«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.11.2006

Отчет о Национальном проекте «Здоровье»

Ориентация отечественной системы здравоохранения на развитие стационарной медицинской помощи привела к недофинансированию первичной медико-санитарной помощи, в том числе к недостаточной обеспеченности участко­выми врачами, низкой оснащенности поликли­ник диагностическим оборудованием, не позво­ляющей оказывать качественную медицинскую помощь.

Следствие этого - рост хронических и запущенных заболеваний, что в свою очередь приводит к высоким уровням госпитализаций и вызовам скорой медицинской помощи.

Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Меры, направленные на развитие первичной медицинской помощи, призваны повлиять на своевременное выявление и предуп­реждение многих заболеваний.

Кроме того, значительное число граждан не могут получить необходимую дорогостоящую (высокотехнологичную) медицинскую помощь из-за отсутствия эффективного механизма ее финансирования, а также из-за ограниченности бюджетных средств. Цель национального приори­тетного проекта в сфере здравоохранения - сделать дорогостоящую (высокотехнологичную) помощь доступной как можно большему числу граждан.

За счет каких средств предполагается реализовать проект?

Реализация проекта в 2006 году осущест­вляется из средств федерального бюджета и госу­дарственных внебюджетных фондов в соответс­твии с федеральными законами — от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», от 22 декабря 2005 года № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования» и от 22 декабря 2005 года № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социаль­ного страхования на 2006 год». На реализацию мероприятий проекта предусмотрены в 2006 году денежные средства в объеме 88,4 млрд. рублей.

Не приведут ли дополнительные федеральные «вливания» в здравоохранение к простому замещению финансирования из региональных и муниципальных бюджетов?

Средства федерального бюджета, выде­ленные на первоочередные меры в сфере здравоохранения, не просто помощь муниципаль­ному здравоохранению на текущие нужды. Это целевые ресурсы, которые направлены на решение приоритетных государственных задач. Минздравсоцразвития России заключает согла­шения между федеральным центром и регионами, в которых будут определены «встречные обязательства» территорий по уровню финансирования здравоохранения, обеспечению целевого исполь­зования выделяемых средств, обеспечении взаи­модействия при реализации данного проекта

Основные ожидаемые результаты проекта:

    повышение престижа труда медицин­ских работников первичного звена здравоох­ранения, в участковую службу должны прийти молодые квалифицированные специалисты;

    первичная медицинская помощь станет более доступной и качественной;

    повысится квалификация участковых врачей (13 848 переподготовленных специалис­тов за два года);

    амбулаторно-поликлинические учреж­дения будут оснащены необходимым диагности­ческим оборудованием, а значит, снизятся сроки ожидания диагностических исследований;

    будут поставлены в регионы 12 120 новых машин «скорой помощи», вследствие чего повысит­ся оперативность работы службы «скорой помощи»;

    будет   организована   дополнительная бесплатная иммунизация населения;

    будет организовано массовое обследо­вание новорожденных детей на наследственные заболевания;

    благодаря строительству новых меди­цинских центров снизятся сроки ожидания и повысится доступность дорогостоящей (высо­котехнологичной) медицинской помощи, осо­бенно для жителей удаленных районов;

• будет обеспечена прозрачность очереди на получение высокотехнологичной помощи за счет введения системы «листов ожидания».

Основные проблемы проекта

    Укомплектованность поликлиник вра­чами составляет 56%, коэффициент совмести­тельства — 1,45, 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет.

   Износ   медицинского   оборудования, санитарного автотранспорта — 65%.

   Оснащенность медицинских учрежде­ний диагностическим оборудованием недоста­точна, что значительно увеличивает срок ожи­дания диагностических исследований.

• Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих (высокотехнологичных) видах медицинской помощи составляет   17-22,5%. Финансирование    оказания   дорогостоящих (высокотехнологичных)   видов медицинской помощи составляет около 30% от необходимого объема.

   Недостаточное финансирование наци­онального календаря прививок (1,8 млрд. руб.) в части вакцинации против гепатита В, красну­хи и полиомиелита для детей группы риска.

   Недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни: 15% от потребности.

Оплататрудамедицинских работников, занятыхвреализациинационального проекта«Здоровье»
 

Почему участковым врачам-терапевтам, педиатрам и врачам общей (семейной) практики увеличили заработную плату в первую очередь?

