«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
16.01.2007

НАУЧНАЯ СЕССИЯ РОССИЙСКИХ АКАДЕМИЙ НАУК

Впервые за всю историю России в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, прошла совместная научная сессия шести Академий, имеющих государственный статус

5-6 октября 2006 года в Москве в Доме Союзов состоялась совместная научная сессия российских академий наук, имеющих государственный статус. Повестка дня: «Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства».
Организаторы сессии — Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Российская академия художеств (PAX).
Большая наука впервые предпринимает попытку столь масштабно и скоординировано обсудить состояние здоровья, физического и духовного развития подрастающего поколения нашей страны. Эта проблема является одним из важнейших факторов государственной политики. Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья, образования, среды обитания подрастающего поколения — приоритетная задача общества.
Научное сообщество проведет широкое обсуждение основополагающих проблем развития отечественной науки в рамках формирования здорового поколения и обеспечения его продолжительной и полноценной жизни.
На пленарном заседании под председательством президента РАН академика Осипова Ю.С. с докладами выступили президенты отраслевых академий, академики Давыдов М.И. (РАМН), Никандров Н.Д. (РАО), Романенко Г.А. (РАСХН), Кудрявцев А.П. (РААСН), Церетели З.К. (PAX), главный государственный санитарный врач академик РАМН Онищенко ГГ.
Рассмотрены следующие вопросы:

  • Здоровье детей и подростков как системообразующий фактор государственной политики в сфере здравоохранения и образования, национальной безопасности России. 
  • Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности. 
  •  Современные достижения аграрной науки в обеспечении здорового питания детей. 
  •  Здоровые города - здоровые дети: развитие отечественной градостроительной науки как основа охраны и укрепления здоровья детей, их всестороннего культурного и художественного воспитания, устойчивого развития современного общества. 
  •  Культура как основа нравственного здоровья детей, становления личности. 
  •  Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути
    решения проблем.

В рамках сессии прошли 7 секционных заседаний и 3 круглых стола.
Особое внимание было уделено научным основам сопровождения реализации приоритетных национальных проектов, роли и значению науки на современном этапе развития государства, (в частности, для решения существующих проблем подрастающего поколения), научным предпосылкам выхода России из демографического кризиса и т. д.
В работе сессии приняли участие:
академик-секретарь Отделения биологических наук РАН Григорьев А.И., директор Научного центра здоровья детей РАМН Баранов А.А., директор Научного центра сосудистой хирургии РАМН Бакерия Л.А., директор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН Кулаков В.И., главный режиссер Малого Государственного Академического театра Соломин Ю.М., директор Института содержания и методов обучения РАО Рыжаков М.В., директор Института возрастной физиологии РАО Безруких М.М., академики-секретари РАО Кузнецов А.А., Школяр Л.В., Жураковский В.М., первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы Ресин В.И., президент Союза архитекторов России Гнедовский Ю.П., президент Международной академии архитектуры (отделение в Москве) Платонов Ю.П., главный архитектор Москвы Кузьмин А.В., члены президиума PAX — Салахов Т.Т., Бичуков А.А. Дробицкий Э.Н., и т. д.

В рамках сессии 5 октября в 13.00 в пресс-зале (Круглый зал) состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие:
Платэ Николай Альфредович — академик РАН, вице-президент РАН;
Давыдов Михаил Иванович — академик РАН и РАМН, президент РАМН;
Пальцев Михаил Александрович — академик РАН и РАМН, член Президиума РАН, первый вице-президент РАМН;
Никандров Николай Дмитриевич— академик РАО, президент РАО;
Романенко Геннадий Алексеевич — академик РАСХН, президент РАСХН;
Кудрявцев Алексей Петрович - академик РААСН, президент РААСН;
Церетели Зураб Константинович — академик PAX, президент PAX.

