«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
13.10.2006

Интервью с президентом РААСН А.П. Кудрявцевым

1. Научная сессия в таком масштабе, с участием всех отраслевых Академий проводится впервые. Чем вызвана необходимость проведения данной сессии, и как Вы оцениваете роль вашей Академии в ней? Ваши ожидания…

Сегодня особенно актуальным становится координация деятельности отраслевых академий в решении вопросов социально-экономического развития страны и комплексного научного сопровождения крупных государственных программ. Примером этому могут служить приоритетные национальные проекты, связанные с доступным жильем , здравоохранением, образованием, сельским хозяйством. Тематика этих проектов впрямую ложится на деятельность отраслевых академий: жилище - РААСН, здравоохранение - РАМН, образование - РАО, сельское хозяйство - РАСХН. Нынешняя объединенная сессия рассматривает один из важнейших аспектов существования государства - здоровье и образование детей. По существу, эта тема представлена во всех национальных проектах. Появилась возможность изучить объективную картину, выработать согласованные решения.

Роль Российской академии архитектуры и строительных наук, как мне кажется, исключительно высока.

И это не случайно. Одна из главных задач архитектуры - это организация пространства для жизни человека. Человек рождается, растет, воспитывается и получает образование в окружении, созданном руками архитектора и строителя. Создание условий для здоровья, образования, воспитания детей должно начинаться с создания материальной базы: родильных домов, детских садов, школ, интернатов, баз спорта и отдыха, домов творчества, больниц, санаториев, трудовых лагерей - словом всех составляющих среды, в которой живет ребенок. Создание научных основ проектного дела, основанных на требованиях современной методики обучения, здравоохранения, эстетики, духовного воспитания являются приоритетным направлением работы нашей Академии. И главным в этом процессе должна быть научно обоснованная государственная градостроительная политика, которая является фундаментом формирования всей жизненной среды человека и общества в целом.

Мы ожидаем, что в дальнейшем скоординированная работа наших академий в формировании среды жизнедеятельности человека и общества будет систематической и даст положительный результат.

2. Роль Вашей Академии в реализации Национальных проектов.  Какой вклад могут внести ученые Вашей отрасли? Могут ли они помочь ходу развития этих проектов? Каким образом?

Наиболее тесно мы связаны с национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Этот проект связан со значительным строительством не только непосредственно жилища, но и всей инфраструктурой городов и населенных мест. Мы установили тесные контакты с Министерством регионального развития Российской Федерации. В январе этого года в Академии прошла встреча с Министром В.А. Яковлевым по вопросам участия РААСН в научном сопровождении проекта, выраженном в его методическом обеспечении, разработке научных основ типологии доступного жилья и учреждений социального обслуживания, предложений по новым строительным конструкциям и материалам, решении вопросов ресурсо- и энергоэффективности, обеспечения безопасности. По итогам этой встречи было подготовлено и подписано Соглашение о сотрудничестве между РААСН и Минрегионразвитя РФ, рассчитанное на два года.

Определенным образом мы можем соучаствовать и в научном сопровождении других национальных проектов, поскольку все они связаны с формированием пространственной среды жизнедеятельности, проектированием и строительством учреждений здравоохранения, образования, возрождением сельских населенных мест.

3. Тема Научной сессии - «Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития Российского общества и государства».  Почему для Вашей Академии актуальна эта проблема?

Попробуем разделить неразделимые в жизни «мир детей» и «мир взрослых». «Мир взрослых» - это промышленные и аграрные комплексы, предприятия, учреждения, среда отдыха, спорта, развлечений и т.д. «Мир детей» - это детские сады и ясли, школы, дома творчества, библиотеки, детские театры, загородные базы отдыха, стадионы, детские поликлиники и больницы и многое другое. Набор этих объектов, составляющих среду жизнедеятельности почти полностью совпадает со «взрослыми», но все они имеют особую специфику - это для детей. А у детей свои потребности, своя психология, свои взаимоотношения, свои особенности организма. Отсюда необходимость внимательнейшим образом выявлять эту специфику и воплощать ее в проектах и постройках для детей. Сегодня нужны новые принципы пространственной организации «мира детей», важно помнить о детях-инвалидах, чье будущее во многом зависит от среды обитания, ее доступности и комфортности. Нужно, к примеру, проектировать многофункциональные школьные комплексы, имеющие перекрытые внутренние дворы, что представляет отличные возможности для общения, игровых и спортивных мероприятий для школьников и позволяет взять на себя функции прежних дворовых пространств. Некоторые примеры уже можно назвать, в частности, новые школьные комплексы в Иркутске (автор - член-корреспондент РААСН Е.И. Григорьева), общеобразовательная школа на ул. Щепкина и школа искусств в Выхино в Москве (автор - академик РААСН К.С. Шехоян), но пока это еще частные примеры. Необходимы новые стандарты детских учреждений, обеспечивающие оптимальное духовное и физическое развитие детей. Нужна новая современная типология зданий и сооружений для детей. Все это находится или должно находиться в сфере основных направлений научной деятельности РААСН. Нами уже разработана аналитическая ведомственная целевая программа на 2006-2010 годы. «Формирование архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, биосферно-совместимой и благоприятной для человека и общества», на основе которой строятся наши планы научно-исследовательских работ, и вопросы формирования среды для детей органично входят в ее состав.

4. Как Вы оцениваете демографическую ситуацию, и каким образом научные разработки Ваших ученых могут повлиять в целом на проблему?

Здесь трудно быть оригинальным. Всем известно, что смертность в стране превышает рождаемость, а число пенсионеров постоянно увеличивается по сравнению численностью трудоспособного населения. Как мы можем на это повлиять? Надо улучшать условия жизни людей, а они могут быть улучшены путем создания цивилизованной среды жизнедеятельности в городах и селах. Активное участие в этой работе - главная цель Академии и ее членов. Как это сделать - об этом я говорил выше.

5. Как Вы оцениваете роль российской науки на современном этапе (с позиций ученых Вашей отрасли)? Статус ученого сегодня?

Роль науки (и не только российской) всегда была и остается высокой, ибо именно наука является основным двигателем прогресса. Другое дело, что далеко не всегда  работа ученых оценивается и обществом, и государством. Наши научные разработки частенько остаются невостребованными несмотря на то, что могут дать положительный социальный и экономический эффект. Например, это касается разработок в области строительного материаловедения, ресурсо- и энергоэффективности. Для их реализации нужно время, а предприниматели и промышленники хотят все получить «здесь и сейчас». Вот поэтому мы надеемся, что долгосрочные программы социального и экономического развития, в частности, национальные проекты дадут возможность полноценной реализации научных разработок.

Что касается статуса ученого сегодня, то он, несомненно, ниже, чем этого достоин. Достаточно скупо оценивается работа ученого как в финансовом отношении, так и в престижности. Поэтому наука «стареет», молодежь не очень охотно идет в науку, гораздо веселее и престижнее отправиться на «фабрику звезд». Думаю, что эта проблема волнует руководителей нашего государства, во всяком случае сейчас делаются попытки повысить эффективность науки. Получится ли это - время покажет. Будем надеяться.