18.11.2006

Вирус против гриппа

Новый назальный спрей сможет надолго защитить от опасной инфекции

Иногда научная мысль на десятилетия опережает свое время. Тридцать лет назад ученые вроде бы нащупали ахиллесову пяту всех вирусных инфекций - начиная от СПИДа и заканчивая гриппом. Тогда казалось, что это открытие позволит наконец-то создать лекарство от обычной простуды, которая вызывается многочисленными вирусами в дыхательных путях.

Вирус-воришка

Обычный вирус – это не более чем умный кусочек генетического материала в белковой оболочке, который, как контрабандист, проносит в клетку свои гены и использует ее молекулярный механизм для собственного размножения. Но когда ученые изучали процесс протекания вирусных инфекций, они обнаружили брешь в жизненном цикле вирусов.

Когда вирусы размножаются, большая часть из них не заботится о точности генетического кода – генома, - и в нем часто не хватает жизненно важной части «программного кода». Эти дефектные вирусы мешают размножению своих нормальных собратьев и оказывают таким образом защитное действие. В частности, ученые отмечали подобный эффект при изучении вирусных заболеваний растений – кормовых бобов и турнепса.

Механизмы этого явления до конца еще не изучены. Согласно одной из теорий, дефектные вирусы просто мешают остальным убить своего «хозяина». Биологи также предполагали, что эти вирусы играют в природе ту же роль, какая отведена в человеческом обществе, например, воришкам, мошенникам и обманщикам, которые живут за счет тяжкого труда других, – вот только защитные вирусы живут за счет чужих белков.

Как бы там ни было, несколько десятков лет назад ученые надеялись «разогнать» эту реакцию до немыслимой скорости и победить вирусные инфекции. Но когда их надежды не оправдались, энтузиазм быстро сошел на нет. Однако теперь гипотеза переживает второе рождение.

Альтернатива прививкам

Опыты на животных показали, что с помощью дефектных вирусов можно обеспечить мгновенную защиту против симптомов гриппа, замедлив развитие инфекции до такой степени, что организм получает время для укрепления иммунитета против болезни.

Впрыскивание защитного вируса через нос сможет защитить от любого вида гриппа – даже испанки, которая в 1918 году унесла жизни 50 млн человек. По словам главного апологета подобных исследований в Великобритании, профессора Найджела Диммока из Университета Уорвика, все готово к испытанию новых вакцин на пациентах.

Работа Диммока позволит создать альтернативу традиционной вакцинации, основанной на стимулировании иммунной системы. При вакцинации белые кровяные тельца вырабатывают антитела, которые прикрепляются к поверхности вируса и начинают его убивать. Этот способ хорошо зарекомендовал себя в борьбе с такими заболеваниями как оспа, полиомиелит и корь, но он менее эффективен против гриппа. Ведь генетический код вируса гриппа, записанный в 13,6 тысячах нуклеотидах, постоянно меняется, и для вакцины эти модификации подобны движущейся мишени для стрелка. Вакцина, разработанная для одного типа гриппа, например, H3N2, бессильна против другого – скажем, против вируса птичьего гриппа H5N1.

Исследование, опубликованное в British Medical Journal, показало, что существует очень мало свидетельств эффективности сезонных вакцин против гриппа. А недавно группа ученых из Университета Гонконга во главе с профессором Йи Гуаном сообщила об открытии нового смертельного штамма H5N1. Эта информация усилила страх перед появлением вируса-мутанта, который будет передаваться человеку и против которого существующие вакцины окажутся бессильными.

Наступает время новой формы защиты, основанной на воскрешении идеи о вирусе-защитнике. «В результате ошибок при репликации все вирусы создают неполные версии своего генома. В то же время эти маленькие дефектные вирусы могут вмешиваться в процесс репликации РНК нормальных вирусов. Поэтому мы называем их РНК интерферентной, или защитной», - объясняет профессор Диммок.