Пресс-конференция была открыта руководителем пресс-центра сессии, помощником ректора ММА им. И.М, Сеченова Горецкой М.Р. Она поблагодарила всех присутствующих за проявленное внимание к данному мероприятию, отметила высокий уровень как состава президиума президенты всех академий наук, имеющих государственный статус, так и представительность присутствующих журналистов. В пресс-конференции приняли участие представители ведущих центральных и специализированных изданий, пяти центральных телеканалов, ведущих информационных агентств.

Выступление первого вице-президента РАМН, академика РАН и РАМН Михаила Александровича Пальцева.

— Уважаемые участники пресс-конференции, сегодня у нас очень важное событие — собрались все академии, имеющие государственный статус, на научную сессию, на которую вынесен чрезвычайно важный вопрос, волнующий всех, — это проблема демографии, проблема здоровья детского населения, проблема нашего будущего. О своей позиции сегодня заявили все президенты академий, которые выступили с докладами, выступил также с докладом и главный государственный санитарный врач России Геннадий Григорьевич Онищенко. Нам предстоит дискуссия по этим чрезвычайно важным проблемам. Мы рассчитываем принять решения, направленные на консолидацию усилий всего академического сообщества, по решению важнейших задач, стоящих перед нашей страной. Мы будем обращаться к правительству, в органы государственной власти с предложением консолидировать усилия с участием научного сообщества.

Выступление вице-президента Российской академии наук, академика Николая Альфредовича Платэ.

— Дорогие друзья и коллеги! Да, коллеги, потому что без вас, сколько бы ни делали мы в науке и сколько бы не говорили о важности той или иной проблемы, мы ни до кого не достучимся — ни до властных структур, ни до широкой общественности.
Событие, которое началось сегодня, — это абсолютно незаурядное событие. В истории России последних 15 лет у нас бывали двойные, тройные сессии нескольких государственных академий, совместные заседания президиумов. Российская академия наук очень тесно взаимодействовала с Российской академий медицинских наук, с Академией сельскохозяйственных наук и с другими, а вот так, чтобы собрать все шесть академий и посвятить научную сессию такому действительно важнейшему, в катастрофическом состоянии находящемуся вопросу, как здоровье и образование детей, еще не было. В пленарных докладах была представлена грустная, к сожалению, но объективная картина того, что представляет собой наше общество, с точки зрения подрастающего поколения, молодежи, и как мы теряем многие ценнейшие интеллектуальные и физические силы, страдает экономика страны, страдает оборонный потенциал, национальная независимость и мощь государства.
И сегодня настал момент, когда необходимо консолидироваться для того, чтобы попытаться как-то собрать воедино наши усилия и предложить комплекс мер. У нас, как вы знаете, разработаны национальные проекты, связанные с образованием и здоровьем, жильем, — и это очень хорошая инициатива президента Путина. Проекты эти начали работать, но их надо явно дорабатывать, и дорабатывать всем миром, учитывая и мнение научного сообщества, особенно касаясь проблемы подрастающего поколения. Вот мы привыкли к расхожему: «дети — цветы жизни», «дети — наше будущее» и так далее. Тогда почему же мы так легкомысленно относимся к демографическим прогнозам, почему не боремся, начиная с истоков — с детского, подросткового возраста— с таким позорным явлением, например, что средняя продолжительность жизни у нас для лиц мужского пола — это 58 лет. Это позор для страны и позор для планеты.
Российская академия наук тесно взаимодействует и с академиями, и с руководством страны по этим вопросам. Вы, наверное, помните, если присутствовали на докладах, что Геннадий Григорьевич Онищенко упомянул о встрече «восьмерки» в Санкт-Петербурге, где Президент Российской Федерации был хозяином встречи в этом году. На встречу были также приглашены главы государств и правительств Китая, Индии, Южной Африки, Бразилии и других стран. Надо отметить, что этой встрече предшествовала очень слаженная и четкая работа президентов академий этих стран. И мы приняли рекомендации, которые легли в основу решений Петербургского саммита, особенно применительно к борьбе с особо опасными инфекционными заболеваниями. То есть академические ученые всегда старались вносить свой вклад в решения государственных задач.
Я надеюсь, что к завершению сессии будет активная работа по секциям, и нам удастся выработать некие консолидированные решения, с тем чтобы привлечь внимание всех— федеральных, региональных, муниципальных властей и медицинских кадров, научной общественности и других общественных организаций в стране. Среди участников сессии у нас есть лидеры отдельных комиссий, Общественной палаты, у нас есть выдающиеся терапевты, хирурги, врачи разных других специальностей — все они могут нести свои знания в этот конечный документ.
В общем, я бы сказал так — на часах без пяти двенадцать. И стрелки тикают и двигаются, и если мы не примем каких-то консолидированных мер, то проиграем будущее. А дети — это действительно залог будущего. Спасибо.

