«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.10.2006

Наука и государство: каждый сам по себе

Почему национальные проекты не обеспечиваются научными основами? По следам Научной сессии Российских академий наук, имеющих государственный статус.

Раньше я думал, что только национальные проект "Образование" не имеет научно-педагогического обоснования, и его политическая составляющая преобладает над собственно профессиональной. Оказывается, это общая беда и других нацпроектов, объявленных в нашем государстве приоритетными.

Сегодня состоялось примечательное событие - открылась двухдневная научная сессия шести Российских академий наук, имеющих государственный статус. Вот эти академии: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Российская академия художеств (РАХ).

Тема сессии "Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства". На пленарном заседании, которое проводилось в Колонном зале Доме Союзов в Москве, выступили президенты академий, а также главный санитарный врач страны.

Доклады сильно отличались друг от друга. Одни президенты перечисляли свои достижения (Романенко Г.А., РАСХН; Кудрявцев А.П., РААСН), другие приводили весьма тревожные диагностические данные о ситуации со здоровьем детей, социальными рисками. Удачную, на мой взгляд, попытку "спасти мир красотой" предпринял президент РАХ Церетели З.К., который продемонстрировал слайды со своими произведениями из камня и бронзы в разных странах. Он же предложил создать на базе государственных и общественных академий всемирную академию. Единственное, между прочим, инновационное предложение, которое я услышал за весь первый день научной сессии шести академий.

Проблема обнажилась во время пресс-конференции, на которой представители СМИ могли задать свои вопросы всем президентам. Михаил Иванович Давыдов –президент РАМН, поведал журналистам о своем многомесячном безуспешном диалоге с министром здравоохранения и социального развития, о том, что министерство считает медицинскую науку затратной сферой, не опирается на её потенциал. Само же министерство в его сегодняшнем виде он назвал "уродом", поскольку структурно в него включили не только здравоохрану, но и социальные и прочие службы.

Журналистская братия из газет "Известия", "Труд", "Поиск" и др. активно снимала и записывала всё, что говорили академические лидеры. Я решил воспользоваться своим положением главного редактора Интернет-журнала "Эйдос" и задал уважаемым президентам вопрос, связанный с причинами отсутствия научного обоснования приоритетных национальных проектов и путями решения этой проблемы.

Например, проблемы и цели, прозвучавшие в докладе президента РАО Н.Д.Никандрова, а он говорил о воспитании, социальных рисках, почти никак не связаны с тем, что происходит в ходе реализации национального проекта "Образование". Почему? Только ли это связано с чиновниками, которые не всегда должным образом относятся к научному обоснованию своих действий? Ведь для любой науки и ученых мало разработать новшество, нужно ещё обеспечить процесс его внедрения, причем, учитывая все факторы, в том числе и бюрократические.

Президент РАМН М.И.Давыдов ответил, что нацпроект "Здоровье" готовился минздравом келейно, без какого-либо взаимодействия с Российской академией медицинских наук. А чтобы обосновывать свои решения, минздрав создал свою собственную научную структуру. Президент РАО Н.Д.Никандров, отвечая на мой вопрос, вспомнил опыт взаимодействия РАО и Правительства РФ в 2001 году, когда в Кремле на совещании была принята Концепция перехода к 12-летней школе, но самого перехода не произошло, поскольку общество этого новшества не приняло.

Из ответов президентов РАМН и РАО следует, что чиновники либо не хотят взаимодействовать с наукой, либо это взаимодействие далеко не всегда приводит к успеху. В любом случае решения этой проблемы сегодня нет.

А о том, что проблема взаимодействия науки и соответствующих ведомств существует, говорит тот факт, что на данную научную сессию не пришел с выступлением ни один официальный чиновник! Казалось бы, кто как не они должны были бы проявить самый пристальный интерес к "научным основам и научному сопровождению развития в 2007 и последующих годах национальных приоритетных проектов в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечения доступного жилья с целью формирования здорового поколения россиян" - именно так называлось пленарное заседание, где выступали президенты шести (!) академий.

Как и почему образовался такой разрыв между учёными и чиновниками? Не берусь охватить все истоки этой проблемы, но попробую назвать некоторые из них.

Во-первых, академическая наука в России, явление довольно уникальное. Во многих других странах академий, созданных по нашему образцу нет. Там наука сосредоточена, главным образом, вокруг университетских центров, а не обособлена в отдельных институтах. В научной концентрации наша сила, хотя сегодня эта сила несколько поутратила свой потенциал. Наша академическая самобытность воспринимается в обществе и в среде управленцев неоднозначно. Известна борьба РАН за свой статус, место в государственном переустройстве.

Во-вторых, я считаю, что вина самой науки в том, что она не занимается в должной мере разработкой прикладной инноватики, т.е. науки, которая в каждой предметной сфере исследовала бы закономерности и процессы внедрения и освоения новшеств. Данная проблема отражается и в характере планирования научных исследований в академических институтах, в их отрыве от жизненных реалий, в формальном отношении к ежегодным отчетам.

В третьих, назову низкий уровень организации и ведения научных исследований. Во время данной сессии я побывал на секции, которая называлась "Научные основы внедрения современных информационных технологий обучения и воспитания". Больше трёх докладов я выслушать не смог, поскольку их содержание было откровенно скучным и далеким от действительно актуальных проблем информатизации образования. Какое например, отношение, к этой секции имеет доклад с названием "Сельская школа и социальное развитие села", в котором даже не прозвучало слов об "информационных технологиях обучения"?

Я совсем не против обсуждения проблем сельской школы, наоборот, недавно сам об этом писал заметки. Но зачем и для чего нужно было включать такой доклад в эту секцию? В тоже время, многих действительно актуальных и ключевых проблем в работе сессии даже не заявлено. Всё это свидетельствует о недостаточно профессиональном отношении к организации и содержанию научной работы. А отсюда и соответствующее отношение к науке чиновников, да и части общества.

Еще у меня сложилось впечатление, что одной из причин проведения данной сессии явилась попытка академий консолидировать свои усилия в лице опасности потери своего статуса. Причина понятная и оправданная. Но опять-таки одной этой причины недостаточно. Нужно, прежде всего, актуальное содержание собственно самой научной работы. А это необходимо готовить. К моему удивлению, на столь солидном форуме не было даже роздано тезисов докладов - ни президентов академий, ни выступающих на секциях. Зато объявить торжественный ужин организаторы не забыли...

Проблема "отделения науки от государства" как водится, не имеет однозначного виновника. Не только чиновники-бюрократы являются причиной бедственного положения науки и её игнорирования на государственном уровне. Как спрашивала одна журналистка на пресс-конференции: "Если вы такие умные, то почему не такие богатые?" Видно ума нам ещё предстоит набираться. И первым шагов следует признать, что того ума, что у нас сегодня есть, недостаточно. Жизнь в современном мире требует изменений от науки, в том числе от педагогической науки. Каких? Об этом я предполагаю в скором времени написать в своей "Хронике бытия".


Исходная статья: Центр дистанционного образования «Эйдос»
Авторы:  А.В. Хуторской, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член Международной педагогической академии