«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
13.10.2006

Национальный проект «Здоровье» на ФППОП ММА им. И.М.Сеченова

Алексеева Екатерина ИосифовнаОдним из основных принципов Всемирной Федерации Медицинского Образования на этапе послевузовского образования является непрерывное профессиональное развитие врача. Оно длится на протяжении всей профессиональной жизни; является профессиональным обязательством каждого врача; проводится по типу самоподготовки и обучения на практике; направлено на усовершенствование опыта и знаний отдельного врача.

В связи с реформированием медицинского образования, в частности его послевузовского этапа Приказом ректора Р-275 и решением Ученого Совета от 25 октября 2005 г. в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова организован факультет послевузовского профессионального образования педиатров. Клинической базой факультета является Научный центр здоровья детей РАМН - ведущее педиатрическое учреждение страны. Наличие в НЦЗД РАМН 15 клинических отделений, клинико-диагностического центра, отделения стационарзамещающих технологий позволяет обеспечить подготовку педиатров по различным направлениям в педиатрии.

Основной целью организации факультета является повышение качества медико–санитарной помощи детям за счет совершенствования системы послевузовского профессионального образования педиатров, в частности участковых педиатров, что является одним из направлений национального проекта «Здоровье».

Из выступления В. Путина: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены. Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».

«Особое внимание считаю необходимым уделить развитию первичного медицинского звена, первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения. Мы обязаны существенно снизить распространенность инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции и других, ввести новые программы медицинского обследования новорожденных». «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет, и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России».

Результативность и эффективность работы, направленной на достижение главной цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения – повышение доступности и качества медицинской помощи населению Российской Федерации - в значительной степени определяется кадровым потенциалом отрасли.

В связи с этим, включение в план основных мероприятий по реализации проекта в сфере здравоохранения блока «Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, педиатров участковых» является обоснованным и крайне необходимым.

С целью выполнения основных мероприятий сетевого графика по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по блоку «Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, педиатров участковых» Министерством здравоохранения и социального развития РФ совместно с территориальными органами управления здравоохранения, ректорами подведомственных образовательных учреждений проведена серьезная организационно-методическая работа:

  • каждый субъект Российской Федерации закреплен за образовательным учреждением высшего или дополнительного профессионального образования;
  • разработаны и утверждены планы-графики проведения циклов тематического усовершенствования на 2006 год (всего 1150 циклов, в том числе выездных - 350);
  • определены объемы потребностей субъектов в повышении квалификации и переподготовке врачей-специалистов на 2006 год;
  • определено количество молодых специалистов, заканчивающих в 2006 году клиническую ординатуру по специальностям «терапия» (662), «педиатрия» (405), «общая врачебная практика» (167) и интернатуру по терапии (1717) и педиатрии (1265), а также проведена агитационная работа по привлечению их на работу в учреждения первичного звена здравоохранения;
  • cформированы рабочие группы, с включением в их состав сотрудников органов управления здравоохранением, образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов с целью организации и контроля за кадровым обеспечением приоритетного национального проекта «Здоровье»;
  • определены ответственные лица за дополнительное образование участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики в органах управления здравоохранением субъектов РФ;
  • организована работа по разъяснению основных положений реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения среди руководителей и работников лечебно-профилактических учреждений.
Была разработана конкурсная документация и объявлен открытый конкурс среди 44 аккредитованных образовательных учреждений высшего и 7 образовательных учреждений дополнительного профессионального образования Росздрава на размещение государственного задания на 2006 год на подготовку 6318 врачей, в том числе: 4818 - по специальностям «Терапия», «Педиатрия» и 1500 - по «Общей врачебной практике» (семейной медицине).

Предполагается, что комплекс проведенных организационно-методических мероприятий позволит:

  • повысить уровень укомплектованности учреждений первичного звена здравоохранения врачебными кадрами и средним медицинским персоналом в 2006-2007 годах до 85%;
  • снизить коэффициент совместительства до 1,1;
  • увеличить до 27-30% число специалистов первичного звена здравоохранения, повысивших квалификацию, дополнительно к числу, предусмотренному учебно-производственными планами учреждений системы дополнительного профессионального образования;
  • привлечь молодых специалистов, обладающих современным уровнем знаний к профессиональной деятельности в первичном звене здравоохранения, в том числе в сельской местности.

В рамках реализации Национального проекта «Здоровье» работают две кафедры факультета послевузовского профессионального образования педиатров ММА им. И.М.Сеченова:
Кафедра педиатрии с курсом детской ревматологии (зав. кафедрой академик РАМН, профессор А.А.Баранов) и кафедра педиатрии (зав. кафедрой профессор О.К. Ботвиньев).

Кафедрами были разработаны программы циклов повышения квалификации для участковых педиатров, где учитывались особенности работы врачей поликлинического звена (наблюдение за детьми первого года жизни, диспансеризация, вакцинация, проблемы закаливания и др.). В расписание занятий были включены вопросы диагностики и тактики ведения в амбулаторных условиях детей с некоторыми наследственными и врожденными болезнями (муковисцидоз, галактоземия, адрено-генитальный синдром, целиакия, фенилктонурия, гипотиреоз).

В сентябре проведено два сертификационных цикла.

Детская городская поликлиникаКафедра педиатрии с курсом детской ревматологии проводила сертификационный цикл повышения квалификации продолжительностью 144 часа на базе детской городской поликлиники № 4 г. Белгорода. На цикле обучались 24 участковых врача-педиатра.

Все курсанты были обеспечены учебно-методической литературой, в том числе «Клиническими рекомендациями Книгапо педиатрии» и «Руководством по амбулаторно-поликлинической педиатрии», которое было подготовлено Союзом педиатров России под редакцией председателя Исполкома Союза педиатров России - академика РАМН А.А. Баранова специально для врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

В работе цикла принимали участие сотрудники ГУ НЦЗД РАМН - ведущие специалисты в различных Книгаобластях педиатрии (неонаталогия, пульмонология, гастроэнтерология, неврология, нефрология, ревматология, диетология) и организации здравоохранения. С курсантами проводились практические, семинарские занятия, читались лекции.

Все занятия на цикле проходили при активном участии слушателей цикла. Несмотря на утвержденный план работы, приходилось дополнительно включать некоторые темы занятий по просьбе курсантов. ПедиатрыТак дополнительно была прочитана лекция по современной профилактике и лечению рахита. Педиатры активно делились с преподавателями своими проблемами, обсуждали тактику амбулаторного ведения пациентов с различными болезнями. Сотрудники кафедры консультировали больных.

Кафедра педиатрии проводила цикл повышения квалификации в г. Москве для 45 участковых врачей-педиатров из различных округов Москвы на базе ДКБ №9.

В плане работы ФППО педиатров по Национальному проекту «Здоровье» - три цикла повышения квалификации. Выездные циклы для участковых педиатров Калужской области (09.10.06-20.10.06) и Московской области (15.11.06-04.12.06) будет проводить кафедра педиатрии (зав. кафедрой - профессор О.К. Ботвиньев). Для участковых педиатров г. Москвы (16.10.06-11.11.06) на базе ГУ НЦЗД РАМН цикл будет проводить кафедра педиатрии с курсом детской ревматологии (зав. кафедрой – директор ГУ НЦЗД РАМН, академик РАМН, профессор А.А. Баранов).