«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
25.10.2006

Организация пространства для детей - одна из задач архитектуры

В Колонном зале Дома Союзов в Москве 5-6 октября 2006 г. прошла научная сессия академий РФ, имеющих государственный статус. Тема сессии «Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства». Организаторами сессии выступили Российская академия наук (РАН), Российская академия образования (РАО), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Российская академия художеств (PAX). Впервые научное сообщество предприняло попытку системно и масштабно взглянуть на состояние физического и духовного развития подрастающего поколения. Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья, образования, среды обитания подрастающего поколения -приоритетная задача общества.

Задачи, которые поставлены национальными проектами «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., требуют скоординированной работы научных коллективов, образовательных, лечебных и оздоровительных учреждений, органов государственной власти, общественных организаций. Значительная часть исследований, проводимых учеными РФ, используется для решения проблем охраны здоровья обучающихся детей и подростков, для поиска адекватных решений по строительству и реконструкции образовательных учреждений, организации учебного процесса, для обеспечения учащихся здоровым питанием. Эти темы прозвучали в докладах академика РАО, президента РАО Н.Д. Никандрова, академика РАН и РАМН, президента РАМН М.И. Давыдова, академика РАСХН, президента РАСХН Г. А. Романенко, академика РААСН, президента РААСН А.П. Кудрявцева, академика PAX, президента РАХ З.К. Церетели, главного государственного санитарного врача, академика РАМН Г.Г. Онищенко и др.

Юное поколение — основа процветания страны. Основная цель научной сессии — наладить диалог с Правительством, предложить помощь в улучшении ситуации, связанной с реализацией национальных проектов.
Известно, что здоровье юного поколения формируется под влиянием факторов среды обитания. Эта взаимосвязь — здоровье детей — среда образовательного учреждения приобретает особую актуальность в настоящее время. Связано это не только с неблагополучным состоянием здоровья детей и подростков в России, но и с инновационными процессами, происходящими в образовании.

Ситуация в нашей стране, связанная с числом беспризорников и детей, лишенных родителей, приближается к ситуации времен гражданской войны. Большое количество детей страдают различными заболеваниями. По данным Психологического института РАО, в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%.
В Российской академии образования на протяжении многих десятилетий ведутся исследования по изучению факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье детей и подростков в условиях школьного обучения, разрабатываются рекомендации по их преодолению. К сожалению, в последние годы происходят процессы идеологического раскрепощения педагогической науки, средств массовой информации и культуры, которые мотивируются содержанием п. 4 и 5 ст. 29 Конституции РФ: «…4.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Однако зачастую забывается положение п. 3 ст. 55 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Исполнение этих статей Основного закона РФ позволит, по мнению академика Н.Д. Никандрова, снизить риски социализации молодежи в современной России.

Дети России, их психическое и нравственное здоровье, их полноценное образование — приоритетная тематика РАО. В современном мире к образованию предъявляются качественно новые требования. На передний план выдвигается способность самостоятельно думать, принимать непростые решения, свободно и оперативно ориентироваться в экспоненциально растущем потоке информации, уметь эффективно использовать возможности современной техники и современных информационных технологий.

Безусловно, для формирования здорового поколения страны на первом месте стоят здоровье и образование ЮНЫХ граж- С докладом выступает президент дан РОССИИ, но почувствовать себя личностью молодой человек сможет тогда, когда ему будут обеспечены достойные условия проживания, когда он будет чувствовать себя хорошо физически и нравственно.

Здоровье и образование детей — одна из важных тем, которую разрабатывает Российская академия архитектуры и строительства. В докладе президент РААСН А.П. Кудрявцев отметил, что это не случайно. Организация пространства для жизни человека — это одна из основных задач архитектуры. Человек рождается, растет, воспитывается и получает образование в созданном руками архитектора и строителя окружении. Можно вспомнить замечание принца Чарльза — архитектура наших [британских] лечебных зданий могла бы сыграть гораздо большую роль в процессе излечения.

Мир детей — это не только дом, где он живет. Это и детские сады и ясли, школы, дома творчества, библиотеки, детские театры, базы отдыха, стадионы и спортивные площадки, детские поликлиники и больницы, кинотеатры, театры и многое другое. У детей свои приоритеты, своя психология, свои взаимоотношения, особенности организма. Отсюда следует необходимость при проектировании зданий и сооружений для детей учитывать эти особенности.

