«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Ребенок с рождения – творец

Здоровье и образование детей – одна из важных проблем, которую разрабатывает Российская Академия архитектуры и строительства.

 

И это не случайно. Среди множества задач архитектуры - организация пространства для жизни человека. Человек рождается, растет, воспитывается и получает образование в окружении, созданном руками архитектора и  строителя. Принц Чарльз - не архитектор, но тонкий наблюдатель, заметил однажды, что архитектура наших лечебных зданий могла бы сыграть гораздо большую роль в процессе излечения.

Ребенок рождается творцом и начинает свою сознательную жизнь с попыток освоения окружающего пространства. Его первые игрушки - кубики, с помощью которых он воспроизводит виденное. Детское творчество - эти неумелые, на взгляд взрослых, рисунки, которыми ребенок «покрывает» все, что попало, безусловно, можно рассматривать как шалость. Но можно и по-другому: как начало пути к самостоятельному взгляду на мир, как начало творчества. А начало творчества - это начало нравственного воспитания. Основатели педагогики - древние греки - были уверены, что практические знания без поддержки нравственными - бесплодны.

Архитекторы давно и достаточно успешно делают попытки подхватить и развить то, что «от Бога». Так, в МАРХИ есть школа архитектурного развития для детей начальных классов и дошкольников с образной аббревиатурой «ШАР». Аналогичные центры есть при всех 52 высших архитектурных школах России. В конце минувшего тысячелетия Организацией Объединенных Наций была принята «Декларация тысячелетия», которую подписала и Россия. Согласно этой декларации все страны обязались обеспечить хотя бы начальным образованием всех детей своей страны. Как известно, в нашей стране не только есть дети, не охваченные никаким образованием, но и сотни тысяч беспризорников. А когда-то наша страна по уровню образованности была безусловным мировым лидером.  Мощным воспитательным средством всегда считалось эстетическое просвещение, качество среды в процессе образования и воспитания.

Мир детей - это детские сады и ясли, школы, дома творчества (бывшие дворцы пионеров), библиотеки, детские театры, загородные базы отдыха (летние лагеря), стадионы и спортивные площадки, детские поликлиники и больницы, кинотеатры, театры и многое другое. Все они имеют особую специфику -  «для детей». А у детей свои приоритеты, своя психология, свои взаимоотношения, свои особенности организма. Отсюда необходимость внимательнейшим образом определять эту специфику и отражать ее в проектах и постройках для подрастающего поколения.. Сегодня нужно проектировать многофункциональные комплексы, имеющие возможности трансформации в зависимости от изменений в учебном процессе. Необходимы новые стандарты детских учреждений, обеспечивающие оптимальное духовное и физическое развитие детей, и такие стандарты могли бы быть разработаны совместными усилиями наших Академий. Нужна новая современная типология зданий и сооружений для детей.

Важнейшим вопросом остается безопасность учреждений для детей. И хотя статистика за последние три года показывает, что количество пожаров в образовательных учреждениях сократилось на треть, а гибель детей - в четыре раза, проблемы безопасности по-прежнему остаются актуальными.

Совершенствования требуют вопросы научного прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций, технологии проведения аварийно-спасательных работ, анализа рисков и управления чрезвычайными ситуациями, подготовки специалистов и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, определения ущербов от чрезвычайных ситуаций, размеров компенсаций пострадавшим, и многие другие..

Необходим новый этап в обеспечении безопасности как самого человека, так  и образовательных учреждений в целом. Речь идет о разработке концепции и обеспечении безопасности объектов системы профессионального образования, а также целевой программы предупреждений и защиты от чрезвычайных и кризисных ситуаций. И все это - в рамках федеральной целевой программы «Безопасность образовательных учреждений» на 2006-2010 годы и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы на 2006-2008 годы», эффективная реализация которых возможна на базе максимального использования научного потенциала вузов и РАН,  государственных отраслевых академий.

 

Исходная статья: Материал предоставлен РААСН .