Выступление президента Российской академии медицинских наук, академика Михаила Ивановича Давыдова.

— Уважаемые коллеги, для меня высокая честь участвовать в такой пресс-конференции. Должен вам сказать, что в Послании Федеральному Собранию президента Владимира Владимировича Путина озвучены изменения в худшую сторону демографической обстановки в стране. Особое место было уделено проблеме рождаемости россиян. Это. безусловно, основной пункт, который отражает стратегическую направленность наших мероприятий на ближайшие 15-20 лет. Раньше ожидать эффекта от государственных мероприятий не приходится.
Сегодня состояние детей находится в таком статусе, что рассчитывать на воспроизводство нации с помощью той генерации, которая сегодня есть, не представляется возможным. Достаточно сказать, что сегодня, по данным статистики, от 0 до 14 лет среди девочек здоровый статус имеют только 6%, остальные болеют теми или иными видами патологий. Сегодня проблема второго ребенка в нашей стране достаточно сложна, потому что 10 миллионов женщин воспитывает ребенка в одиночку, это матери-одиночки, стало быть, смело можно вычеркнуть их из числа тех, кто планирует родить второго ребенка. И не исключено, что половина из этих детей будет маргиналами, потому что условия, в которых они растут, и уровень жизни этих детей таков, что трудно рассчитывать на положительный исход в процессе созревания личностей.
Сегодня в первый день сессии, вы видели, что выступали все президенты академий наук с программными докладами, и это действительно — комплекс мероприятий и предложений, которые цепляются друг за друга — здесь и образование, и медицина, и педагогика, и архитектура, и творческое воспитание— это органичный процесс, который неразрывен в принципе. Сегодня все академики готовы предоставить свои конструктивные предложения для изменения ситуации.
Я должен отметить, что для РАМН, которая явилась инициатором этой объединенной сессии, — это второй день. Вчера академия медицинских наук посвятила свою 40 сессию наиболее актуальной сегодняшней проблеме, играющей важнейшую роль в демографии, — это проблема «сверхсмертности». Вы знаете, что мы ежегодно теряем около 1,5 миллионов людей из-за болезней, которые в принципе являются излечимыми. Следовательно, решение этой проблемы требует определенных организационных мероприятий и грамотного, квалифицированного распределения сил между академической наукой, ее задачами и институтами Министерства здравоохранения.
