«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Совместная научная сессия российских академий наук. Здоровье и образование детей

В начале октября в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, впервые в истории России состоялась совме­стная научная сессия российских академий наук, имеющих государственный статус. Тема сессии - "Здоровье и обра­зование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства". Ее организаторы - Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Рос­сийская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Российская академия художеств (РАХ).

Большая наука впервые предприняла попытку столь масштабно и скоординированно обсудить состояние здо­ровья, физического и духовного развития подрастающего поколения нашей страны. Физическое, духовное и нрав­ственное благополучие детей, своевременное включение их в жизнь общества определяют будущее государства. Поэ­тому улучшение показателей здоровья, образования, среды обитания подрастающего поколения - приоритетная задача общества, один из важнейших факторов государственной политики.

К участникам сессии с приветствием обратились Президент Российской Федерации В.В. Путин, Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции С.М. Миронов и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Научное сообщество обсудило основополагающие проблемы развития отечественной науки в свете форми­рования здорового поколения, обеспечения его продолжительной и полноценной жизни.

На пленарном заседании под председательством президента РАН академии Ю.С. Осипова с докладами высту­пили президенты отраслевых академий - академики М.И. Давыдов (РАМН), Н.Д. Никандров (РАО), Г.А. Романенко (РАСХН), А.П. Кудрявцев (РААСН), З.К. Церетели (РАХ), главный государственный санитарный врач, академик РАМН Г. Онищенко.

В ходе работы сессии рассмотрены наиболее важные проблемы:

  • Здоровье детей и подростков как системообразующий фактор государственной политики в сфере здравоох­ранения, образования и национальной безопасности России.
  • Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности.
  • Современные достижения аграрной науки в обеспечении здорового питания детей.
  • Здоровые города - здоровые дети: развитие отечественной градостроительной науки как основа охраны и укрепления здоровья детей, их всестороннего культурного и художественного воспитания, устойчивого развития современного общества.
  • Культура как основа нравственного здоровья детей, становления личности.
  • Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблемы.

Мы беседуем с одним из организаторов научной сессии, первым вице-президентом РАМН, ректором ММА имени И.М. Сеченова, академиком Михаилом Александровичем Пальцевым.

-Чем вызвано, на Ваш взгляд, проведение науч­ной сессии с участием такого числа академий?

- Основная причина - это необходимость концен­трации усилий научного сообщества России на решении крупных проблем, стоящих перед нашей страной. Эти про­блемы высветились очень наглядно. Они прозвучали в послании президента Российской Федерации В.В. Путина, в частности, по поводу демографической ситуации.

Кроме того, необходимость совместного заседания продиктована началом реализации национальных прио­ритетных проектов, которые затрагивают основные сферы жизнедеятельности человека и должны привести к серьезным изменениям в жизни населения России. Ска­жем, демографическую ситуацию нельзя решить только административными методами, это - очень тонкая область жизнедеятельности человеческого общества. Она нуждает­ся в серьезном прогнозировании, серьезном анализе. Демографическая ситуация требует целого комплекса предложений - экономических, медико-биологических и тд., здесь необходимы правительственные, государствен­ные решения. И для того, чтобы весь комплекс решений был правильным и привел бы к наиболее эффективным результатам, причем, в кратчайшие сроки, очень важно мнение научного сообщества.

Концентрация усилий академий, имеющих госу­дарственный статус, может оказать серьезное позитив­ное влияние на те процессы, которые происходят в России, и тем самым оказать поддержку государству, правительству и президенту страны в решении назрев­ших проблем нашего общества.

- Почему выбрана именно эта тема - здоровье и образование детей?

- Накопившиеся проблемы вызывают особую тревогу. Число беспризорников и детей, лишенных родителей, растет. Многие дети и подростки страдают различными заболеваниями уже со школьной скамьи. Страна испытывает серьезные проблемы с формирова­нием профессиональной армии. Словом, человеческий ресурс России находится на грани.

Вот почему академическое сообщество решило рассмотреть данные аспекты. Следует также учесть, что у каждой академии есть свои наработки, достижения. Например, Академия наук многие годы разрабатывает фундаментальные проблемы, уделяет серьезное внима­ние вопросам психологии; Российская академия меди­цинских наук занимается вопросами материнства и дет­ства, заболеваемости детей, ранней детской смертности.

Академия сельскохозяйственных наук имеет свои про­граммы разработок новых продуктов питания для детей, Российская академия образования работает над про­граммами по изменению системы школьного воспита­ния. Академия архитектуры и градостроительства реша­ет вопросы по созданию современных комплексов жилых зданий, детских садов и школ, которые были бы наиболее комфортными и удобными для детей, сохра­няли их здоровье. Академия художеств многие годы занимается созданием интересных программ, связан­ных с развитием творческих способностей у детей и молодежи и так далее. Таким образом, каждая из шести академий, принявших участие в научной сессии, сможет внести свой вклад в воспитание, образование и улучше­ние состояния здоровья юных граждан нашей страны.

Мы готовы поставить вопрос перед президентом и правительством о формировании целевой федераль­ной программы, которая помогла бы объединить усилия всех академий, всего научного сообщества для решения проблем, связанных с детской заболеваемостью и ухуд­шением демографической ситуации в стране.

- Михаил Александрович, реализуются ли и будут ли воплощены в жизнь национальные приоритет­ные проекты? Не произойдет ли пробуксовки? Есть ли повод для тревоги?

- Откровенно говоря, национальные проекты соз­давались в кабинетах чиновников. Научное сообщество к их экспертизе привлечено не было, как, впрочем, и высшая школа. Я считаю, что это главная и серьезная ошибка. Да, отдельные ученые привлекались к работе, но - только избирательно, по принципу личной известности.

