Бактерии побеждены? 26.01.2007

Бактерии побеждены?

Новые лекарства помогают справиться с бактериями, но не обещают человечеству полной победы над ними

Два года назад преуспевающий бизнесмен и регбист-любитель Стюарт Маскери был внушительной персоной. Но теперь он больше похож на собственную тень - он не может ходить без палки, не в состоянии поднять что-нибудь тяжелое, его мучают постоянные боли.

Бактерии, которые превратили жизнь Маскери в ад, возможно, завелись в его организме задолго до того, как болезнь внезапно вырвалась наружу. На вид бизнесмен был совершенно здоров, но бактерия Clostridium difficile (C. Diff) разрушала его кишечник. Однажды ночью бывший начальник отдела закупок небольшой компании в Западном Суссексе проснулся от невыносимой боли в животе. Его увезли в больницу, где он пролежал 12 дней - и все это время бактерия пожирала его изнутри. «Я никогда раньше не испытывал такой мучительной боли, - признается Маскери. - Хоть я и крепкий парень, но тут я испугался. Я просил медсестру дать мне обезболивающее».

Маскери - один из тысяч пациентов, которые каждый год становятся жертвой бактерии C. Diff, представительницы целой армии бактерий, которые сеют панику среди медиков. Вызываемые ими заболевания плохо поддаются лечению, они устойчивы ко многим антибиотикам и могут долго существовать вне тела человека. Каждый десятый из тех, кто заражается C. Diff, умирает.

На прошлой неделе у пациентов появилась надежда: выяснилось, что уже известное медицине лекарство может победить эти бактерии, а кроме того, бороться с ними помогут и усовершенствованные воздушные фильтры. Позволят ли эти приспособления победить бактерии? И нужно ли от них полностью избавляться?

Многие виды бактерий, с одной стороны, вредны для здоровья человека, а с другой - приносят пользу. Например, бактерии-пробиотики, которые живут в кишечнике и способствуют пищеварению. Но даже эти полезные бактерии, в частности Escherichia coli, которая обитает в пищеварительном тракте, могут мутировать и начать вырабатывать яд, смертельно опасный для человека. Более 30% людей являются носителями другой бактерии - золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Он безвреден, пока не попадет в открытую рану.

Менее века назад - тогда был открыт первый антибиотик, пенициллин, - казалось, что началась новая эра в медицине. Но бактерии быстро приспособились к новым лекарствам. Численность колонии бактерий может удвоиться всего за 20 минут, а в течение дня сменяются тысячи поколений этих микроорганизмов. С каждым новым поколением у нескольких бактерий появляется отличие в генетическом коде, которое дает им преимущество. При лечении инфекции антибиотиками большая часть бактерий погибает. Но если одна из генетически мутировавших бактерий устойчива к лекарству, то она выживет и будет размножаться дальше. В результате одной бактерии достаточно для получения целой популяции, устойчивой к антибиотику.

Современные ученые все больше и больше убеждаются в том, насколько бактерии опасны. «Недавно выяснилось, что золотистый стафилококк может расти в клетках нашего тела, которые защищают их от нашей собственной иммунной системы и от антибиотиков, - рассказывает профессор Ноттингемского университета Ричард Джеймс. - Бактерии могут также «отключать» свои гены, которые ответственны за выработку токсинов, чтобы иммунная система не заметила их в самом начале болезни. Когда количество бактерий становится достаточным, чтобы нанести удар, они «договариваются» начать выработку токсинов и вызывают опасную болезнь».

Ученые накопили большой объем знаний о природе бактерий и сейчас изобретают новые способы борьбы с ними. Профессор Пол Уильямс, который также преподает в Ноттингемском университете, нашел способ помешать бактериям «общаться» и вырабатывать яд, необходимый для распространения инфекции.

Еще никогда потребность в защите от бактериальных инфекций не была так велика. В 1950-х годах антибиотики прописывали всем и каждому, и бактерии выработали устойчивость против ряда лекарств. Например, золотистый стафилококк настолько устойчив, что поддается только мощному антибиотику ванкомицину, но некоторым штаммам и это лекарство не помеха. Штаммы еще одной бактерии, Acinetobacter, не поддаются никаким известным лекарствам.

Исследователи полагают, что крохотные вирусы, которые инфицируют бактерии, играют ключевую роль в распространении устойчивости к лекарствам. Они выбирают случайные гены, ответственные за устойчивость к лекарствам, и передают их другим бактериям. Но некоторые микробиологи полагают, что эти же вирусы могут стать новым оружием в борьбе с бактериями. Доктор Майк Мэтти из Университета Стратклайда разработал способ использования вирусов для уничтожения золотистого стафилококка. Он только что завершил серию экспериментов на животных и получил обнадеживающие результаты.

Ученые также ищут пути остановить размножение бактерий с помощью фильтров для очистки воздуха и новых способов обеззараживания, убивающих ряд бактерий, которые обычно встречаются в медицинских учреждениях. Но на каждое новое оружие бактерии отвечают ответным ударом. Например, туберкулез, который в Великобритании практически искоренили, появился вновь из-за распространения бактерий, устойчивых к антибиотикам. «Что бы мы ни делали, мы никогда полностью не уничтожим бактерии, - подчеркивает микробиолог профессор Хью Пеннингтон. - Они так быстро адаптируются, что мы едва можем угнаться за ними».