«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.10.2006

Ученые России озабочены здоровьем подрастающего поколения

Два дня в Москве, в Доме Союзов проходила научная сессия шести академий РФ, имеющих государственный статус. Необходимость совместного заседания академиков страны появилась в процессе реализации национальных приоритетных проектов, способных привести к серьезным положительным изменениям в жизни населения России. И с точки зрения академического сообщества оно может оказать серьезное влияние на те процессы, которые происходят в стране, и тем самым оказать поддержку государству, Правительству и Президенту России в решении назревших проблем общества.

Тема обсуждения научной сессии «Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства» выбрана не случайно. Она продиктована заботой о подрастающем поколении как одной из важнейших задач государственной политики. В докладах академиков Михаила Давыдова, Юрия Осипова, Николая Никандрова, Александра Кудрявцева, Геннадия Онищенко, Зураба Церетели, представителей министерств РФ, руководителей ведущих научно-исследовательских институтов и центров страны шла речь об инновационных образовательных концепциях, программах детского отдыха и досуга, о рациональных диетах и сберегающих здоровье технологиях, прошедших проверку в ряде регионов страны, о среде обитания, влияющей на здоровье и воспитание подрастающего поколения.

Как выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося! От начальных классов к старшим продолжает расти доля хронических заболеваний, переходящих с возрастом в хроническую патологию. За период с 1995 по 2005 годы в структуре хронических болезней подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения, удельный вес которых увеличился вдвое. В 4,5 раза возросла доля хронических болезней нервной системы и психической сферы. По данным Психологического института Российской академии образования, в школу в настоящее время приходят 20 процентов детей с нарушениями психического здоровья. К концу обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60 процентов.

Российские ученые, проводя анализ функциональных нарушений среди нынешних подростков и их сверстников 90-х годов, отмечают существенные изменения в здоровье, которые произошли за 10 лет. Скажем, распространенность расстройств сердечно-сосудистой системы у школьников возросла втрое и выявляется у каждого второго подростка!

Инфекционные болезни и обострение хронических заболеваний носят сезонный характер и тесно связаны с учебным процессом, когда происходит значительное ухудшение состояния здоровья в связи с резкой переутомляемостью, вызванной учебным процессом. За прошедшее десятилетие у нынешних школьников произошло заметное снижение силовых возможностей (почти в два раза). Исследователи отмечают как увеличение процента детей, имеющих дефицит массы тела, так и детей с избыточным весом. Вот почему теме здорового питания были посвящены многие выступления ученых, предлагавших создать федеральную целевую программу по обеспечению детей и подростков здоровым питанием в образовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства пищевых продуктов.

Научное сообщество, как отмечали выступающие, в состоянии обеспечить научные основы разработки, внедрения оценки эффективности массовых профилактических программ в современных условиях. Но для формирования здорового поколения страны, обеспечения ему успешной и благополучной жизни необходимо решить множество задач. Конечно же, на первом месте стоят здоровье и образование юных граждан России. Но не менее важно, чтобы они ощущали себя личностью в своей стране. А это возможно только тогда, когда будут обеспечены достойные условия проживания и когда они будут себя чувствовать хорошо не только физически, но и нравственно. Духовное начало — важнейшая форма воспитания детей и подростков.

Основой охраны и укрепления здоровья детей, их всестороннего культурного и художественного воспитания является развитие градостроительной науки. Насколько правильно и грамотно построены школы, сформированы рекреационные зоны, спланированы столовые и физкультурно-оздоровительные залы зависит развитие наших детей, уровень заболеваемости, их ежедневное самочувствие. Архитектура школьных зданий — одна из сложнейших тем, которая часто выпадает из практики проектирования и строительства.

В заключение научное сообщество в целом одобрило подготовленное президиумом сессии решение. Проведение столь представительного академического форума поможет найти подходы к решению многих актуальных проблем создания основы устойчивого развития российского общества, учесть соответствующие требования при реализации национальных проектов.


Исходная статья: Строительная газета (41) от 13 октября 2006
Авторы:  Кира Маринина