Вторая ошибка, на мой взгляд, заключалась в том, что национальные проекты не были проработаны на предмет кадрового обеспечения. И одна из причин их пробуксовки и недостаточной эффективности - без­думное расходование государственных средств. Деньги направлялись в отрасль "вообще". Получилось, что боль­шинство проектов не имеют конкретной цели. Сейчас, конечно, предпринимаются попытки исправить поло­жение, но это, если говорить образно, всего лишь "покраска разрушающегося фасада".

При всем при том национальные проекты, безу­словно, в любом случае сыграют положительную роль, так и к выделение средств - это всегда благо.

- Как Вы оцениваете состояние российской науки на сегодняшний день?

- Какие бы ни велись вокруг этого споры, сегодня научная Россия по-прежнему сильна. Если раньше наша наука замыкалась рамками Советского Союза, то теперь она вышла за национальные границы. У нас есть серьез­ные приоритеты в области математических исследова­ний, а в области нанотехнологий Россия имеет абсолют­ное превосходство. Другое дело, что наука - очень тонкая материя, и если она не поддерживается в финансовом отношении, будь это государственная поддержка или частный капитал, в ней могут возникать кризисные явле­ния. Прошедшие 15 лет недофинансирования научных исследований как раз и привели к развитию кризисных явлений. И выразились они не только в старении науч­ных кадров, но еще и в том, что практически не обновля­лось оборудование, а на устаревшем, как известно, достичь новых результатов невозможно.

Сегодня мы с удовлетворением констатируем (судя по решениям, которые принимаются), что разви­тию науки стало уделяться внимание, придаваться осо­бое значение. При всех существующих проблемах Рос­сия все-таки сохранила академическую науку. Угасла отраслевая, слабее стала наука вузовская, но академиче­ская, по основным направлениям, уцелела. И если в бли­жайшее время она не будет поддержана финансово, то приоритет в этой области окажется нашей страной без­возвратно потерянным.

- Михаил Александрович, а можно ли поднять статус ученого? Например, молодого кандидата наук? И каким образом? Что необходимо сделать, на Ваш взгляд, чтобы молодежь шла в науку?

- В последние годы принижался статус не только ученого, а интеллигенции вообще - врача, учителя... На первое место в стране вышел коммерсант - человек тор­гующий, имеющий деньги. Если до недавнего времени защитить кандидатскую степень и стать преподавателем считалось престижным, то сегодня, к сожалению, все поменялось. И мне хотелось бы сказать в связи с этим вот о чем: на мой взгляд, нельзя было давать разрешение на создание общественных академий. Могу ошибиться в цифрах, но в России сейчас насчитывается от 300 до 600 общественных академий. Не секрет, что для членства в большинстве из них не нужны научные заслуги. Любой член любой общественной академии может называть себя академиком. Это звание в значительной степени девальвировано. Среди российского населения имидж ученого достаточно размыт.

Не могу не коснуться здесь и такой проблемы. Пола­гаю, что абсолютно недопустимы никакие инсинуации вокруг имущественного комплекса Академии наук. Сейчас идут разговоры о том, что РАН якобы имеет избыточные территории, избыточные площади… Какие? Метеостанции? Ботанические сады? Но как Россия может существовать, к примеру, без собственной коллекции лекарственных расте­ний, если будут уничтожены фауна и флора? На землях, которые имеет, скажем, Академия сельскохозяйственных наук, производятся новые сорта растений, которые исполь­зуются для питания человек

Статус российских академий, без сомнения, должен быть повышен. Необходимо возродить былое уважение к академическому сообществу, к имени ученого. Нужно увели­чить финансирование научных исследований, которое на данный момент находится на критическом уровне.

Теперь в отношении молодежи. По своему опыту знаю, что есть достаточно много молодых людей, кото­рые хотели бы заниматься наукой. Но ситуация склады­вается так, что в жизни молодого человека в определен­ное время наступает период, когда он обзаводится семьей. Перед ним сразу же встают бытовые, финансо­вые вопросы, которые, конечно же, должны быть разре­шены. Поэтому молодому талантливому ученому необходима поддержи государства. Но человек вынуж­ден искать себе место там, где ему хорошо будут платить, и уезжает в Германию, Соединенные Штаты Америки… Сегодня многие достижения российских ученых прихо­дят в нашу страну из-за рубежа. Это очень обидно.

- Вы - один из организаторов сессии. Может ли реально измениться ситуация после ее проведения? Не произойдет ли, как обычно: собрались, поговорили, разошлись?...

- На мой взгляд, к таким вещам нужно относиться с философской точки зрения. Вспомним фразу: в споре рождается истина. Дискуссии, споры, обсуждение про­блем с трибуны - это самая распространенная форма общения академического сообщества, как, впрочем, и всего научного. Не надо забывать, что ученые - не поли­тики, они никогда не преследуют политических целей, если это, конечно, настоящие ученые. Но у любого учено­го очень развито чувство гражданской ответственности, ему необходимо обсуждать проблемы в кругу большого количества людей - своих коллег. Подавляющее большин­ство служителей науки также не преследуют и прагмати­ческих целей. Они стремятся довести свою точку зрения до всего научного сообщества, выйти на дискуссию и найти правильное решение вопроса.

Совместное собрание шести академий, имею­щих государственный статус, может оказаться знаковым событием для России. Если наш сигнал будет принят властью, я считаю, это станет надежным механизмом для реформирования науки. Прошедшая сессия - оче­редная попытка научного сообщества наладить диалог с правительством, предложить свою реальную помощь в реализации национальных проектов.


Исходная статья: газета "Медицинская академия" №3 (2348) от 10 ноября 2006.
Авторы:  Татьяна Кузив