«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Шесть академий объединились в борьбе за здоровье

Недавно в Колонном Зале Дома Союзов прошла совместная научная сессия шести российских Академий Наук, имеющих государственный статус. Тема мероприятия была сформулирована следующим образом: «Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства». Одну из самых актуальных проблем современной России рассматривали с точек зрения: образования, архитектуры и строительства, медицины, сельского хозяйства, культуры. Необходимо отметить, что это — первая попытка большой науки обсудить проблемы подрастающего поколения нашей страны в таком масштабе.

Безусловно, обеспечение здоровья не ограничивается лишь контролем медиков, необходим комплексный подход, скоординированная и системная работа всех государственных институтов. Ведь положительных результатов можно добиться только с помощью консолидации усилий всех отраслевых академий и научных центров.

В рамках сессии прошло семь секционных заседаний и три круглых стола. Открывало сессию пленарное заседание, на котором с докладами выступили президенты отраслевых академий, академики Михаил Давыдов (РАМН), Николай Никандров (РАО), Геннадий Романенко (РАСХН), Алексей Кудрявцев (РААСН), Зураб Церетели (PAX), главный государственный санитарный врач, академик РАМН Геннадий Онищенко.

К участникам сессии с приветствием обратились Президент Российской Федерации Владимир Путин, Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Миронов и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Первым с докладом выступал Михаил Давыдов, Президент РАМН, академик РАН и РАМН. Михаил Иванович обозначил основные проблемы, связанные со здоровьем детей и подростков, существующие на сегодняшний день. В первую очередь опасения вызывает рост числа хронических заболеваний у школьников. Страшная, но, к сожалению, объективная и реальная статистика говорит о том, что среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося. Президент РАМН отметил прямую связь между переутомлением, вызванным учебным процессом и ухудшением состояния здоровья школьников.

Выступивший вслед за Давыдовым президент РАО, академик РАО Николай Никандров, рассмотрел в своём докладе проблемы детского здоровья сточки зрения системы образования. Никандров поднял вопрос введения более жёсткой цензуры на телевидении, в прессе, в театре, в книгах. На сегодняшний день влияние массовой культуры на формирование личности просто огромно: поток информации, обрушивающейся на детскую психику, практически не контролируется. Антипатриотическая направленность фильмов, фактическое отсутствие книжной цензуры пагубно влияют на психическое, а, следовательно, и на физическое здоровье подрастающего поколения. Плюс ко всему, сегодня около 850 тысяч детей нуждаются в образовательных учреждениях.

Прекрасные проекты школьных зданий, зданий детских садов и интернатов представил в своём докладе Президент и академик РААСН Алексей Кудрявцев. Часть из них уже отстроены и введены в эксплуатацию, но большинство, к сожалению, пока существуют только на бумаге. Очень актуальна проблема размещения бездомных и беспризорных детей, строительства спецшкол для больных аутизмом и гемофилией. Основное препятствие на пути реализации всех этих проектов — отсутствие необходимой материальной базы.

Президент и академик РАСХН, Геннадий Романенко, говорил о современных достижениях аграрной науки в обеспечении здорового питания детей. Научные разработки, представленные в его докладе, впечатляют. Экологические чистые, обогащенные витаминами и микроэлементами продукты, новые серии продуктов для больных детей, которые будут доступны всем слоям населения. Звучит и выглядит как утопия, однако на пути её воплощения в жизнь стоит всё та же проблема финансирования отрасли.

Также на пленарном заседании научной сессии академий наук, имеющих государственный статус, выступил президент и академик PAX, Зураб Церетели. «Культура — как основа нравственного здоровья детей, становления личности», — так звучала тема его доклада. Искусство с древних времен формирует мировоззрение человека, его отношение к жизни. Поэтому очень важным является сохранение традиций, воспитание правильного восприятия искусства. Академия художеств регулярно проводит благотворительные акции, мероприятия, которые оказывают благотворное воздействие на подрастающее поколение.

На научной сессии немало было сказано о роли научного сопровождения реализации приоритетных национальных проектов. Так, Академия образования отвечает за научное обеспечение развития образования, разрабатываются учебники, методические пособия, технологии обучения и воспитания.

Активные обсуждения продолжились на пресс-конференции, где были затронуты самые животрепещущие вопросы. Открыл ее первый вице-президент РАМН, академик РАН и РАМН, ректор ММА имени И.М. Сеченова Михаил Пальцев, который подчеркнул важность проводимого мероприятия:

— Сегодня мы обсуждаем чрезвычайно актуальный вопрос, волнующий всех, — это проблема демографии, проблема здоровья детского населения, проблема нашего будущего. О своей позиции сегодня заявили все президенты академий и главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Нам предстоит дискуссия по этим чрезвычайно важным проблемам. Мы рассчитываем принять решения, направленные на консолидацию усилий всего академического сообщества, по решению важнейших задач, стоящих перед нашей страной. Мы будем обращаться к правительству, в органы государственной власти с предложением консолидировать усилия с участием научного сообщества.

