«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
28.02.2007

ММА: инновационная программа в действии.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году был проведен конкурс учебных заведений, внедряющих инновационные программы. Всего в конкурсе приняли участие 197 вузов Российской Федерации. Из них 17 ВУЗов, победивших в этом конкурсе, получили государственную поддержку на общую сумму 10 млрд. руб. Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова - один из вузов-победителей.
Наш сегодняшний собеседник член-корреспондент РАМН, проректор по учебной работе Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, профессор Иван Михайлович Чиж.

- Уважаемый Иван Михайлович Московская медицинская академия – единственный медицинский ВУЗ среди победителей всероссийского конкурса инновационных образовательных программ, расскажите, пожалуйста, об инновационной программе академии.

- Стратегической целью инновационной образовательной программы является приведение системы медицинского и фармацевтического высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда; создание механизмов устойчивого развития образования; интеграция в европейское образовательное пространство.
Инновационная образовательная программа академии обладает несколькими отличительными особенностями. Во-первых, это четкая взаимосвязь стратегической, тактических целей и задач, во-вторых, представленные в заявке ожидаемые результаты являются практико-ориентированными, т.е. полагается, что инновации будут оперативно внедрены в образовательную деятельность академии. В-третьих, Программа академии является комплексной, совершенствование и разработка инноваций будет осуществляться по всем направлениям образовательной деятельности академии.
Приоритетные задачи программы: совершенствование содержания и технологий образования; формирование системы управления качеством образования; оптимизация управленческих механизмов деятельности академии; развитие информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности академии; улучшение материально-технического обеспечения инновационных образовательных, научно-производственных и научно-исследовательских проектов; совершенствование механизмов интеграции образования, клинической практики и науки.
Наиболее значительными результатами станут создание: единой информационно-технологической инфраструктуры; инновационного образовательного пространства; системы дистанционного образования; системы управления персоналом, основанной на современных подходах коучинга; электронной библиотеки, виртуального музея истории медицины, сети инновационных лабораторий (ВИЧ-инф.), учебно-производственной аптеки для студентов фармацевтического факультета, фантомного центра практических навыков для студентов лечебного факультета, фантомного класса для студентов стоматологического факультета, виртуальной операционной.
В период реализации программы предполагается обновить большинство образовательных программ на всех уровнях образования и по всем специальностям. Создаются образовательные программы магистра общественного здоровья, магистра управления здравоохранением, магистра фармации. Планируется создать образовательные программы и методическое обеспечение по ряду новых специализаций по медико-профилактическому делу, управлению здравоохранением, высшему сестринскому образованию, фармации в системе дополнительного профессионального образования.
Продолжится работа по адаптации для российского медицинского образования системы начисления кредитов ECTS. Разработаны рекомендации по начислению кредитов для специальности «Лечебное дело». Со следующего учебного года планируется внедрить эту систему на лечебном факультете, а затем и на др. факультетах академии.
Дальнейшее развитие получит проект по разработке и внедрению модульной технологии обучения в образовательном процессе по специальности "Лечебное дело".
Предполагается, что инновации в академии привлекут большее количество иностранных студентов. Поэтому на базе факультета иностранных учащихся создается Центр по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом, с целью обеспечения безопасности образовательного пространства России посредством использования признанных мировым образовательным сообществом норм подтверждения документов об образовании и содействия развитию международной академической мобильности.
Для того чтобы адекватно оценивать результаты изменений в содержании образования и организации образовательного процесса, предполагается создать объективную систему управления качеством образования.
На основе сформированной политики управления качеством будет осуществлена сертификация образовательной деятельности академии по международному стандарту системы менеджмента качества ИСО 9001:2000 с учетом принципов Всеобщего менеджмента качества. Международная сертификация позволит академии повысить статус образовательных услуг академии за рубежом; проводить международную аккредитацию образовательных программ; адекватно оценивать уровень подготовки обучаемых в вузе.

- Планы действительно грандиозные, думаю, что подобной программой мог бы гордиться любой ВУЗ России, но это планы, а что Вы можете сказать о реализации этих планов? Как обстоят дела на сегодняшний день? 