Создание научных основ проектного дела, учитывающих требования современной методики обучения, здравоохранения, эстетики, духовного воспитания, являются приоритетными направлениями работы РААСН. И основой этого, по мнению А.П. Кудрявцева, должна быть научно обоснованная государственная градостроительная политика, которая является фундаментом формирования всей жизненной среды человека и общества в целом. Необходимы новые стандарты детских учреждений, современная типология зданий и сооружений для детей. Особое внимание необходимо уделить пространственной организации детских учреждений, предназначенных для детей-инвалидов, чье будущее во многом зависит от среды обитания, ее доступности и комфортности.

Одним из направлений, которое реализует новые принципы типологии, по убеждению академика А.П. Кудрявцева, является проектирование многофункциональных школьных комплексов, имеющих перекрытые внутренние дворы (атриумы), которые предоставляют отличные возможности для общения, игровых, спортивных и культурных мероприятий и позволяют взять на себя функции прежних дворовых пространств.
Некоторые примеры реализации такого рода проектов приведены на фото. Важно отметить, что для их возведения не всегда требуется создание специальных материалов, конструкций и узлов. Например, школа в г. Химки (Московская обл.) выполнена из индустриальных элементов. Зачастую планировочными решениями и дизайном можно значительно преобразить традиционную архитектуру.

Образ самодостаточного городка возникает не только при взгляде со стороны на муниципальную общеобразовательную школу № 1329 в Тропарево-Никулино (Москва), но и получает подтверждение, когда попадаешь внутрь школьного комплекса. Изрезанность его плана является следствием разведения различных функциональных блоков вокруг композиционного и смыслового центра — атриума. В проекте выделены горизонтальные блоки — начальная школа, старшие классы, блок специализированных кабинетов и наличие автономного спортивного блока. Одновременно спортом могут заниматься четыре класса. Важным социальным аспектом архитектуры этой школы является наличие приспособлений для инвалидов, специальные лифты, подъемники в бассейне. Замысел архитектора в том, чтобы дети научились понимать: инвалид не пария, а такой же человек. Спецификой примененных материалов в проекте является использование дерева в интерьере, конструкциях и на фасаде здания. Площадь застройки 6,5 тыс. м2; общая площадь 19,4 тыс. м2. Школа рассчитана на 720 мест.

Разработка новых стандартов детских учреждений, обеспечивающих оптимальное духовное и физическое развитие детей, новой типологии зданий и сооружений находится в сфере научной деятельности РААСН. Разработана аналитическая ведомственная целевая программа на 2006 — 2010 гг. «Формирование архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, биосферно-совместимой и благоприятной для человека и общества», на ее основе строятся планы научно-исследовательских работ, и вопросы формирования среды для детей органично входят в ее состав, заявил академик А.П. Кудрявцев.

Важнейшим вопросом остается безопасность детских учреждений. Хотя статистика за последние три года показывает, что количество пожаров в образовательных учреждениях сократилось на треть, а гибель детей — в четыре раза, проблемы безопасности остаются актуальными.

Совершенствования требует научное прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций, технология проведения аварийно-спасательных работ, анализ рисков и управления чрезвычайными ситуациями, подготовка специалистов и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и многое другое.

Необходим новый этап в обеспечении безопасности как самого человека, так и образовательных учреждений в целом, т. е. необходима разработка концепции обеспечения безопасности объектов системы профессионального образования, а также целевой программы предупреждений и защиты от чрезвычайных и кризисных ситуаций. Все это планируется в рамках федеральной целевой программы «Безопасность образовательных учреждений» на 2006 — 2010 гг. и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы на 2006 — 2008 гг.», эффективная реализация которых возможна, по мнению А.П. Кудрявцева, на базе максимального использования научного потенциала вузов и академий, имеющих государственный статус.

Вопросы научных основ безопасности и устойчивого развития городов и поселений как основа здоровья индивидуума и коллектива, современные проблемы обеспечения безопасности дошкольных и школьных учреждений, роль доступного жилья в укреплении российской семьи, принципы организации социальной инфраструктуры города для комфортного проживания жителей и воспитания детей, проблемы и перспективы строительства детских учреждений и их комплексов в г. Москве, актуальные формы участия академического сообщества в повышении качества университетского образования и много других тем были затронуты на секционных заседаниях.

Решение накопившихся в сфере образования, здравоохранения, градостроительства и обеспечения детей и подростков здоровым питанием в образовательных учреждениях, достижение целей образовательной политики, определенных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., требуют скоординированной и системной работы коллективов образовательных, медицинских учреждений, органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. Научный потенциал академий, имеющих государственный статус, позволяет обеспечить научные основы сопровождения развития национальных проектов с целью формирования здорового поколения россиян, выхода России из демографического кризиса.


Исходная статья: «Строительные материалы» 10(Архитектура 7)
Авторы:  И.В. Козлова, канд. физ.-мат. наук
Файл:  Загрузить