«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
13.10.2006

Интервью с Президентом РАХ академиком З.К. Церетели

Научная сессия в таком масштабе, с учетом всех отраслевых Академий проводится впервые. Чем вызвана необходимость проведения данной сессии, и как Вы оцениваете роль вашей Академии в ней? Ваши ожидания... 

- Мне представляется очень важным проведение подобного масштабного мероприятия именно с участием всех отраслевых Академий. У всех наших организаций есть, не просто, что сказать, но и конкретные предложения. Ведь каждая из Академий – это особый мир, свои традиции, особая история. Весь накопленный опыт, все полезное, что выработано талантами России за века, этот колоссальный опыт необходимо применять на практике. Важно понять, что из этого опыта актуально для сегодняшнего дня.

Я думаю, что подобные научные сессии должны были проводиться раньше, мы много потеряли, что отчасти сдали позиции по многим вопросам, в чем-то слишком пассивны. Для эффективной работы необходимо профессиональное взаимодействие ведущих учреждений науки страны. Это полезно в первую очередь нам всем, подобное сотрудничество обогащает деятельность каждой из Академий. Только так можно прийти к выработке конкретных решений. Поэтому от предстоящей сессии я жду, безусловно, положительных результатов. Само по себе ее проведение – уже в определенном смысле завоевание.

Роль Вашей Академии в реализации Национальных проектов. Какой вклад могут внести ученые Вашей отрасли? Могут ли они помочь ходу развития проектов? Каким образом?

«Культура – это так же, как воздух: это основа нашей жизни, это- то, на чем строится все здание нашей государственности» - не раз звучало в обращениях Президента В.В.Путина. К сожалению, культура сегодня не является основной идеей существующих национальных проектов, хотя, на мой взгляд, и меня в этом поддержат большинство деятелей культуры и искусства страны, именно искусство, его духовность и чистота способны объединить людей независимо от их социальной и конфессиональной принадлежности. Можно привести массу примеров благотворного воздействия, обращения людей к светлым идеалом средствами искусства – и литература, и театр, и изобразительное искусство, и телевидение и радио, все это играет колоссальную роль, влияет на умы миллионов. Важно, что мы закладываем в сознание людей!

Через искусство, через понимание его глубинных процессов происходит воспитание, молодому человеку прививаются мировые ценности, этические нормы, которые должны быть в сердце каждого. Например, мною была создана скульптурная композиция, посвященная борьбе против СПИДа, как личный вклад в борьбу против страшного заболевания средствами искусства. По всему деятелями культуры проводится масса культурных и благотворительных акций, направленных не только на помощь в лечении, но и на предупреждение – то есть воспитание людей, внедрение понятий бытовой культуры с помощью искусства.

Я рад, что открытие монумента, посвященного борьбе против международного терроризма 11 сентября 2006 годапривлекло внимание многих людей. Все, что я услышал на открытии, множество откликов, которые я получил в процессе работы, убеждает меня, что средствами искусства можно многое сказать, многим помочь людям.

 

Тема «Научной сессии – «Здоровье и Образование детей – основа устойчивого развития Российского общества и государства». Почему для Вашей Академии актуальна эта проблема?

Здоровье и образование детей просто не может не быть актуальной проблемой, это общечеловеческая задача. Если же говорить о Российской академии художеств, то для нас этот вопрос основополагающий.

Российская академия художеств, которой в 2007 году исполниться 250 лет, изначально создавалась как образовательное заведение. С течением лет старейшее российское учреждение культуры приобрело множество новых функций, а ее деятельность – государственный масштаб. Сегодня Российская академия художеств является высшей государственной творческо-научной организацией России, вокруг которой сосредоточены лучшие творческие силы страны. Вместе с тем, образование, как и прежде, остается главнейшим аспектом ее многоплановой деятельности.

Сегодня в структуре Академии действуют два крупнейших в России художественных вуза – Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, два лицея – Московский академический художественный лицей и Санкт-Петербургский государственный академический лицей им. Б.В.Иогансона, ряд творческих мастерских, рассчитанных на дальнейшее обучение в них лучших выпускников академических вузов, аспирантура, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств в Москве, Научно-исследовательский музей в Санкт-Петербурге. Деятельность музейно-выставочных комплексов Академии в Москве также напрямую связана с образованием молодежи. Структура Российской академии художеств выстроена таким образом, чтобы действовал очень важный для получения полноценного и эффективного образования принцип: «школа-институт-наука». Работа по организации и совершенствованию системы художественного образования сегодня одно из главных направлений деятельности Академии.

«Школа» вбирает в себя не только комплекс профессионально-технических навыков, но и такой важнейший аспект, как развитие личности. Не случайно, на ранних этапах существования российской художественной школы ученики именовались «воспитанниками». Так было в Петербургской академии художеств и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. О воспитании художника, формировании его личности говорили старейшие мастера-педагоги, стоявшие у истоков возрождения художественного образования в первой половине ХХ века. Вспомним, как по велению императрицы Екатерины II на здании Академии в Санкт-Петербурге было начертано: «Архитектура», «Скульптура», «Живопись» и «Воспитание». И это особенно важно. Без сохранения нравственных традиций и воспитания уникальная система российской художественной школы потеряет смысл и будет обречена на исчезновение.

Как Вы оцениваете демографическую ситуацию, и каким образом научные разработки Ваших ученых могут повлиять в целом на проблему?

К сожалению, существует распространенное мнение, что искусство – это нечто второстепенное и служит лишь для украшения жизни. При этом почему-то забывают, что искусство во все времена было органичной частью жизни. Самые первые изображения носили культовый характер. С их помощью люди пытались повлиять на обстоятельства жизни. Даже относительно недавно, в советские времена, искусство служило действенным способом в формировании мировоззрения. Если говорить о традициях, на которые опирается российская живопись или скульптура, то это, прежде всего, традиции высоких нравственных идеалов. Поэтому я уверен, произведения искусства могут и должны помогать современному человеку в обретении истинных жизненных ориентиров, призывать его к добру, к чистоте. Если у молодого человека нет гармонии в душе, он не сможет создать полноценную семью и воспитать достойных детей.

Как Вы оцениваете роль российской науки на современном этапе (с позиций ученых Вашей отрасли)? Статус ученого сегодня?

Наше отечественное изобразительное искусство и искусствоведение сегодня – это уникальные многолетние традиции и фундаментальный подход. Нам важно сохранить все то, чем мы по праву можем гордиться. Вместе с тем, перед высшей школой и наукой сегодня стоит множество вопросов, связанных с условиями современной быстротекущей жизни, которые мы стараемся по возможности решать. В числе основных задач активизация учебно-творческих и научных процессов, преодоление пассивного отношения к преподаванию и учебе, активное освоение новых технологий и материалов, новейших способов создания изображения, поиск возможностей практически реализовать полученные навыки, формирование надежной материально-технической базы.