Если преломлять проблему «сверхсмертности» в категории детей и подростков, то детская онкология занимает здесь второе место по смертности среди детей. Должен отметить, что здесь сделано очень много. Сегодня 80 % детей, имеющих врожденные или приобретенные злокачественные опухоли, выздоравливают. Технологии, которые сегодня есть у нас в стране, разработаны в институте детской онкологии Академии медицинских наук — наиболее передовые и соответствуют мировым стандартам, а в некоторых позициях даже превышают эти мировые стандарты по своим технологическим параметрам. Недавно на конференции в Онкологическом центре присутствовали известные американские ученые, которые высоко оценили достижения российских онкологов, именно детских онкологов. Взрослая онкология на сегодняшний день уступает детской онкологии по эффективности лечения и по целому ряду других параметров. По объективным причинам там совершенно другая ситуация.
Социальная обстановка в стране сейчас остается довольно сложной, и это мешает реализовать многие интересные технологии, которые есть у ученых. По последним эпидемиологическим исследованиям, которые проводили ученые РАМН совместно с Всемирной Организацией Здравоохранения в Алтайском крае, изучая причины смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, оказалось, что мы имеем сенсационную статистику с точки зрения, например, частоты инфаркта миокарда. Только 6 % умерших с диагнозом «сердечно-сосудистая недостаточность» имеют сам инфаркт миокарда, в то время как в Европе эта цифра озвучена как 60 %, остальные же умершие имеют в крови смертельные, субсмертельные и тяжелые дозы алкоголя и других «боевых отравляющих веществ». Если помножить эти цифры на количество алкоголя, выпускаемого промышленностью, и на бесконтрольность в этом вопросе государства (ни для кого не секрет, какого качества эти напитки поступают в продажу), то теперь мы можем себе представить, какой это компонент с точки зрения уменьшения смертности. Если бы у меня были слайды, я показал бы вам, каков процент отравления населения в целом.
Поэтому здесь всплывает целый комплекс сложнейших задач. С одной стороны медики, ученые готовы предложить самые высокие технологии и купировать многие заболевания, например, снизить смертность в два раза от излечимых заболеваний в ближайшие два-три года при определенном консолидированном подходе академии медицинских наук и Министерства здравоохранения. С другой стороны существуют социальные факторы и чиновничья ригидность, которые мешают реализовать эти технологии и сегодня же внедрить их в жизнь.
И вот данная сессия, на которой мы попросили наших коллег обсудить один из самых важных вопросов здравоохранения и вообще нашего общества — это здоровье детей, здоровье нации — поможет сдвинуть с мертвой точки эту проблему. Используя те наработки, которые есть сегодня, и технологии, очень масштабно представленные во всех государственных академиях, я думаю, мы сможем в ближайшее время коренным образом изменить ситуацию и по жизнедеятельности детей, и по их здоровью, и по здоровью их родителей и качественным образом изменить общественный климат в нашем обществе. Спасибо.

