«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Материалы для информирования обучающихся об инновационной образовательной программе ММА им. И.М.Сеченова в ноябре 2006 года

Материалы
для информирования обучающихся об инновационной образовательной программе ММА им. И.М.Сеченова в ноябре 2006 года

Использование телемедицинских технологий
В рамках реализации «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова» широкое развитие получат телемедицинские технологии.
Так, например, для преподавания биопсийно-секционного курса и подготовки врачей-патологоанатомов будет применяться телемедицинский комплекс в составе: «операционной», «биопсийной лаборатории», «учебной аудитории».
Представляется следующая технология работы комплекса.

Операционная, входящая в состав телемедицинской системы, оборудована несколькими видеокамерами, фотокамерой, телемониторами, аудиокомплексом и компьютеризированным рабочим местом оператора. Для получения изображения операционного поля используется видеокамера высокого разрешения, обеспечивающая высококачественное отображение непосредственно хода оперативного вмешательства. Вторая видеокамера обеспечивает получение обзорного изображения операционного зала и работы хирургической бригады. На телемониторы передается изображение видеокамер, установленных как в операционной, так и в кабинете консультаната и/или учебной аудитории во время телеконференций. Голосовые комментарии оперирующего хирурга фиксируются при помощи беспроводной аудиогарнитуры. Потоки видео- и аудиоданных передаются на персональный компьютер оператора. Кроме того, на этот же компьютер передаются данные от систем мониторинга состояния больного (аппарат ИВЛ, кардиомонитор и т.д.).

В биопсийной лаборатории установлено несколько дистанционно управляемых видеокамер, обеспечивающих как детальное изображение исследуемого материала, полученного во время операции, так и обзорное изображение рабочего места врача-патологоанатома. Биопсийная лаборатория оборудована также цифровым фотоаппаратом, установленным на специальном штативе с системой освещения, что позволяет получать высококачественное цифровое изображение исследуемых объектов. В биопсийной лаборатории установлен телемонитор, на котором проводится контроль передаваемого видеоизображения, а также отображается видеоизображение участников телеконференции (врач-консультант, учебная аудитория). Рабочее место врача-патологоанатома, оборудовано аудиосистемой трансляции голосовых комментариев. На персональный компьютер оператора в биопсийной лаборатории передаются видео- и аудиоданные; из общей базы данных поступает информация о пациенте. Суммированные данные архивируются, производится оформление электронного бланка биопсийного исследования. Биопсийная лаборатория оснащена также роботизированным рабочим микроскопом, обеспечивающим автоматическое перемещение предметного столика, смену объективов, фокусировку изображения и изменение освещенности препарата, причем выполнение данных команд возможно как из биопсийной лаборатории, так и дистанционно (например, из учебной аудитории). Рабочий микроскоп оснащен видеокамерой высокого разрешения для получения динамического видеоизображения изучаемых препаратов, а также цифровой фотокамерой для получения высококачественных фотоизображений.

Учебная аудитория оборудована персональным компьютером, снабженным мультимедийным проектором и интерактивным проекционным экраном, позволяющим участвовать в телеконференциях, осуществлять дистанционное управление оборудованием (например, роботизированным микроскопом врача-консультанта/преподавателя), производить манипуляции с получаемым изображением. Каждое рабочее место оборудовано персональным компьютером, что обеспечивает реализацию различных вариантов проведения телеконференции: «преподаватель – группа обучаемых», «индивидуальное тестирование». Студенты могут наблюдать за ходом операции, моментом взятия биоптата, следить за ходом консультации хирурга с врачом–патологоанатомом по вопросу определения мест взятия биоптата, проведением макроскопического исследования биоптата и патогистологическим исследованием фрагмента ткани, подготовкой морфологического заключения.

Телемедицинские технологии позволяют обучить студента правильному заполнению направляющего бланка в электронной или бумажной форме, предоставляют возможность проследить за ходом вырезки биопсийного материала и изучения гистологических срезов. Формы контроля усвоения знания – участие в видеоконференции, решение клинико-анатомической задачи.

Преимуществами телеобучения на биопсийно-секционном курсе по сравнению с традиционными методами обучения являются, во-первых, одинаковая доступность информации для практически неограниченного числа студентов; во-вторых, демонстрация объектов исследования под углом зрения преподавателя, что позволит будущему специалисту правильно и быстро находить измененные фокусы в удалённых тканях; в-третьих, возможность ознакомления с работой врача-патологоанатома или овладение навыками его работы или совершенствование их без вмешательства в работу преподавателя с присланным в биопсийную лабораторию материалом; в-четвёртых, адекватная обратная связь с преподавателем в случае необходимости получения разъяснений при анализе сложных наблюдений; в-пятых, возможность показа взаимодействия хирурга и врача-патологоанатома во время оперативного вмешательства.

Использование телемедицинских технологий позволит:

  • повысить активность и самостоятельность учебной работы студентов
  • улучшить восприятие учебного материала за счет его мультимедийности
  • обеспечить полный контроль усвоения материала каждым студентом

Материалы подготовлены на основе статьи кандидатов медицинских наук: А.Б.Пономарева, Д.Н.Федорова, А.В.Берестовой, Т.П.Некрасовой, Н.Б.Ромадановой.