В ходе пресс-конференции вице-президент Российской академии наук, академик Николай Платэ отметил:

— Событие, которое началось сегодня — это абсолютно незаурядно. В истории России последних 15 лету нас бывали двойные, тройные сессии нескольких государственных академий, совместные заседания президиумов.

Российская академия наук очень тесно взаимодействовала с Российской академий медицинских наук, с Академией сельскохозяйственных науки с другими, а вот так, чтобы собрать все шесть академий и посвятить научную сессию такому действительно важнейшему, в катастрофическом состоянии находящемуся вопросу, как здоровье и образование детей, такого еще не было. В пленарных докладах была представлена, грустная, к сожалению, но объективная картина того, что представляет собой наше общество с точки зрения подрастающего поколения, молодежи, и как мы теряем многие ценнейшие интеллектуальные и физические силы, страдает экономика страны, оборонный потенциал, национальная независимость и мощь государства.

И сегодня настал момент, когда необходимо консолидироваться для того, чтобы попытаться собрать воедино наши усилия и предложить комплекс мер. У нас разработаны национальные проекты, связанные с образованием и здоровьем, жильем и это очень хорошая инициатива
Президента Путина. Проекты эти начали работать, но их надо явно дорабатывать, учитывая и мнение научного сообщества, особенно касаясь проблемы подрастающего поколения. Мы привыкли к расхожему «дети — цветы жизни», «дети — наше будущее» и так далее. Тогда почему же мы так легкомысленно относимся к демографическим прогнозам, почему не боремся, начиная с истоков — с детского, подросткового возраста с таким позорным явлением, например, что средняя продолжительность жизни у нас для лиц мужского пола — это 58 лет. Это позор для страны и позор для планеты.

Я надеюсь, что нам удастся выработать некие консолидированные решения, с тем чтобы привлечь внимание всех — и федеральных властей и региональных и муниципальных, и медицинских кадров, научной общественности и других общественных организаций в стране.

Президент Российской академии образования Николай Никандров в процессе разговора выделил несколько основных моментов, характеризующих проблемы российского образования:

— За последние несколько лет на 30—50 процентов были повышены расходы на образование. Это огромные средства. При любом предварительном большом более или менее стабильном финансировании это позволило бы решить массу проблем. Но это не может произойти по одной простой причине: ведь эти средства добавляются к тому состоянию, что было в 90 годы, в течение которых наука и промышленность финансировались на настолько позорном уровне, что это не может не влиять и сейчас.

Поэтому нужно понять, что можно быстро решить какую-либо проблему на научном уровне, но практика требует гораздо большего времени и гораздо большего финансирования, нежели фундаментальные исследования. Поэтому добиться воплощения научных достижений в практическую деятельность гораздо труднее, зачастую из-за проблемы финансирования.

Если говорить о Болонском процессе, то с одной стороны, безусловно, позитивный момент — увеличение академической мобильности, но с другой стороны есть опасности, например, в том, что для многих специальностей собственно уровень специалиста изымается и остается только бакалавр и магистр, что совершенно не соответствует российской традиции, и советской, и российской постсоветской.

ЕГЭ — это на самом деле взято из-за рубежа, но я просто хочу напомнить, что очень давно эта идея была высказана и в России, еще в начале XX века министром просвещения Иваном Толстым. В его книге есть идея ЕГЭ, то есть идея, чтобы о приеме в вуз думали не сами вузы, а комиссии, создававшиеся в различных губерниях России, по единой стратегии оценивали бы школьников и решали — быть ему студентом или не быть. То есть идея эта была давно, и я считаю, что это, в принципе, здоровое преобразование.

Представители академий наук в рамках научной сессии не только обозначали основные проблемы, связанные со здоровьем детей, но и предлагали возможные и вполне осуществимые варианты их решения. Разработок, которые способны помочь в решении этих проблем на практике, масса, однако отсутствие материальной базы не позволяет воплотить их все в жизнь. Национальные проекты, определенно, свидетельствуют о внимании государства к социальной сфере, однако ожидаемый эффект от таких мер появится лишь по прошествии немалого периода времени. А нашему образованию и здравоохранению на данном этапе развития требуются более радикальные меры и, очевидно, более быстрые темпы. Здоровье детей — это здоровье нации, её право на дальнейшее существование. Поэтому благополучие детей, их правильное развитие, необходимо рассматривать не иначе как один из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, национальной безопасности страны.

Президент Российской академии наук, академик Юрий Осипов выказал уверенность в том, что проведение столь представительного академического форума поможет найти подходы к решению многих актуальных проблем. Безусловно, то, что российская наука по-прежнему находится на очень высоком уровне и демонстрирует потрясающую сплочённую работу, заставляет поверить в светлое будущее страны.

Исходная статья: Вузовский вестник №21 от 13.11.06
Авторы:  Светлана Додонова, Светлана Дорошенко