Выступление президента Российской академии архитектуры и строительства академика Алексея Петровича Кудрявцева.

— Наша академия впервые принимает участие в таком форуме. И его процедура показывает, что фактически нам необходимо провести пространственную координацию всех вопросов, связанных с миром детей, и в нынешних приоритетных проектах в целом, и в единой градостроительной политике государства. Говорят: «стены учат, стены лечат». Весь мир детства, как и мир взрослых, но мир детства особенно проходит в материальной среде, организацией которой занимаются архитекторы и градостроители. Совершенно очевидно, что аспекты градостроительной координации должны быть объединены под общим профессиональным руководством с тем, чтобы, например, национальный проект доступного и комфортного жилья в стране не стал бы только строительством жилища. Жилище и жилье, проживание человека — это сложнейший комплекс его пребывания в разных состояниях.
Человек рождается и проводит большую часть своей жизни в стенах, тех или иных пространственных образованиях— этим и занимается архитектура. Поэтому первое, что, я надеюсь, в результате этой сессии мы получим, — это взаимодействие профессионалов в организации целостной пространственной среды мира детей. Мы сами будем координировать этот процесс. И если получится, что эта координация повлияет на государственную политику в области градостроительства, я думаю, это будет очень большим достижением.
Второе, что хотелось бы отметить, это что мы находимся в очень плохом состоянии в сельской среде. Я сегодня показывал замечательные достижения в области школьного строительства, строительства детских садов, физкультурных сооружений для детей в Москве. И вместе с тем меня ужасает интеллектуальная жизнь в селе. Учитель, врач, фельдшер, представители интеллигенции обычно были светочами просвещения на селе, они были лелеемы в формах своего проживания, в поощрении своего труда как особенного. Если мы не будем вырабатывать и предлагать образцы комплексного проживания вместе с работой, как всегда было на селе, не будем поощрять эти новые проекты, то боюсь, что единственным воспитателем на селе в скором времени останется священник.
Особенно я хотел бы обратить внимание на так называемые закрытые сферы трудных подростков. Мы практически не знаем, в какой среде находятся те подросткового возраста малолетние преступники, которых надо перевоспитывать. Практически знания наши останавливаются на знаниях из книг Макаренко, как занимались в монастырских стенах фактически вот этим самым перевоспитанием. А ведь там должна быть создана особая специальная среда, сформированная путем консультаций, во взаимодействии и с педагогами, и психологами, и архитекторами, и, наверное, специалистами по пенитенциарным (тюремным) учреждениям, иначе они останутся инкубаторами преступности (то, что было у нас всегда, и то, что нужно коренным образом менять).
И последнее, на что я хотел бы обратить внимание. Мне кажется, что мы могли бы создать такой координационный совет по взаимодействию и проникновению темы обеспечения комфортного, безопасного и прекрасного мира детей во всех национальных проектах — и жилья, и образования, и здравоохранения, и сельского хозяйства. И чтобы голос этого координационного органа, некоего научного сопровождения важнейших национальных инициатив, был бы услышан, и этот орган обладал бы определенными правами. Именно поэтому я в своем выступлении и предлагал создать такой координационный совет научного сопровождения национальных проектов при Правительстве Российской Федерации. Спасибо.

Выступление президента Российской академии художеств, академика Зураба Константиновича Церетели.

— В колонии, где преступники — дети, мы проводили мастер-класс. Сейчас эти дети, а их там было трое, вы можете себе представить, исправились, а один из них уже защитил кандидатскую. Поэтому я всегда пропагандировал, что искусство — этот важнейший фактор для воспитания детей. И не напрасно, начиная с эпохи Возрождения до сегодняшнего дня, детям дают цветные карандаши, особенно если родители правильно мыслят. Они, как только дети рождаются, дают им карандаши и бумагу — это вырабатывает и развивает определенное мышление. И это все важно и для глаз, и для рук, и для доброты.
Вот еще пример — лицей, который существует при академии. Надо пойти посмотреть, какие лица у детей, когда они рисуют. Никогда не бывает, чтобы один ребенок ударил другого, чтобы гадость сделал. Я считаю, что это надо развивать, построить школы, чтобы и там первым предметом было рисование. Кроме этого, дети должны не только рисовать, но им надо знать и искусствознание, это должно войти в историю российскую. В музее, который мы начинаем строить, это будет на всех языках. В этом году в Суриковский институт приняли 150 китайцев, и они не уходят, когда я отливаю скульптуру, они весь мастер-класс все делают своими руками — отливают, чеканят, рождают идеи, и доводят их до конца, как это было у Микельанжело, у всех. Мне обидно становится, когда наши дети моментально устают и не изучают это исполнительское искусство. И кроме этого, я думаю, что надо поставить вопрос о воссоздании техникума, где обучали бы исполнительской технике, где дети изучали бы искусство.
Предлагаю скоординировать усилия всех специалистов, объединившись во Всемирную академию.

Выступление академика Никандрова Николая Дмитриевича, президента Российской академии образования.