Генетический материал вируса птичьего гриппа состоит из восьми сегментов РНК. Как и нормальные, «защитные вирусы», у которых всего 400 «букв» генетического кода, имеют белковую оболочку, которая помогает им проникать в клетки. Они поражают те же органы, что и обычные вирусы, - легкие и дыхательную систему. Но размножаться они могут только с помощью нормальных вирусов, а поскольку дефектная РНК меньше, то воспроизводится она быстрее, и вскоре защитных вирусов оказывается больше, чем нормальных. «Вот почему интерферентная РНК может нас защитить, - поясняет профессор Диммок. – Но хотя эти свойства легко увидеть на примере клеточной культуры, в научной литературе очень мало примеров такой терапии».

Одна вакцина против всех

Большой шаг вперед в научных исследованиях был сделан, когда ученые поняли: хотя природа создает разнообразные типы интерферентной РНК, лучший эффект достигается использованием вирусов одного типа. Этого можно достичь благодаря лабораторному клонированию РНК или за счет выбора вируса, который содержит один доминирующий тип интерферентной РНК. «Последний способ позволил нам получить наш самый активный защитный вирус», - рассказывает профессор Диммок.

У встречающегося в природе защитного вируса, который намерен использовать профессор Диммок, отсутствует 80% одной из частей генетического кода. Эта специфика делает вирус безвредным и не дает ему размножаться самостоятельно - как обычному вирусу гриппа. Однако если в клетке, куда попал защитный вирус, присутствует другой вирус гриппа, он может использовать его белки для размножения, причем гораздо быстрее, чем их «владелец».

Таким образом, размножающиеся обычные вирусы гриппа вытесняются защитным вирусом. Это замедляет развитие инфекции, устраняет ее симптомы и дает организму время для мобилизации иммунной системы, чтобы она могла дать отпор интервенту.

Защитный вирус как бы превращает своего «полноценного собрата» в живую вакцину. Исследования показывают, что он будет действовать только против гриппа А, но не против обычных простуд или других заболеваний дыхательных путей. Зато его не нужно адаптировать к конкретным штаммам или мутациям вируса гриппа. «Поскольку интерферентная РНК воздействует на сам процесс репликации, она должна быть активна против любой разновидности гриппа А», - подчеркивает профессор Диммок.

Это дает серьезное преимущество при эпидемии, поскольку не нужно тратить время на выяснение штамма вируса прежде чем развернуть кампанию против гриппа. Обычные вакцины действуют только против конкретных известных штаммов вируса, а запуск в массовое производство вакцин против только что появившихся подвидов занимает не один месяц.

Кроме того, защитный вирус – природный побочный продукт инфекции – дает постоянную защиту, в то время как эффект традиционной вакцинации против гриппа может проявиться не сразу, а в течение трех недель. Тесты на животных показали, что единственная доза защитного вируса действенна против инфекции даже шесть недель спустя. Это ее главное преимущество перед противовирусными препаратами, которые не защищают и на сутки. И хотя многие микробы вырабатывают устойчивость к лекарствам, вирус гриппа не становится резистентным к защитному вирусу.

«Защитный вирус работает даже тогда, когда больной получает его в течение 24 часов после заражения», - рассказывает профессор Диммок. Он и его коллеги подали заявку на патент на защитный вирус и надеются провести клинические испытания на пациентах в специально созданной для этого при Университете Уорвика компании ViraBiotech.

Вирусолог из лондонской медицинской школы Queen Mary´s School of Medicine, профессор Джон Оксфорд говорит: «Это открытие на пике науки, но его разработка займет еще много времени. Конечно, иметь что-либо, что гарантирует защиту против сюрпризов, которые преподносит нам вирус, весьма заманчиво. Я удивлен, что никто из нас не занялся этим раньше, - ведь это открытие лежало у нас под ногами».

Исходная статья: "Газета"