«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.10.2006

Интервью с президентом Российской академии образования, академиком РАО Н.Д. Никандровым

1. Научная сессия в таком масштабе, с участием всех отраслевых Академий проводится впервые. Чем вызвана необходимость проведения данной сессии, и как Вы оцениваете роль Вашей Академии в ней? Ваши ожидания...

− Проведение научной сессии такого масштаба с участием РАН и всех отраслевых академий вызвано, с одной стороны, возрастанием роли науки в жизни общества, и , соответственно, необходимостью консолидации научных сил России.

2. Роль вашей Академии в реализации Национальных проектов. Какой вклад могут внести ученые Вашей отрасли? Могут ли они помочь ходу развития этих проектов? Каким образом?

− Российская академия образования была создана для научного обеспечения процессов развития образования в нашей стране. Сегодня к образованию предъявляются качественно новые требования. На передний план выдвигается способность самостоятельно думать, принимать непростые решения, свободно и оперативно ориентироваться в экспоненциально растущем потоке информации, уметь эффективно использовать возможности современной техники и современных информационных технологий. А это означает, что традиционная задача нашей академии − научное обеспечение развития образования − наполняется новым содержанием, что выдвигает соответствующие требования к тематике фундаментальных и прикладных исследований, к учебникам и технологиям обучения и воспитания. Реализуя эти задачи, ученые нашей Академии могут оказать существенную помощь в реализации национального проекта «Образование».

3. Тема Научной сессии − «Здоровье и образование детей − основа устойчивого развития Российского общества и государства». Почему для Вашей Академии актуальна эта проблема?

− Дети России, их здоровье, причем не только физическое, но и психическое, нравственное и, наконец, их полноценное образование вся эта проблематика была и остается приоритетной для нашей Академии.

4. Как Вы оцениваете демографическую ситуацию, и каким образом научные разработки Ваших ученых могут повлиять в целом на проблему?

− Демографическая ситуация в России внушает серьезные опасения и об этом в последнее время говорилось с самых высоких трибун. Вместе с тем я далек от того, чтобы считать нынешние неблагоприятные тенденции необратимыми. Кстати говоря, опыт ряда регионов, где серьезно и ответственно занимаются проблемами семьи и детства, говорит о возможности исправления демографической ситуации. В Российской академии образования на протяжении многих десятилетии ведутся исследования по возрастной физиологии, по изучению факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье детей и подростков в условиях школьного обучения, разрабатываются рекомендации по преодолению их воздействия.

5. Как вы оцениваете роль российской науки на современном этапе (с позиций ученых Вашей отрасли)? Статус ученого сегодня...

− К сожалению, в последние годы наряду с процессами идеологического раскрепощения педагогической науки, роста сил творческой педагогики имели место заметное ухудшение материального положения педагогов-исследователей, снижение социального статуса ученого. Ослаб приток молодежи в педагогическую науку, а это, в свою очередь, способно негативно повлиять на качество российского образования. Будущее − за всесторонне образованными, энергичными и творческими людьми, и поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы образование и наука оставались приоритетной заботой общества и государства. Это требует мер и материального, и морального поощрения, всесторонней поддержки ученых.

Николай Дмитриевич Никандров