

Масленица оканчивается Прощеным воскресеньем, которое напоминает об изгнании из Рая наших прародителей Адама и Евы за непослушание и невоздержание, указывая нам на покаяние как на единственную возможность возвращения утраты. Прощеным оно называется потому, что в этот день христиане, находясь на пороге поста, испрашивают друг у друга прощение, для того чтобы жертва воздержания, приносимая нами, была чиста и достойна внимания Божия.

Приступая к посту, необходимо соразмерить свои силы предстоящему подвигу. Великим пост назван так, конечно, и по величию События, к которому он нас готовит, и, безусловно, по своей продолжительности. Поститься надо посильно, и если есть какие-либо недуги, не позволяющие соблюдать пост в полной мере, то нужно посоветоваться с духовником или на исповеди со священником и взять благословение на его послабление. Уделяя большое внимание воздержанию в пище, мы часто забываем о том, что основная цель поста - духовное возрождение человека. Нам должно встретить Воскресшего Христа очищенными и освященными, а не истощенными и голодными, а потому надо по преимуществу сосредоточить свое внимание на духовном, на том, что питает возвышенные чувства души, отказавшись, насколько возможно, от всего, что отвлекает от этого. Молитва домашняя и за богослужением, исповедание своих грехов и причащение Святых Христовых Таин не менее важны, чем воздержание в пище: без них пост невозможен.

Великий пост начинается с наступлением Святой четыредесятницы. Длится он сорок дней, предваряя Страстную седмицу, в которую мы вновь проходим Крестный путь Спасителя, переживаем вместе с Ним последние дни Его земной жизни. В это время Церковь отлагает всякую торжественность в богослужениях. Прежде всего не совершается самое торжественное христианское богослужение - полная литургия. Вместо нее по средам и пятницам полагается литургия преждеосвященных Даров. Исключение составляют субботы и воскресенья. В эти дни разрешается некоторое послабление поста.

Практически полностью прекращается пение как выражение радостного состояния духа, предпочтение отдается чтению. Богослужения совершаются тихо, медленно и с величайшим благоговением, светильники возжигаются в ограниченном количестве, Царские врата отверзаются редко, перезвон допускается малый и редкий, предстоящие в храме призываются часто к земным поклонам и коленопреклонениям. Все это указывает на то, что и во внутреннем храме нашей кающейся души должно быть место не радости и торжеству, а смирению и скорби о своих грехах.

Проведя предочистительным поприщем Святой четыредесятницы, Церковь вводит нас в Страстную седмицу буквально по часам, воссоздавая последние дни земной жизни Спасителя, повторяя каждый Его шаг, внимательно вслушиваясь в каждое Его слово, входя даже в само душевное состояние грядущего на крестные страдания Христа.

С вечера Великой Среды оканчиваются великопостные богослужения, плач грешной души человеческой уступает место плачу и скорби от созерцания Страстей Христовых, вместе с тем сердце наполняется радостным предчувствием грядущего Воскресения Спасителя и беспредельной благодарности Ему за Искупительную Жертву.

Несомненно, Страстная седмица является знаме-нательнейшим временем в году, возвышающим душу человеческую до созерцания Божественных Тайн, и совершаемое богослужения наполняют небесным наслаждением и восторгом верующие сердца.

Богослужение Великой Субботы представляет беспримерное сочетание скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. Незаметно оно наполняется светлыми воскресными гимнами и замирает только при начинающихся уже звуках торжественного "Христос воскресе!"

Конечно, это Торжество заслуживает особого внимания, да и настроение Великого поста не может в полной мере передать Пасхальной радости, но если по милости Божией мы пройдем очистительное поприще поста и достигнем Светлого Христова Воскресения, то обязательно поговорим об этом Святом Дне.
В заключение хотелось бы поздравить всех читателей "Медицинской академии" с наступлением Великого поста и пожелать с пользой провести это спасительное время - так, чтобы в полной мере насладиться радостью грядущего Торжества.


Авторы:  Андрей ШУМИЛОВ, священник, настоятель храма св. Архистратига Божия Михаила