«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
09.10.2006

Программа действует

Реализация инновационной образовательной программы началась в ММА в июле 2006 г. (после подписания 28 июня 2006 г. договора с Федеральным агентством по образованию).

Программа инновационной образовательной деятельности, разработанная Московской медицинской академией, - комплексна. Совершенствование инноваций будет осуществляться по всем направлениям (учебный процесс, управление качеством образования, а также образовательным процессом, информатизация, ресурсное обеспечение деятельности, наука, интеграция образования, науки и практики).

Ее стратегической целью является приведение системы медицинского и фармацевтического высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда: создание механизмов устойчивого развития образования; интеграция в европейское образовательное пространство.

Инновационная образовательная программа академии сформирована на основе принципов стратегического менеджмента. При этом ее результаты нацелены на практическую отдачу, т.е. предполагается, что инновации, разработанные в рамках программы, будут оперативно внедрены в образовательную деятельность академии.

Внимания заслуживает механизм управления программой. Он подразумевает создание в вузе нескольких уровней контроля за результативностью реализации, постоянный мониторинг соответствия текущих показателей определенным нормативам, формирование механизма корректировки тактики реализации программы с учетом изменяющейся социально-экономической ситуации и соответствующих потребностей. Реализация инновационной образовательной программы началась в ММА в июле 2006 г. (после подписания 28 июня 2006 г. договора с Федеральным агентством по образованию).

Содержание инновационной образовательной программы направлено, прежде всего, на формирование в вузе конкурентной образовательной среды, что позволит максимально приблизить качество образования к реальным потребностям экономики, общества и государства.

Первоначально была создана дирекция по управлению программой как функциональное подразделение академии. В ее состав вошли проректоры и начальники отделов академии, Основные задачи дирекции - анализ соответствия нормативов (целевых показателей) программы существующим условиям развития внешней среды; анализ промежуточных результатов реализации программных мероприятий и подготовка предложений по их уточнению на краткосрочную и среднесрочную перспективу; выявление проблем, возникающих в ходе реализации, и подготовка предложений по их устранению; ежегодный анализ соответствия нормативов и достигнутых результатов. В сферу деятельности дирекции также входят подготовка прогнозов эффективности реализация программы на краткосрочную и среднесрочную перспективу; подготовка ежегодных предложений по корректировке программных целях достижения обозначенных стратегических целей и оптимального финансирования. В случае необходимости дирекция подписывает соглашения (договоры) о намерениях подведомственных академии организаций, предусматривающие финансирование за счет средств внебюджетных источников; разрабатывает и реализует сетевой план координации работ по реализации инновационной образовательной программы академии: организует размещение в электронном виде на сайте ММА, а также в газете "Медицинская академия" информации о ходе и результатах реализаций программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств.

В состав дирекции входят преподаватели, ученые и врачи, имеющие достаточный уровень знаний в таких областях, как образование, медицина, фармация и др., представители ведущих медицинских и фармацевтических учреждений, общественных, в том числе молодежных, объединений. Состав дирекции и регламент ее работы утверждает ректор академии.

При дирекции были сформированы 5 рабочих групп, основная задача которых - отбор наиболее перспективных и приоритетных тем конкретных инновационных проектов, координация работ факультетов. Также при ней была создана комиссия по приемке работ. Основная функция комиссии - проведение внешней и внутренней экспертизы проектов, выполненных творческими коллективами ММА.

Полностью разработана и утверждена нормативная база управления инновационной образовательной программой, состоящая из 26 документов. Дирекция проводит еженедельно заседания, на которых планируются работы на неделю, координируется процедура выполнения проектов.

В июле были сформированы первые 45 творческих коллективов. Они приступили к работе 11 июля и к началу сентября полностью выполнили задания по проектам.

• Запланированы новые образовательные курсы для обучающихся в системе высшего и дополнительного профессионального образования по темам: "Профессиональный курс русского языка для выпускников зарубежных вузов, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования ММА". "Новая образовательная программа по стоматологии", "Технология информационного поиска в Интернете для проведения научных исследований", "Управление качеством фармацевтической деятельности".

•Разработаны дистанционные курсы (послевузовское образование) по темам; "Гигиена атмосферного воздуха", "Иммунопрофилактика инфекционных болезней". "Гигиена водоснабжения населенных мест". "Гигиеническое воспитание", "Управление здравоохранением и общественное здоровье", "Общая врачебная практика (семейная медицина)".

•Подготовлены 5 методических пособий, 4 учебно-методических комплекта; структура и фрагменты содержания ГОС по специальностям "Лечебное дело", "Фармация", "Педагогика" по программе дополнительного профессионального образования "Преподаватель высшей школы"; программы "Магистр общественного здоровья", "Магистр фармации".

•Разработаны концепция и бизнес-план Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом; концепция летней школы "Достижения молекулярной медицины и разработка новых эффективных способов диагностики и
лечения болезней человека"; модель аудиторной имитационной аптеки.

С 4 по 15 сентября 2006 г, проведена экспертиза данных проектов, На сегодня получены положительные заключения по всем 45 проектам, из них 14 направлены на экспертизу в организации Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Российскую академию образования и различные научно-исследовательские институты. По итогам работы творческим коллективам будут выплачены гранты, общая сумма которых превышает 10 млн, руб.

В IV квартале планируется сформировать не менее 110 творческих коллективов академии по разработке инновационных образовательных программ, внедрению в учебный процесс последних достижений науки и пр.

В течение летнего периода сотрудники академии готовили документацию для открытых конкурсов по закупке оборудования и компьютерной техники, проектированию инфраструктуры систем и пр. Всего было объявлено 20 открытых конкурсов на общую сумму более 400 млн. руб. Среди них: создание системы дистанционного образования: разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества образовательной деятельности Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова в соответствии с требованиями и рекомендациями международного стандарта менеджмента качества; развитие информационно-технической инфраструктуры ММА; ремонт помещений, предназначенных для размещения лабораторного оборудования; создание интегрированной информационной системы управления Московской медицинской академии; разработка программного обеспечения электронной библиотеки; развитие многоуровневой образовательной системы для подготовки специалистов по общественному здоровью с целью повышения их востребованности на рынке труда (высшее и послевузовское профессиональное образование): разработка модели системы дополнительного профессионального образования с использованием современных образовательных технологий; создание информационно-аналитической системы по мониторингу клинических исследований и научно-исследовательских работ в области медицины и фармации на основе данных российских и международных журналов и пр.

Большинство из объявленных конкурсов будет реализовано в конце 2006 г. Академия уделяет большое внимание информированию обучаемых и сотрудников. Разработан и утвержден план проведения тренингов и учебных семинаров для членов творческих коллективов и деканов факультетов до конца 2006 г. Всего планируется провести более пяти тренингов. В декабре намечается организовать конференцию по итогам выполнения инновационной образовательной программы в 2006 г., где с докладами и презентацией результатов выступят творческие коллективы академии.

Запланированы ежемесячные мероприятия по информированию о ходе реализации инновационной образовательной программы. В ноябре пройдет виртуальная конференция обучаемых и ректората академии, на которой студенты смогут задать вопросы ректору, представить свои предложения по реализации инновационной образовательной программы. Также на официальном портале академии организован раздел, посвященный реализации национальных проектов в ММА. На данном разделе создан форум, на котором представители академии могут обсудить содержание и процедуру реализации национальных проектов. Разработана и согласована структура раздела "Национальные проекты в ММА" на официальном портале академии. К информации открыт доступ всем желающим.

В третьем квартале было опубликовано 8 статей в различных журналах и газетах, в том числе в газете "Медицинская академия".


Исходная статья: "Медицинская академия"