«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.03.2007

Линейку поменяют?

Оценивать будут не знания, а умение их применять

Коллегия Минобрнауки одобрила проект макета государственных образовательных стандартов третьего поколения. По сути дела, предлагается форма, матрица, которую после закрепления нововведения в законодательстве каждому вузу самостоятельно предстоит заполнять ежегодно обновляемыми образовательными программами, учитывая при этом потребности всех заинтересованных субъектов. И в первую очередь - работодателей. Сейчас вузовский компонент ныне действующего стандарта составляет до 30-40% образовательных программ, два других компонента - федеральный и региональный - определяются “свыше”. В новом варианте Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) такого деления на компоненты нет, академические свободы вузов, таким образом, значительно расширятся. Вырастет и ответственность.

Как сообщила заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Н.Розина, при создании проекта макета ФГОС ВПО учитывался опыт разработки и реализации ГОСов первого и второго поколений, а также документы Болонского процесса. Этот макет предусматривает, что стандарты будут формироваться по направлениям подготовки как совокупность образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, на базе общности их фундаментальной части. Будут определены требования к результатам освоения этих программ. Оценивать станут не знания, как сейчас, а компетенции - и в профессиональной деятельности, и в социально-личностной. ФГОС ВПО дает четкое определение этого понятия: “Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области”. Обязательным компонентом основной образовательной программы становится научно-исследовательская работа студента. Трудоемкость программы будет измеряться не в часах, а в зачетных единицах. ФГОС ВПО предусматривает также формирование требований к результатам освоения отдельных разделов программ.

Незадолго до рассмотрения на коллегии вопрос о новых образовательных стандартах обсуждался на заседании Совета Российского союза ректоров в Нижнем Новгороде. Ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана И.Федоров поблагодарил группу под руководством Н.Розиной, хорошо поработавшую над усовершенствованием структуры и логики стандартов. В составе этой группы - 40 проректоров из всех областей знаний.

- Прежде всего, мы опирались на вузовские разработки, сделанные в рамках Федеральной программы развития образования 2005-2006 годов и в рамках отраслевой программы по развитию научного потенциала высшей школы, - подчеркнула Н.Розина. - Результатов было очень много. Мы все обобщили и пришли к общему знаменателю.

Тем не менее неясностей еще очень много.

Как в условиях расширения академических свобод вузов обеспечить контроль качества образования? Как сохранить единство образовательного пространства России? Новые подходы подразумевают стандартизацию не образовательных программ, а результатов обучения - компетенций. Но требования к выпускникам должны формироваться на основе профессиональных стандартов, которых сегодня пока нет, и, как признает сам бизнес, в ближайшее время не будет.

Ректоры тоже считают важным, что законодательно будет утверждена структура стандарта, а не его содержание. “Это должно улучшить качество образования и облегчить наше взаимодействие как с работодателем, так и на международном уровне”, - подчеркнул Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.

До 1 марта проект макета ФГОС ВПО должен быть доработан с учетом высказанных замечаний и предложений. 


Исходная статья: "ПОИСК"
Авторы:  Наталия БУЛГАКОВА