- Реализация инновационной образовательной программы началась в ММА в июле 2006г. (После подписания 28 июня 2006г. договора с Федеральным агентством по образованию).
Стратегическое управление программой осуществляет ректор академии, он является руководителем инновационной образовательной программы. Для тактических действий создана Дирекция по управлению инновационной программой. В ее составе — проректоры и руководители различных отделов академии, которые планируют мероприятия инновационной образовательной программы, осуществляют общую координацию работ по проведению открытых конкурсов, работ временных творческих коллективов, анализируют промежуточные результаты реализации программных мероприятий, выявляют проблемы, возникающие в ходе реализации, и готовят предложения по их устранению.
При дирекции сформированы 5 рабочих групп, основная задача которых - отбор наиболее перспективных и приоритетных тем конкретных инновационных проектов, координация работ факультетов. Также при ней была создана комиссия по приемке работ. Основная функция комиссии проведение внешней и внутренней экспертизы проектов, выполненных творческими коллективами ММА.
Полностью разработана и утверждена нормативная база управления инновационной образовательной программой, состоящая из 26 документов. Дирекция проводит еженедельно заседания, на которых планируется работа на неделю, координируется процедура выполнения проекта.
В 2006г. сформировано более 200 временных творческих коллективов из сотрудников академии по разработке инновационных образовательных программ, внедрению в учебный процесс последних достижений науки, которые полностью выполнили свои договорные обязательства. Объявлено 25 открытых конкурсов. Заключено 29 договоров, которые реализованы в 2006 году.
Разработан, утвержден и реализован план проведения тренингов и учебных семинаров для членов творческих коллективов и деканов факультетов на 2006г., которыми были охвачены более пяти сотен сотрудников ММА.
12 декабря проведена конференция на тему "Инновационная образовательная программа ММА им. И.М. Сеченова: «От качественного образования к эффективному здравоохранению»", где с докладами и презентацией результатов выступили руководители временных творческих коллективов академии. С обстоятельным докладом выступила исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена Николаевна Соболева.
Ежемесячно проводится информирование студентов и преподавателей о ходе реализации инновационной образовательной программы. В сентябре состоялась встреча членов Дирекции по Управлению Программой со студенческим активом, освещение этой встречи было организовано на страницах газеты «Медицинская академия» и студенческого вестника «Факультет». 30 ноября прошла интерактивная конференция ректората академии со студентами и преподавателями, на которой участники смогли задать вопросы ректору, представить свои предложения по реализации инновационной образовательной программы. Одним из основных принципов реализации Программы в академии - это ее максимальная открытость: на официальном портале академии размещена инновационная образовательная программа, результаты ее реализации.
На систематической основе осуществляется интерактивный опрос пользователей портала, который показал, что студенты проявляют большой интерес к таким проектам, в результате которых будут созданы: виртуальная операционная, электронная библиотека, фантомные центры, лаборатория по изучению ВИЧ-инфекции, виртуальный музей истории медицины, учебно-производственная аптека.
На основе выборочного анкетирования студентов факультетов додипломного образования и преподавателей были получены данные об их информированности. 60% опрошенных студентов оценивают его положительно. 96% преподавателей оценивают свой уровень информированности по вопросам «Программы» как высокий и средний.
Абсолютное большинство опрошенных студентов выражают вполне определенную уверенность в положительном влиянии инновационных проектов на образовательный процесс. 88% опрошенных преподавателей, безусловно уверены, что внедрение инноваций будет способствовать повешению качества преподавательской деятельности.
Материалы о реализации инновационной программы Академии опубликованы в ряде средств массовой информации: в «Учительской газете», в газете научного сотрудничества «Поиск», в журналах «Фармацевтическая промышленность», «Ремедиум», в газетах: «Медицинский вестник», «Московская правда», «Московский комсомолец», «Медицинская академия». Эта часть работы, что очень важно, продолжает наращиваться.

- Это замечательно, что Академия взяла столь сильный старт. Не может не радовать и то, что Вы так открыто делитесь своим опытом. И последний, традиционный вопрос: о перспективах и целях программы в наступившем 2007 году.

- Целью реализации инновационной образовательной программы в наступившем 2007 году является формирование архитектуры инновационного образовательного пространства ММА имени И.М.Сеченова; интеграция существующих инновационных решений в образовательной, научной и клинической деятельности академии, обеспечивающая повышение качества медицинского и фармацевтического образования и, как следствие, конкурентоспособность выпускников академии на отечественном рынке и зарубежном рынке труда.
В рамках каждого комплекса задач наиболее актуальным в 2007 году является:
• внедрение модульной системы обучения в академии, системы по начислению и использованию кредитов ESTC в медицинском и фармацевтическом образовании, новых образовательных программ (на различных уровнях образования), в т.ч. международной образовательной программы по общественному здоровью и управлению здравоохранением;
• адаптация и внедрение международных стандартов в образовательную деятельность академии, в т.ч. реализация положений Болонской декларации, международных образовательных стандартов медицинского и фармацевтического образования, механизмов признания документов об образовании и др.;
• создание системы дистанционного обучения в рамках послевузовского образования медицинских и фармацевтических работников;
• внедрение и сертификация системы управления качеством образования в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества и принципам Всеобщего менеджмента качества;
• внедрение единой системы электронного документооборота между факультетами и другими структурными подразделениями академии, создание интегрированной информационной системы управления академией (медицинским и фармацевтическим вузом), включающей электронный деканат, электронный ректорат; информационную систему управления инновационными образовательными, научно-производственными и научно-исследовательскими проектами; адаптация и внедрение современных принципов корпоративного управления в деятельность академии;
• внедрение в инновационную образовательную, научно-производственную и научно-исследовательскую деятельность академии электронной библиотеки, медиатек, сдача в эксплуатацию виртуального музея истории медицины Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, фантомных классов и виртуальной лаборатории.
Полагаю, что активная работа всех сотрудников Академии позволит достойно завершить работу по реализации задач 2007 года.

Интервью взяли Светлана Дорошенко и Сергей Михалев


Исходная статья: "Вузовский Вестник" №4 (28) февраль 2007 г.