«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
25.10.2006

Строить пространство «мира детей»

5—6 октября 2006 года в Москве в Доме Союзов состоялась совместная научная сессия российских академий наук, имеющих государственный статус. Повестка дня: «Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства». Организаторами сессии были Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Российская академия художеств (РАХ).

Российские ученые впервые предприняли попытку столь масштабно и скоординированно обсудить состояние здоровья, физического и духовного развития подрастающего поколения нашей страны. Эта проблема является одним из важнейших факторов государственной политики. Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья, образования, среды обитания подрастающего поколения — приоритетная задача общества.

В рамках сессии состоялось широкое обсуждение основополагающих проблем развития отечественной науки с целью формирования здорового поколения и обеспечения его продолжительной и полноценной жизни.

На пленарном заседании председательствовал президент РАН, академик Ю. С. Осипов. С докладами выступили президенты отраслевых академий, академики А П. Кудрявцев (РААСН), М. И.Давыдов (РАМН), Н.Д. Ни-кандров (РАО), Г.А. Романенко (РАСХН), З.К.Церетели (РАХ), главный государственный санитарный врач, академик РАМН Г.Г.Онищенко.

В рамках сессии состоялись семь секционных заседаний и три «круглых стола».

Особое внимание участники сессии уделили научным основам сопровождения реализации приоритетных национальных проектов, роли и значению науки на современном этапе развития государства, в частности, для решения существующих проблем подрастающего поколения, научным предпосылкам выхода России из демографического кризиса и т. д.

В преддверии совместной научной сессии российских академий наук, имеющих государственный статус, президент РААСН А. П. Кудрявцев ответил на вопросы журналистов.

Строить пространство «мира детей»

— Научная сессия в таком масштабе, с участием всех отраслевых академий проводится впервые. Чем вызвана необходимость проведения данной сессии и как вы оцениваете роль РААСН в решении проблем, внесенных в повестку дня сессии?

— Сегодня особенно актуальной становится координация деятельности отраслевых академий в решении вопросов социально-экономического развития страны и комплексного научного сопровождения национальных проектов, связанных с доступным жильем, здравоохранением, образованием, сельским хозяйством. Нынешняя объединенная сессия рассматривает один из важнейших аспектов существования государства - здоровье и образование детей.

Роль Российской академии архитектуры и строительных наук, как мне кажется, исключительно высока.
Одна из главных задач архитектуры — это организация пространства для жизни человека.

Человек рождается, растет, воспитывается и получает образование в окружении, созданном руками архитектора и строителя. Создание условий для здоровья, образования, воспитания детей должно начинаться с создания материальной базы: родильных домов, детских садов, школ, интернатов, баз спорта и отдыха, домов творчества, больниц, санаториев, трудовых лагерей, — словом, всех составляющих среды, в которой живет ребенок.

Создание научных основ проектного дела, основанных на требованиях современной методики обучения, здравоохранения, эстетики, духовного воспитания, является приоритетным направлением работы нашей академии. И главным в этом процессе должна быть научно обоснованная государственная градостроительная политика, которая является фундаментом формирования всей жизненной среды человека и общества в целом.

— Какова роль РААСН в реализации национальных проектов? Могут ли ученые вашей отрасли помочь ходу развития этих проектов?

— Наиболее тесно мы связаны с национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Этот проект предполагает крупномасштабное строительство не только непосредственно жилища, но и всей инфраструктуры городов и населенных мест. Мы установили тесные контакты с Министерством регионального развития Российской Федерации. В январе этого года в академии прошла встреча с Министром В. А. Яковлевым по вопросам участия РААСН в научном сопровождении проекта, выраженном в его методическом обеспечении, разработке научных основ типологии доступного жилья и учреждений социального обслуживания, предложений по новым строительным конструкциям и материалам, решении вопросов ресурсо- и энергоэффективности, обеспечения безопасности. По итогам этой встречи было подготовлено и подписано Соглашение о сотрудничестве между РААСН и Минрегионразвития РФ, рассчитанное на два года.

Определенным образом мы можем соучаствовать и в научном сопровождении других национальных проектов, поскольку все они связаны с формированием пространственной среды жизнедеятельности, проектированием и строительством учреждений здравоохранения, образования, возрождением сельских населенных мест.

— Каким образом ученые РААСН могут способствовать решению проблем здоровья и образования детей?

— Попробуем разделить неразделимые в жизни «мир детей» и «мирвзрослых». «Мирвзрослых» — это промышленные и аграрные комплексы, предприятия, учреждения, среда отдыха, спорта, развлечений и т. д. «Мир детей» — это детские сады и ясли, школы, дома творчества, библиотеки, детские театры, загородные базы отдыха, стадионы, детские поликлиники и больницы и многое другое. Набор этих объектов, составляющих среду жизнедеятельности, почти полностью совпадает со «взрослыми», но все они имеют особую специфику — это для детей. А у детей свои потребности, своя психология, свои взаимоотношения, свои особенности организма. Отсюда необходимость внимательнейшим образом выявлять эту специфику и воплощать ее в проектах и постройках для детей.

Сегодня нужны новые принципы пространственной организации «мира детей», важно помнить о детях-инвалидах, чье будущее во многом зависит от среды обитания, ее доступности и комфортности. Нужно, к примеру, проектировать многофункциональные школьные комплексы, имеющие перекрытые внутренние дворы, дающие прекрасные возможности для общения, игровых и спортивных мероприятий для школьников. Такие сооружения смогут взять на себя функции прежних дворовых пространств. Некоторые примеры уже можно назвать, в частности новые школьные комплексы в Иркутске (автор — член-корреспондент РААСН Е. И. Григорьева), общеобразовательная школа на ул. Щепкина и школа искусств в Выхине в Москве (автор — академик РААСН К. С. Шехоян), но пока это еще частные примеры.

Необходимы новые стандарты детских учреждений, обеспечивающие оптимальное духовное и физическое развитие детей. Нужна новая современная типология зданий и сооружений для детей. В РААСН уже разработана аналитическая ведомственная целевая программа на 2006— 2010 годы «Формирование архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, биосферно-совместимой и благоприятной для человека и общества», на основе которой строятся наши планы научно-исследовательских работ, и вопросы формирования среды для детей органично входят в ее состав.

— Как вы оцениваете роль российской науки на современном этапе с позиций ученых вашей отрасли?

— Роль науки (и не только российской) всегда была и остается высокой, ибо именно наука является основным двигателем прогресса. Другое дело, что далеко не всегда работа ученых оценивается и обществом, и государством. Наши научные разработки частенько остаются невостребованными несмотря на то, что могут дать положительный социальный и экономический эффект. Например, это касается разработок в области строительного материаловедения, ресурсо-и энергоэффективности.

Для их реализации нужно время, а предприниматели и промышленники хотят все получить «здесь и сейчас». Вот поэтому мы надеемся, что долгосрочные программы социального и экономического развития, в частности национальные проекты, дадут возможность полноценно реализовать научные разработки.

Статус ученого сегодня, несомненно, ниже, чем он этого достоин. Достаточно скупо оцениваются работы ученых как в финансовом отношении, так и в отношении престижа. Поэтому наука «стареет», молодежь не очень охотно идет в науку, гораздо веселее и престижнее отправиться на «Фабрику звезд». Думаю, что эта проблема волнует руководителей нашего государства, во всяком случае, сейчас делаются попытки повысить эффективность науки.

Получится ли это — время покажет. Будем надеяться.


Исходная статья: «Строительный экспресс» №1 октябрь 2006
Файл:  Загрузить