«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
01.01.2007

Российские студенты не в курсе процесса

Участники всероссийской студенческой конференции по присоединению России к Болонскому процессу заявили, что не хотят учиться на бакалавров, не признают непрерывного образования, не знают, что такое образовательные кредиты и не могут учиться за рубежом. Уже в 2010 году Россия присоединится к Болонскому процессу.

В четверг студенты российских вузов собрались на конференцию по проблемам своего участия в Болонском процессе. Слушания показали, что их готовность приобщиться к ценностям еврообразования близка к нулевой.

Уже предварительное изучение реализации российскими вузами образовательных «европроектов» 2005 года подтвердило, что «результаты совсем не те, на какие мы рассчитывали», – признала главный специалист Национального фонда подготовки кадров Наталья Шутова. Те же результаты дали исследования 2006 года, проведенные Госуниверситетом – Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ): большая часть общества не готова к присоединению России к Болонскому процессу: видит в ней больше минусов, чем плюсов, не располагает информацией, а то и превратно представляет себе многие стороны процесса.

Причем непонимание и отторжение его основополагающих идей идет как на уровне руководства и преподавателей вузов, так и студентов.

Сопротивление вузов, заявил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, вызвано как объективными, так и субъективными причинами. С одной стороны, российскому образованию с его традициями узкой специализацией и в самом деле трудно адаптироваться к более универсальной европейской системе – профессора считают неспециалистов-бакалавров недоучками. С другой, отметил он, в вузах идет «сопротивление бесспорно необходимым сторонам Болонского процесса – открытости и готовности сопоставить качество своего образования с тем, что утвердилось в Европе».

«Это сопротивление – болезненный признак», – подчеркнул он. По словам Кузьминова, «российская система образования – одна из самых закрытых для потребителей в мире». Результаты мониторинга ГУ-ВШЭ, свидетельствуют, что лишь 50-60% российских вузов вывешивают свои учебные планы на интернет-сайтах, а финансовые документы и программы отдельных курсов – менее 20-30%. «Это – нездоровое явление, которое нельзя объяснить никакой национальной спецификой», – считает ректор ГУ-ВШЭ.

Препятствуют одному из главных преимуществ участников Болонского процесса – мобильности студентов – и чрезмерно жесткие учебные планы вузов.

Студентам, решившим поучиться пару семестров в европейском вузе, приходится брать академический отпуск, а то и отчисляться из «родного», а по возвращении сдавать все пропущенные предметы: сданные за рубежом ему не зачтут. Мешает мобильности наших студентов и незнание иностранных языков. В России, в отличие от всего мира, языки учат не в школе, а в вузах, либо самостоятельно, подчеркнул Кузьминов. Поэтому те, кто не имеют на это средств (а их около 50%), практически отсекаются от возможности учиться в Европе.

Впрочем, российские студенты и по другим параметрам не готовы влиться в ряды участников Болонского процесса.

Большинство из них, подтвердили результаты опросов, просто не знают, что это такое.

Так, о двухуровневом образовании по схеме «бакалавр – магистр» не слышали 20% опрошенных, об академической мобильности и участии студентов в управлении вузами – 50%, о кредитных единицах – более 90% респондентов.

Те же, кто представляют себе основные принципы еврообразования, не видят в них ничего хорошего.

Так, лишь около 5% российских студентов хотели бы получить степень бакалавра. Подавляющее большинство по-прежнему хочет учиться 5 лет и закончить вуз с квалификацией специалиста, а еще 36% хотят получить степень магистра. «Быть просто бакалаврами боятся и предпочитают степень магистра. Она дает и более качественное образование, и большую востребованность на рынке труда», – констатировали авторы исследования «Болонья глазами студентов».

Студенты признают, что в бакалавры и в самом деле идти не хотят.

Западная схема непрерывного образования (выучился на бакалавра – поработал – доучился на магистра – поработал – получил МВА – поработал и т.д.) не подходит для российских реалий. «У студентов нет доверия к постепенному образованию», – заявили они. Помимо опасений «все забыть» между двумя учебами, студенты боятся введения платного обучения в магистратуре. А «в ситуации общей нестабильности очень опасно остаться недоделанным бакалавром: их не берут на работу»,– подчеркнули они. Поэтому в России учатся не «всю жизнь по чуть-чуть», а «сразу – и много», и другого в ближайшее время не предвидится, пришли к единодушному выводу участники студенческой конференции по Болонскому процессу.

Что касается системы образовательных кредитов (зачетных единиц), то российские студенты явно не рвутся набирать их, а если и берут, то не те, что нужнее для будущей специальности, а те, что легче сдать (около 50%). Причем положительно относятся к этой идее только студенты с высокой успеваемостью. «Возникает большой вопрос, насколько российские студенты готовы самостоятельно выбирать себе программу обучения и способны ли они сделать разумный, обоснованный выбор»,– констатировали авторы исследования ГУ-ВШЭ.

Не стремятся российские студенты и к самоуправлению. В отличие от западных сверстников, они предпочитают роль ведомых, показали исследования.

Единственное, что наши студенты оценили из всего болонского набора – возможность уехать учиться за границу.

Это хоть сейчас готовы сделать 72% респондентов, правда, только в случае, если за поездку заплатит кто-то другой (госбюджет, фирма, принимающая сторона). И так, чтобы не очень надрываться на учебной ниве. «Эдакая турпоездка за чужой счет»,– подвели итог авторы исследования.


Исходная статья: Газете.Ru
Авторы:  Марина Лемуткина