«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.10.2006

Через призму оптимизма

Академическое сообщество присмотрелось к проблемам подрастающего поколения.

В жизни отечественных академий, имеющих государственный статус, произошло уникальное событие - впервые за все годы существования состоялась их совместная научная сессия. Значимость этого события подчеркивалась и престижным местом, выбранным для заседаний, - Колонный зал Дома Союзов, и приветственными телеграммами от Президента России и председателей Государственной Думы и Совета Федерации.

Представителей Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств объединило обсуждение чрезвычайно важных, волнующих общество проблем. В повестке дня значилось: “Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства”.

Открывая заседание, президент РАН Юрий Осипов отметил, что острая демографическая ситуация в стране, катастрофическое положение с заболеваемостью, в том числе детской, низкие показатели здоровья, сложные проблемы в системе образования подрастающего поколения не могут оставаться вне поля зрения широкой общественности, без особого и постоянного внимания органов государственной власти. Главным должно стать научное обоснование современных и адекватных подходов к проблемам здоровья, воспитания и образования детей, преломление этих проблем через призму приоритетных национальных государственных проектов.

Все участники сессии, на которой, кстати, выступили президенты всех госакадемий, говорили о необходимости комплексного подхода к воспитанию, образованию и обеспечению здоровья детей. Простой пример: с конца 1990-х годов в мире стремительно развивается экономика знаний, предъявляющая повышенные требования к образованию. Откликаясь на них, школа и учебные заведения стремятся дать каждому ребенку современные знания, обновляют программы, вводят новые предметы и формы сдачи экзаменов, осуществляют компьютеризацию учебного процесса. Казалось бы, все правильно. Однако медики вопиют о том, что такие нагрузки непосильны для детей и негативно сказываются на их здоровье. Форсированная выработка у дошкольников готовности к обучению также ни к чему хорошему не ведет. Статистика свидетельствует: к окончанию школы более половины детей имеет ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.

Степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья детей зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но также и от методов, режимов и технологий обучения, от качества школьных помещений. В ходе сессии архитекторы неоднократно подчеркивали, что “стены учат и лечат”, а художники говорили о важности искусства в обеспечении нравственного и физического здоровья детей, привития вкуса к творчеству.

Представители сельхозакадемии в свою очередь отмечали: чтобы обеспечить здоровье детей, их просто необходимо кормить. По критериям Всемирной организации здравоохранения в России недоедает 30% населения, при этом самая страдающая группа - дети от 10 до 14 лет. Сбалансированное питание - один из основных факторов, обеспечивающих нормальное развитие подрастающего поколения. Детям, тем более больным, нужны специальные продукты питания. Что институты РАСХН в состоянии их разработать, сомнений нет. Однако без дотаций производить такое питание невыгодно.

Выступавшие на сессии медики убедительно показали, что здоровье человека закладывается в детстве. Поэтому именно здесь главное направление работы по изменению сложившейся в стране демографической ситуации.

Президент РАМН Михаил Давыдов, по инициативе которого во многом и была проведена эта сессия, в своем докладе отметил, что определенные заделы для решения этой проблемы в стране есть. Так, созданная учеными Российского онкологического центра им. Н.И.Блохина РАМН уникальная технология лечения врожденных или приобретенных злокачественные опухолей у детей дает положительный эффект в 80% случаев.

Перспективные наработки есть и в других госакадемиях, и если они будут востребованы, то в ближайшее время можно будет радикально изменить ситуацию. Например, за три-четыре года можно понизить показатель сверхсмертности российского населения, создать современную систему детского здравоохранения, решить проблему со школьным питанием, осуществить переход к созданию современных образовательных учреждений, поликлиник, детсадов, обеспечить разработку современных образовательных технологий и т.д.

Для решения этих вопросов, подчеркивали выступающие, требуется консолидация действий академических сообществ и власти, прежде всего в рамках национальных проектов.


Исходная статья: Поиск (41) от 13.10.2006
Авторы:  Игорь Горюнов