«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.10.2006

Дети - цветы жизни?

В Колонном зале Дома Союзов прошла научная сессия Академий РФ, имеющих государственный статус (Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии художеств), посвященная детям.

Ее название говорит само за себя: "Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства". С этим тезисом не поспоришь, однако президенты перечисленных академий на пресс-конференции нарисовали довольно грустную, но объективную картину происходящего в мире российского детства сегодня.

Надо сказать, что впервые российская наука в таком полном составе собирается вместе, чтобы обсудить проблемы, от которых все долгое время отмахивались, и привлечь к ним внимание государства и широкой общественности. Как сегодня живут наши дети, наше будущее, цветы нашей жизни? Что можно сказать о современном физическом и духовном развитии нового поколения, будущего нашей страны?

Вот что говорит сухая статистика. Среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося. Ухудшается здоровье учащихся младших классов. От начальных классов к старшим продолжает расти доля хронических заболеваний у детей, которые переходят потом в хроническую патологию. У девочек-старшеклассниц на ведущее место выходят хронические болезни женских тазовых органов, что раньше не отмечалось никогда.

По данным Психологического института РАО в школу в настоящее время приходят одна пятая детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до шестидесяти процентов. За прошедшее десятилетие в три раза выросла распространенность расстройств сердечно-сосудистой системы у школьников и выявляется у каждого второго подростка.

Современные шестилетки платят слишком высокую цену за поспешность взрослых, отдавших их учиться столь рано. Ведь уже на стадии дошкольного детства до половины детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а более, чем пятая часть - хронические заболевания. Разработанные к настоящему времени отечественные компьютерные средства обучения - электронные учебники, способствуют развитию зрительного и общего утомления школьников, большего по сравнению с чтением бумажных учебников. Медицинская наука говорит, что чрезмерная учебная нагрузка препятствует реализации возрастных биологических потребностей детского организма.

"На часах без пяти двенадцать. Часы тикают, стрелки двигаются. Если мы не примем кардинальных мер, то проиграем будущее", - отметил Николай Альфредович Платэ, вице-президент РАН. По его мнению, долголетняя драма России во многом связана с тем, что здравоохранение, наука и образование в глазах управленческих структур всегда считались иждивенческими сферами. А ведь именно в стенах академий разрабатываются уникальные технологии и комплексы для лечения детских онкологических заболеваний, создаются измерительная и диагностическая аппаратура. В институтах РАСХН, например, разрабатываются различные виды детского питания для больных детей (а только проблемами питания в России занимаются 23 института), но для производства необходимы государственные дотации.

Позором для страны назвал Президент РАМН Михаил Иванович Давыдов среднюю продолжительность жизни российских мужчин, которая составляет 58 лет. Десять миллионов матерей-одиночек в непростых условиях воспитывают детей, почти миллион сирот в стране, полтора миллиона человек ежегодно умирает от болезней, которые вполне излечимы. В стране больше нет фармацевтической промышленности. "РАМН была инициатором этой встречи, но все Академии готовы озвучить свои рекомендации. Медики, например, готовы вдвое снизить смертность от заболеваний при консолидированном подходе РАМН и Министерства здравоохранения. Ведь здоровье детей - здоровье нации. Надо создать семь-восемь профессиональных центров в стране и за три-четыре года решить проблему преждевременной смертности в России, - подчеркнул Давыдов. - Мы не должны забывать, что благополучие детей, их развитие определяют будущее нашей страны и во многом зависят от наших усилий. Времени на размышления почти не осталось".

Объединить силы и средства, создать координационные советы научного сопровождения национальных проектов, действовать сообща научным, общественным и государственным структурам - призывают участники встречи.


Исходная статья: ИнформНаука
Авторы:  Преснякова Ирина Васильевна