«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Дети в поле зрения академиков

Впервые за всю историю отечественной науки в Москве прошла совместная сессия шести академий, имеющих государственный статус. В течение двух дней ученые Российской академии наук. Российской академии медицинских наук. Российской академии образования (РАО), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств обсуждали вопрос, вынесенный на повестку дня: "Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства". Каждое из этих научных сообществ представило свое видение проблемы и свой возможный вклад в воспитание, образование и улучшение состояния здоровья и условий жизни маленьких граждан России.

С приветствием в адрес сессии обратился Президент РФ В.В. Путин: "Интеллектуальная элита страны, представители ведущих научных школ собрались для обсуждения чрезвычайно важной, волнующей российское общество темы здоровья, гармоничного развития и воспитания подрастающего поколения. Убежден, что работа научной сессии вызовет заинтересованное внимание и широкий общественный резонанс, а ее решения и рекомендации будут востребованы на практике".

В своем вступительном слове президент РАН академик РАИ Ю.С. Осипов подчеркнул, что особое значение имеет научное обоснование современных и адекватных подходов к проблеме здоровья и образования детей, преломление этих проблем в свете национальных приоритетных государственных проектов, призванных улучшить качество жизни нашего населения. Сессия была инициирована и организована руководством Российской академии медицинских наук. Пленарное заседание открыл президент РАМН академик РАН и РАМН М.И. Давыдов:

— Несмотря на героические усилия наших педиатров и скоординированные действия многих научных школ, большая часть детей имеет тяжелейшие функциональные и органические расстройства, приобретая их в детском возрасте и закрепляя в виде хронических болезней на выходе из школы. Каковы же причины высокого уровня заболеваемости и детской инвалидности? Это - медленное внедрение современных технологий для выявления ранних стадий заболевания, слабое оснащение педиатрических ЛПУ, недостаточная сеть учреждений восстановительного лечения для детей и низкий уровень состояния здоровья родителей, что является основным фактором.

Повышенная утомляемость, перегрузка учебными программами, недостаточное питание и масса других негативных факторов, влияющих на здоровье школьников, требуют незамедлительной корректировки. Прямую угрозу представляют распространенность курения и употребления алкоголя среди школьников. В Ю— 11 лет курят 17% подростков и употребляют алкоголь до 39%, к 15— 17 годам их число возрастает до 73%. К 30 годам эти люди становятся инвалидами и тяжелыми "хрониками". Социальные последствия ухудшающегося состояния здоровья школьников, снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и военного потенциала общества и государства — это сегодня, заметил М.И. Давыдов, одна из самых важных проблем, требующих глубокого обсуждения, ибо несет в себе угрозу безопасности и самому существованию нации.

В заключение президент РАМН отметил важность комплексного решения наиболее актуальных вопросов детского здравоохранения, при этом система организации образовательного процесса должна способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Выступление президента РАО академика РАО Н.Д. Никандрова было посвящено рискам и возможностям воспитания и социализации в современной России. Каналы социализации, пояснил выступающий, очень разнообразны: массовая культура, доступная всем, телевидение, улица с ее рекламой, радио, книжный рынок и, конечно, образование, включающее воспитание и обучение. Заметные трудности в деле воспитания достойных граждан связаны прежде всего с быстрым изменением ценностей жизни после известных событий 90-х годов. Освещение многих вопросов нашей истории в разных учебниках различно, а та свобода, с которой современный российский учитель может отбирать и интерпретировать материал, немыслима была ни ранее у нас, ни теперь в тех же США. В этой ситуации невозможно говорить о воспитании гражданского патриотического сознания парода как целостного субъекта.

Ученые РАО сделали вывод, что есть ряд посылов, которые негативно влияют на социализацию и воспитание, и в то же время усиленно пропагандируются с помощью технологии радио и телевидения. Это идея о всевластии денег и о легкости применения насилия, сексуальная тематика, дегероизация прежней жизни и ее осмеяние, неуважение к уходящим поколениям и к своей истории. Следствием являются разрушение семьи, рост социального сиротства и проституции. Надо признать груз этих проблем, реальность угроз и принять адекватные меры. Первая из них — усиление гуманитарной составляющей образования и патриотическая направленность воспитания.