Низкая эффективность отечественной системы здравоохранения во многом результат того, что в последнее время она была ориенти­рована на развитие стационарной медицинской помощи в ущерб первичным до госпитальным медицинским услугам. Результатами этого структурного перекоса стали недостаточная обеспеченность участковыми врачами, низкая оснащенность поликлиник диагностическим оборудованием. Эти факторы существенно снизили качество оказания первичной медицинской помощи, что привело к высокому уровню хронических  и запущенных заболеваний, к инвалидизации населения. Меры, направленные на развитие первичной медицинской помощи, призваны повлиять на своевременное выявление и пре­дупреждение многих заболеваний

Будет ли заработная плата врача зависеть от объемов и качества выполненной им работы? Какие предполагаются критерии оценки деятель­ности?

Приказом Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2005 года № 816 были утверждены Методические рекомендации по оформлению в 2006 году трудовых отношений между участко­выми врачами-терапевтами, педиатрами, вра­чами общей практики (семейными врачами) и работающими с ними медицинскими сестрами и учреждениями здравоохранения муниципаль­ных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутс­твии — соответствующими учреждениями здра­воохранения субъекта Российской Федерации), без учета критериев объема и качества. В даль­нейшем предполагается совершенствование оплаты труда медицинских работников с учетом результатов деятельности. Отработка этих меха­низмов предполагается при оплате труда врачей — узких специалистов за дополнительную дис­пансеризацию.

Как будет меняться заработная плата врачей-специалистов в поликлиниках?

Для увеличения уровня оплаты труда врачей-специалистов, работающих в первич­ном звене здравоохранения, будут привлече­ны средства Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 7,0 млрд. руб­лей за оказанную медицинскую помощь рабо­тающим гражданам, а также 3,9 млрд. рублей, направляемых на проведение дополнительной диспансеризации. Кроме того, запланировано увеличение уровня оплаты труда путем индекса­ции первого разряда Единой тарифной сетки
 

Профессиональнаяподготовкаи переподготовкаврачей, занятых в реализациинациональногопроекта «Здоровье»
 

Каким образом будет осуществляться под­готовка участкового врача-терапевта, педиат­ра, врача общей (семейной) практики ?

При наличии у врача основных специ­альностей «Терапия», «Педиатрия» для занятия должности участкового врача-терапевта, педи­атра необходимо пройти цикл повышения ква­лификации продолжительностью от 72 до 144 часов. Врачам других специальностей необходи­мо пройти профессиональную переподготовку в объеме не менее 500 часов аудиторных занятий.

Где можно пройти повышение квалифика­ции?

Повышение квалификации, профессио­нальную переподготовку можно пройти в обра­зовательных учреждениях высшего и допол­нительного профессионального образования, имеющих лицензию на право образователь­ной деятельности по программе дополнитель­ного образования по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Там, где нет образовательных учреждений, подготовка участковых врачей-терапевтов, педиатров и врачей общей прак­тики будет проводиться путем направления в учебные учреждения, расположенные в сосед­них субъектах Российской Федерации. Также предполагается организация учебными учреж­дениями выездных циклов.

Нужно ли будет врачу платить собствен­ные средства за повышение квалификации?

Нет. Повышение квалификации, профес­сиональная переподготовка будут проводиться за счет средств федерального бюджета. В 2006 году на эти цели предусмотрено 200 млн. руб., в 2007 году — 300 млн. руб. Указанные средства будут распределены среди образовательных учреждений высшего и дополнительного про­фессионального образования по результатам открытого конкурса.

Какие документы будут получать специ­алисты, прошедшие повышение квалификации, профессиональную переподготовку?

Специалисты, прошедшие циклы повы­шения квалификации, будут получать доку­менты государственного образца о повышении квалификации, а в случае профессиональной переподготовки — диплом о профессиональ­ной переподготовке. По личному заявлению специалист может быть допущен к сдаче экза­мена на сертификат специалиста, при этом он должен представить соответствующие доку­менты (копии трудовой книжки, диплома, документов, подтверждающих дополнитель­ное профессиональное образование по специальности).

Сколько врачей общей практики, участковых врачей-терапевтов, педиатров планируется под­готовить в 2006 и 2007 годах?

В 2006 году — 4818 участковых врачей-тера­певтов и педиатров и 1500 врачей общей практики.

В 2007 году — 6030 участковых врачей-тера­певтов и педиатров и 1500 врачей общей практики.