— Уважаемые коллеги, я буду предельно краток. Когда мы иногда оцениваем всякого рода писания, то часто это делаем по ключевым словам. Так вот, я бы хотел обратить внимание на те ключевые слова, которые были сказаны сегодня в предыдущих выступлениях. Михаил Александрович начал и дважды повторил слова — взаимодействие и координация усилий всех и всего академического сообщества. И это практически прозвучало во всех выступлениях. Нам несомненно нужно действовать вместе. Для чего?
Для того чтобы, как мне представляется, четко выявить систему рисков, которые есть в нашей действительности — ив материальной, и в духовной, — и посмотреть, что мы можем сделать, чтобы их предотвратить или улучшить. Фактически все выступления были именно об этом. Я бы не хотел говорить слишком долго, потому что сейчас будут вопросы, но смысл именно в том, что нам нужно объединить усилия, для того чтобы много можно было делать более радикально. Как сказал Зураб Константинович — объединить всех во Всемирную академию. Это можно делать более мягким путем, но так или иначе без научного обеспечения всего, что связано с государственной политикой, нам действительного успеха не достичь.
Я думаю, каждая академия подходит к этим задачам по своему пути. Для нас (Российской Академии образования) ключевыми словами являются воспитание и специализация, т. е. то, что делается в образовательных учреждениях, и то, что делается в воспитательном смысле в широкой жизни. Специализация включает в себя все влияния, которые идут на человека и на группу людей со стороны общества.
Это задача очень большая. И когда я выступал на прошедшей только что сессии, на первом пленарном заседании, то позволил себе сказать, что, по моему мнению, достойной задачей для всех государственных академий и высших школ для специалистов и управленцев является действительно объединение усилий в решении этих задач, связанных с преодолением разного рода рисков. Спасибо.

Выступление Геннадия Алексеевича Романенко, президента Российской академии сельскохозяйственных наук.

— Нелегко выступать во время обеденного перерыва и агитировать, что надо обедать. Несмотря на любые реформы, три раза в день надо кушать, а детей кормить лучше. Это общие фразы, а конкретно: когда мы начинаем рассматривать детское питание, то возникает очень много сложных вопросов. Вы прекрасно знаете, что у наших детей есть от рождения и аллергия, и анемия, и другие заболевания. Для них нужны специальные продукты питания. В нашей Российской академии сельскохозяйственных наук 23 института занимаются проблемами питания, и почти в каждом институте есть тематика, связанная с детским питанием. Нет таких направлений из 64 подразделов, связанных с питанием человека, где бы не были разработки наших российских ученых, направленные на повышение качества продуктов питания. Вы знаете, что российские продукты питания получают высокую оценку практически во всех уголках земного шара. Я всегда привожу один пример: когда во время научной сессии нам принесли телеграмму SOS из космоса, что закончились продукты питания российского производства, а пищу из других стран космонавты неохотно используют, давайте нам срочно добавку. Вот такие телеграммы приятно получать.
Но это хорошее, а плохое то, что разработки, рецепты, экспериментальные партии, которые мы выпускаем в системе Академии, дальше не идут. У нас есть фабрики, заводы, цеха по выпуску практически всех продуктов детского питания, а дальше тиражирование идет очень и очень плохо. Связь здесь должна быть, в первую очередь, с сельскохозяйственным производством и, конечно, с экономическими вопросами. Без дотации детское питание производить в условиях сегодняшнего рынка, если прямо и открыто говорить, не многим фирмам выгодно. и все сворачивают под производство для массового потребителя, а не под отдельные группы, связанные с отдельными заболеваниями, условиями проживания и т. д.
Вторая часть моего выступления — это уже просьба к вам: в своих публикациях, репортажах обращайте внимание на детей, которые живут не в крупных городах, а в мелких населенных пунктах, заброшенных деревнях. Как там питаться, когда у нас есть села, деревни, в которых живут два-три ученика, идущие в плохую погоду в школу за 10-15 км. Их обязательно надо кормить. Я очень много езжу по нашей стране, причем по глубинке. Как стыдно смотреть на детвору, которая и в дождь, и в непогоду собирается в школу за знаниями и несет с собой какую-то сумочку с продуктами питания. Государство должно взять на себя заботы об этих, я не боюсь этого слова, будущих селянах, которые кормят и будут кормить Россию.


Исходная статья: Медсестра № 12/2006