Н.Д. Никандров призвал проявить политическую волю и ввести цензуру по мотивам нравственности, давно уже существующую во всех так называемых цивилизованных странах. Он также считает необходимым принятие общенациональной программы "Воспитание и социализация".

О современных достижениях аграрной науки и ее роли в обеспечении здорового питания детей говорил на сессии президент РАСХН академик РАСХН Г.А. Романенко. Известно, что нерациональное питание, медленное внедрение новых форм организации школьного питания усугубляют негативные факторы, влияющие на формирование патологических процессов в детском организме: нарушение физического и умственного развития, сниженный иммунитет, частые простуды, заболевания желудочно-кишечного тракта. Индустрия детского питания, ее научное обеспечение должны рассматриваться как одно из приоритетных направлений В национальных проектах. Тревожит тот факт, что в настоящее время происходит снижение объемов производства отечественных детских продуктов. ГА. Романенко в качестве примера привел случай, когда в качестве сырья для производства детского питания используют морковь, привезенную из Латинской Америки, в то время как учеными РАСХН выведены сорта этих корнеплодов с рекордным содержанием каротина.

Президент РААСН академик РААСН А.П. Кудрявцев считает, что сегодня нужны новые принципы пространственной организации «мира детей» , в том числе и детей-инвалидов. Необходимо проектировать многофункциональные школьные комплексы, имеющие перекрытые внутренние дворы (атриумы), которые предоставляют возможности для общения, игровых и спортивных мероприятий. И несколько таких школ уже введены в эксплуатацию, но пока это отдельные примеры. Необходимы новые стандарты детских учреждений, разработанные совместными усилиями наших академий. Такая среда обитания обеспечит оптимальное духовное и физическое развитие детей. Важнейшим вопросом остается безопасность учреждений для детей. Но наши научные разработки, констатировал А.П. Кудрявцев, часто остаются невостребованными, хотя известно, в каком плачевном состоянии находится множество школьных зданий в стране; особенно удручающее впечатление производят сельские школы.

Вопрос обучения в сельских школах затронул в своем выступлении и главный государственный санитарный врач России академик РАМН ГГ. Онищенко. Выступая перед академиками с докладом о санитарно-эпидемиологическом благополучии детей и подростков, он негативно отозвался о преждевременной и часто необоснованной ликвидации сельских школ. Такие "мероприятия" практически повсеместно привели к учебе в две и даже три смены в укрупненных школах, что конечно же негативно отразилось на здоровье учеников.
Состоялось семь секционных заседаний, среди них хотелось бы отметить некоторые: "Научные основы укрепления здоровья детей" — под председательством директора Научного центра здоровья детей РАМН академика РАМН АА. Баранова (кстати, именно в эти дни ему был вручен орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени); "Научные основы обеспечения безопасных условий жизнедеятельности детей" — под руководством академика РАМН В.В. Зверева и академика РААСН А.В. Кузьмина.

Большой интерес вызвали и "круглые столы", проведенные в рамках сессии: "Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов", "Среда обитания как фактор, формирующий физическое и нравственное здоровье детей" и «Здоровое питание — здоровые дети».

Прошедшая сессия убедительно показала, что без использования достижений фундаментальной науки невозможно решать важнейшие государственные задачи, в том числе и такие, как реализация национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства, обеспечения доступного жилья, а также выход России из демографического кризиса. Кроме того, она явилась очередной попыткой научного сообщества наладить диалог с правительством, предложив свою помощь в научном сопровождении проектов, предлагаемых властью. Каждая из шести академий, принявших участие в сессии, может внести свой вклад в воспитание, образование и улучшение здоровья детей нашей страны.


Исходная статья: Медицинский вестник (377), 25 октября 2006 г.
Авторы:  Надежда Стлурина